Инновационный потенциал педагогического коллектива
методическая разработка

«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое»

Питер Джукер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_potentsial_pedagogicheskogo_kollektiva.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный потенциал педагогического коллектива

«Чтобы иметь будущее, нужно

быть готовым сделать что-то новое»

Питер Джукер

В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она помогает воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приёмов в педагогической деятельности. Необходим поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования.

Поэтому, приступая к инновационной деятельности, старший воспитатель должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

Важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.

  • Восприимчивость педагогов к новому – это потребность в постоянном профессиональном росте. 

Восприимчивый к нововведениям педагог:

- стремится внедрить передовой опыт в практику;

- постоянно занимается самообразованием;

- привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;

- анализирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными руководителями;

- умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

  • Подготовленность к освоению новшеств включает в себя:

- информированность о новшествах,

- наличие потребностей в обновлении педагогического процесса,

- имеет знания и умения для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

  • Степень новаторства педагогов в коллективе. 

Ученый К. Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.

Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

Группа «Передовиков». Педагоги, которые первые осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.

Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в, то, же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.

Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.

Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.

Педагоги, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, оказывали сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя – формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях.

Создание условий для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов через разные формы:

- прохождение краскосрочных курсов;

- участие педагогов в работе муниципальной площадки;

- обмен опытом работы;

- семинар-практикум «Индивидуально-дифференцированный подход к детям в ДОУ»;

- мастер-класс «Вопросы развития интеллектуальных способностей детей через организацию познавательно-исследовательской деятельности»;

- педагогический совет на тему: «Современные образовательные игровые технологии в дошкольном периоде. Игры для обучения детей чтению, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей»;

- круглый стол «Современные технологии познавательного развития детей»;

- организация работы творческих групп;

- самостоятельная работа педагогов по изучению литературы по игровым технологиям.

Создание единой системы мониторинга. 

Систематический анализ результатов инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления образовательной деятельностью. Совместно с руководителем, педагогами и специалистами ДОУ создаётся единая система мониторинга, которая обеспечивает необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:

Информационный мониторинг – с целью сбора, накопления и систематизации материала в педагогическом кабинете оформляется выставка на тему «Инновационная деятельность в ДОУ», кабинет обеспечивается литературой в рамках инновационной деятельности, использование интернет ресурса, подписные издания.

Психолого-педагогический – подбор психолого-педагогических методик, позволяющих собрать информацию о динамике развития ребёнка. Эта информация размещается в индивидуальной карте развития ребёнка, которая даёт возможность выявить проблемы и наметить пути дальнейшего развития ребёнка;

Для родителей проводится анкетирование, направленное на изучение отношений родителей к инновационной деятельности в ДОУ.

Для педагогов предлагается вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации инновационной деятельности.

Создание современной развивающей предметно-пространственной среды для детей, родителей, педагогов.

В связи с инновацией в дошкольном образовательном учреждении усовершенствуется материально-техническая база дошкольного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах, соответствует требованиям ФГОС и основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе возрастных  особенностей воспитанников, их потребностей и интересов. Развивающую предметно-пространственную среду в группах, необходимо направить на решение задач работы с детьми, родителями, педагогами, которая позволит:

- расширять жизненное пространство детей;

- подбирать игры в соответствии с индивидуальными характеристиками ребёнка и задачами развития;

- способствовать приобретению коммуникативного опыта при общении с людьми разного возраста (взрослыми и детьми);

- определить отдельное пространство со специально организованными зонами и помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями;

- сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда могла носить как универсальный, так и тематический характер. Позволила быстрее и качественнее разрешать проблемы, связанные с возрастными особенностями детей.

Выявить и распространить инновационный опыт.

Результаты инновационной деятельности можно распространить через: публикации и статьи, разработку и защиту проектов, рекомендаций, материалов, участие в конкурсах различного уровня.

Заключение

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время ДОУ является:

- сложным организмом, стремящимся к развитию, к новым возможностям;

- создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников, родителей, социума;

- обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.

Необходимо сформировать в дошкольном учреждении свою систему работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит:

- от степени сплоченности коллектива,

- его творческой направленности,

- профессиональной компетентности каждого педагога.

Литература

1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – 97 с.

2. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]: пособие / Л.М. Волобуева. – М.: Творческий центр, 2004.

3. Елисеева, К.В. Инновационные технологии в методической работе [Текст]: К.В. Елисеева, И.А. Лазарева // Управление ДОУ. – 2010. – № 2. – С. 18-22

4. Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: Творческий Центр «Сфера». 2008. – 122 с.

5. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / Н.В. Микляева. – М.: «Айрис пресс», 2008. – 152 с.

6. Урмина, И. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: программно - методическое обеспечение / И. Урмина, Т. Данилина. – М.: Линка – Пресс, 2009. – 306 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Министерство образования и науки Республики ХакасияГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Кафедра управления образованиемПроект теор...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала

Обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств....

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

управление инновационным поведением педагогического коллектива дошкольного учреждения...

Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала

В ДОУ разработана «Технология здоровьесбережения», задачами которой являются:1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использо...