«Нетрадиционные техники выполнения творческих работ»
методическая разработка

Смирнова Наталья Александровна

Уровень образовательной организации, мастер - класс для воспитателей, АОУ д/с №22 «Родничок», 26.09.18г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_netraditsionnye_tehniki.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 22 «РОДНИЧОК»

(АОУ детский сад № 22 «Родничок»

Мастер - класс: «Нетрадиционные техники выполнения творческих работ»

Подготовила: воспитатель Смирнова Наталья Александровна

        Долгопрудный , 2019

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, воспитания, а так же духовного развития человека.

Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности.

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры.

Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном направлении.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства.

С каждым годом совершенствуются технологии декоративно-прикладного творчества, как в промышленных масштаба, так и при преподавании и на уроках в школа искусств.

Поэтому современный урок ДПИ ставит перед собой цели:

Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.

Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.

Познакомить с различными видами декоративной росписи.

Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа

Выполнение этих целей подразумевает умение учащихся пользоваться различными декоративно-прикладными техниками. Если в младших классах это происходит в виде использования основной технологии с незначительным добавлением других материалов. То в старших классах ученики полностью планируют и исполняют декоративную композицию из разнородных, иногда практически несовместимых материалов, добиваясь цельности замысла и упорядоченности композиции.

2. Виды смешанных техник в младших и старших классах на уроках ДПИ

В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – мозаика из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.

Гофротрубочки так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

Квиллинг (от англ. quilling от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения.

Квиллинг – изготовление декоративных композиций с помощью скрученных в спираль полосок цветной бумаги, техника также родом из Средневековья. Изначально ею занимались монахи, сейчас таким способом мастерицы делают открытки, декоративные панно, бижутерию. В основе техники лежит простейший прием – длинная полоска специальной бумаги скручивается в спираль с помощью тонкого стержня (в простейшем варианте это может быть стержень обычной шариковой ручки). Затем заготовке придается продолговатая, согнутая с одной стороны или любая другая форма, в результате получаются различные лепестки, лучи снежинок и так далее. Обычно требуется изготовить довольно много элементов, которые затем собираются в единую композицию.

Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

Ганутель эксклюзивное мальтийское рукоделие. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.

Пейп-арт - техника декорирования бумажными салфетками, не путайте с декупажем. Окантовка нитью из салфеток. «Пейп-арт» это техника, имитирующая другие, более дорогостоящие техники изображения, например, такие как резьба, чеканка, ткачество. Чтобы сделать салфеточные нити, нужно сложить трехслойную или двухслойную салфетку и нарезать ее на полоски шириной 1-1,5 см, держа за один конец на секунду опустить в воду.

А потом этими нитями можно декорировать что угодно: бутылки, шкатулки, упаковку для подарка, горшки для цветов, настенные тарелки

Узор нужно выкладывать сырыми салфеточными нитями и приклеивать их клеем ПВА, если нитки высохли их можно смочить еще раз.

«Пейп-арт» хорошо сочетается с мозаикой, декоративными камнями, лепниной из пластики или соленого теста.

Декупаж - технология декупажа заключается в декорировании поверхностей при помощи бумажной аппликации. Наиболее популярными направлениями являются декупаж по дереву, стеклу, мебели. В магазинах с товарами для рукоделия можно найти все необходимые инструменты и материалы для декупажа. Основной материал для этой техники – специальные салфетки из рисовой бумаги с различными рисунками. В отличие от обычных столовых салфеточек, салфетки для декупажа не слишком плотные, но и не очень тонкие. Можно выбрать много красивых салфеток, чтобы создать поле для экспериментов.

В большинстве случаев сначала поверхность для декорирования покрывается средством для обезжиривания, далее – красками или кракелюром. Затем наносятся бумажные изображения и вновь покрываются акриловым лаком. Работа может выполняться в различных стилях – от «прованса» до античного стиля.

