«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
консультация

Мальцева Марианна Сергеевна

Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

 «Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования  нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

Подготовила

 педагог-организатор

 Мальцева Марианна Сергеевна

г. Покачи

Период дошкольного детства является сензитивным, для развития творческого потенциала ребёнка. С учётом требований современного мира развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Искусство – это форма познания мира, которая вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны. Работая педагогом по изобразительной деятельности, отмечала, что дети выполняют программу по изобразительной деятельности, умеют пользоваться изобразительными материалами, но в их работах нет творческого подхода. В детских работах можно было наблюдать совершенно одинаковые рисунки с отсутствием индивидуальности. Они повторяли образец педагога. Для того чтобы дети научились мыслить творчески,  необходимо было решить следующие задачи:

1) разбудить фантазию, воображение ребёнка;

2) научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными изобразительными техниками.

Для этого, была разработана программа по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования «Мир фантазий», которая предполагала создание условий для развития творчества дошкольников. Организован кружок «Радуга» по изобразительной деятельности, где имеется всё необходимое для привития любви дошкольника к изобразительному искусству, развития его творчества. Работа в данном направлении помогла понять, что для развития творческих способностей дошкольника нужен иной взгляд на общение с ним, отличный от традиционных рассказов и показов. Главным в развитии детского воображения, считаю применение нетрадиционных технологий и техник в разных видах изобразительной деятельности.

Для развития воображения, фантазии и творческих способностей большие возможности дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:

- задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его;

- игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет;

- игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо;

- задания «Нарисуй настроение радуги», «Рисую, чем пахнет радуга», «Мои цветные сны» помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;

- для того чтобы уйти от стереотипности в изображении, например, домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки», где детям предлагается изобразить свой дом в виде какого-нибудь объекта (грибок, яблоко, цветок, посуда и т.д.).

С приобретением интерактивной доски в кабинет изостудии, рисование приобрело более творческий характер. Дети могут много раз что-то дорисовать и переделать, посоревноваться.

На занятиях использую элементы арт-терапии. Дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Мальчик нарисовал себя в образе кота с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень сильный, большой, меня все боятся».

Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, т.к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. На занятиях по рисованию использую свои авторские сказки: «Сказка об упавшем осеннем листочке», «Волшебные облака», «Клякса забияка », «О том, как Зима с Весной поспорили», «Ёж и ёлка», «Новогодние чудеса», «Страна рисовандия», «Про жар-птицу и конька-горбунка». Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Рисунки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении.
Очень привлекают детей и нетрадиционные изобразительные техники. Дети принимают всегда с радостью интересные, ранее неизвестные им способы изображения одних и тех же объектов.

Раскроем тему «Природа» - рисование деревьев. В каждой возрастной группе можно использовать разные техники рисования. В средней группе подходит пальчиковая живопись, где разноцветные осенние листочки дети изображают пальчиком, используя для каждого цвета другой пальчик.
С детьми старшего дошкольного возраста:

- восковыми мелками и оттиском мятой бумаги рисуем «Осеннее дерево»;

- применяя технику кляксография, изображаем «Грустное дерево»;

- используя технику оттиска поролоном, изображаем «Яблоню с румяными яблочками»;

- с помощью техники монотипия рисуем «Дерево, отражающееся в воде»;

- в технике цветной или чёрно-белый граттаж, дети изображают «Волшебный лес».

Выполняя рисунки по теме «Цветы», кроме традиционного примакивания и тычка, использую:

-печать ластиком и рисованием пальчиком при рисовании «Ветка рябины»;

-печать трафаретом, изображая «Тюльпаны»;

-набрызг при изображении «Осеннего букета в вазе» (в разных вариациях);

-печать штампами при рисовании узора в полосе «Узоры»;

-рисование свёрнутой газетой «Розы»;

Дети,  ознакомившись с разными изобразительными техниками, не боятся самостоятельно получать новые оттенки красок при их смешивании, создают неповторимые, и не похожие друг на друга рисунки. Старшие  дошкольники уже не говорят «Я не умею рисовать», «Помогите мне». Свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценить ребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь.  Работа по развитию творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности проходит в тесном сотрудничестве с педагогами возрастных групп и не ограничивается стенами изостудии. В группах созданы мини-центры по развитию детского творчества. В них расположены все необходимые материалы для самостоятельной деятельности детей. Всё находится в рабочем состоянии в достаточном количестве, в удобном для детей месте.
Работы ребят используются для украшения интерьера групповых комнат и фойе нашего учреждения. Развитие умения замечать и ценить прекрасное в окружающей жизни, привитие эстетического вкуса, для наших воспитанников начинается с детского сада.

Изобразительная деятельность как средство развития творчества дошкольника должно входить в жизнь детей с раннего возраста. Детям доставляет много удовольствия нетрадиционная техника рисования,  она даёт простор для творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные техники и технологии развития творчества детей в процессе изобразительной деятельности"

Обощение опыта работы по развитию детского творчества детей с ипользованием инновационных технологий...

"Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях по изобразительной деятельности"

Актуальность.     Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.И самое эффективное ее...

Использование нетрадиционных методов рисования на занятиях по изобразительному искусству детей 6-7 лет

Использование нетрадиционных методов рисования на занятиях по изобразительному искусству детей 6-7 лет...

"Развитие тонкой моторики у дошкольников с задержкой развития посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности."

Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, не...

Инновационные техники и технологии развития творчества детей в процессе изобразительной деятельности

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок пред

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство &nda...