Объемный декупаж – творческий процесс создания трехмерного изображения при помощи салфеток, клеющего геля или самозатвердевающей пасты на плоской поверхности. Этот вид творчества имеет несколько синонимов: 3d декупаж, папертоль или же арте-франчез.

Необходимое для работы: - грунтовка, - лак, - клей ПВА, - салфетки с тематическим рисунком (мотивы), - ножницы, - моделирующая паста, - кисть, - шкурка

При работе с этой техникой необходимо использовать специальную пасту для моделирования. Она отвердевает на воздухе и не требует обжига или дополнительной обработки. Объемный декупаж с пастой можно применять, декорируя рамки для фото, украшая различные панно и керамические изделия. Объемный декупаж бутылок выполняется с использованием все тех же компонентов: самозатвердевающих паст, салфеток, клея и вашего прекрасного настроения.         Фантазия креативного человека не ограничена рамками обыденности. Творческие единицы не только создают материалы для декорирования, но и обдумывают идеи для форм декора и новых поверхностей. Объемный декупаж бутылок наглядно демонстрирует многогранность воплощения идей.  

При этом используют различную плотность нанесения рисунка на поверхность. Объемный декупаж бутылок позволяет создавать простые  по объему композиции и сложные по текстуре изделия.

Выводы

В последние годы, наряду с вязанием, вышивкой, макраме, плетением из бисера, становятся популярными другие виды декоративно-прикладного творчества. Это декупаж, скрапбукинг, декор в технике point-to-point, квиллинг, фелтинг и другие. Ими можно овладеть, даже не умея рисовать и не обладая какими-либо особенными навыками.

Скрапбукинг («книжка из обрезков», «книга вырезок») – изначально изготовление своими руками альбомов для фотографий. В широком смысле современный скрапбукинг как вид декоративного творчества – это изготовление открыток, записных книжек, фотоальбомов, украшенных объемными и плоскими изображениями, текстильными, металлическими элементами, кружевом, искусственными цветами, которые компонуются в законченную композицию, фотоколлаж на определенную или свободную тематику. Альбомы, открытки и блокноты могут представлять собой не только традиционную книжку, но и складываются «гармошкой», домиком или коробочкой.

Point-to-point – это так называемая точечная роспись, техника, при которой поверхность украшается точками, наносимыми специальным контуром. Особенностью этой техники является кропотливая мелкая работа – чтобы получился тонкий изящный узор с красивыми цветовыми переходами, точки должны быть мелкими, не растекаться и наноситься очень близко друг к другу. Кроме того, это довольно затратный метод декора – качественные контуры стоят недешево, и для качественного градиента требуется несколько оттенков одного цвета. «Наточкать» можно не только самостоятельную картинку, этот способ удачно дополнит работу в технике декупаж.

Ассамбляж (фр. assemblage) – техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Витражи для окошек в избушке Зимушки- Зимы" Нетрадиционная техника выполнения витражей -клеевые картинки

Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом "витраж"  и техникой  его выполне...

Творческий проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ»

Основная  цель  работы с детьми с ОВЗ - улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, адаптация к окружающей среде. Все обучение в группе «особый ребенок» несе...

Организованная непосредственная деятельность по рисованию нетрадиционной техникой выполнения в средней группе.«Кисть рябинки»

v - освоить новую технику рисования – прикладываниеv - учить детей описывать по плану, умение анализировать иллюстрации, выделять главноеv - познакомить с зимующими птицами, учить заботиться о птицах ...

Алгоритм выполнения творческой работы нетрадиционной техникой рисования

Выполнение эскиза - раскрашивание восковыми карандашами - покрытие листа акварелью - итог работы....

Методическая разработка "Выполнение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 5-6 лет".

Цель: развитие творческих способностей детей.Тема: «Первые подснежники»Цель: выполнение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования.Задачи:Образовательные:- формиро...

Презентация «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ».

Для повышения активности детей при выполнении образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию направленное на самостоятельное творчество ребенка при проявлении детской фанта...