Рабочая программа старшей группы
рабочая программа (старшая группа)

Климовская Наталья Валерьевна

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

 

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

 

1.   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: санитарные правила и нормативы   СанПиН   2.4.1.3049-13,   утвержденные   Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее - СанПиН).

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.092014 №1726-р).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден щ Приказом Минобрнауки России от 29.08. 2013 №1008).

5. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

6. Устав МБДОУ Д/с № 9 «Якутяночка» ГО «город Якутск», утвержденный распоряжением Окружной администрации города Якутска от 19.01.2016 года № 37 р. (далее — Устав).

7. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности №1718 серия 14 Я 01 №0001691 от 13.05.2016 г., бессрочно.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshaya_gruppa_umka.docx104.66 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа «город Якутск»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей  № 9 «Якутяночка»

_____________________________________________________________________________

677000, г. Якутск, ул. Чернышевского 12/3, 45-03-67, 45-11-99,

e-mail:detsad9@sakha.ru, detsad9@yaguo.ru

Согласовано наУтверждаю___________

пед.совете МБДОУ                                                Заведующая МЮДОУ

Д/с № 9 «Якутяночка»                                                                          Д/с № 9 «Якутяночка»

дата____№ протокола___                                                                    Сметанина Н.Г.

Рабочая программа

Воспитателей старшей группы  «Умка»

Климовской Натальи Валерьевны

Никифоровой Марии Иннокентьевны

Якутск, 2018

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы, регламентирующие рабочую программу

3

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

5

1.3.

Планируемые результаты освоения программы

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

11

2.1.

Возрастные особенности и новообразования детей дошкольного возраста от  4 до 5  лет

11

2.2.

Содержание работы по образовательным областям

13

2.3.

Перспективный план работы на 2016-2017 учебный год

24

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

26

3.1.

Режим работы группы

26

3.2.

Расписание образовательной деятельности

26

3.3.

Программно-методические материалы

27

3.4.

Материально-техническое обеспечение

28

ПРИЛОЖЕНИЕ

34

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: санитарные правила и нормативы   СанПиН   2.4.1.3049-13,   утвержденные   Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее - СанПиН).

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.092014 №1726-р).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден щ Приказом Минобрнауки России от 29.08. 2013 №1008).

5. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

6. Устав МБДОУ Д/с № 9 «Якутяночка» ГО «город Якутск», утвержденный распоряжением Окружной администрации города Якутска от 19.01.2016 года № 37 р. (далее — Устав).

7. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности №1718 серия 14 Я 01 №0001691 от 13.05.2016 г., бессрочно.


  1. Целевой раздел программы

  1. Пояснительная записка

       Рабочая программа общеобразовательной старшей группы (Далее - Программа) является документом, представляющим модель образовательного процесса разработанного в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей   группы МБДОУ Д\с № 9  «Якутяночка».

Содержание образовательного процесса выстроено с учетом требований примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»                        под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программы МБДОУ «Детский сад №9 «Якутяночка» в соответствии с ФГОС ДО и  элементы примерной образовательной программы «Детский сад 2100», также игровые технологии  «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.

        Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

        Данная рабочая программа разработана на 1 год (2016 - 2017год).

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения цели  Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

      Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только                 при целенаправленном влиянии педагога на ребенка в детском саду. От педагогического мастерства педагога, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

       Основные принципы и подходы Программы:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•        предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

  1. Значимые характеристики особенностей развития

детей дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5 - 6 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5 до 6 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Старший дошкольный возраст — период активного развития и становления познавательной деятельности. Маленький ребенок  активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать как эти предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать». Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Если для маленького ребенка важен лишь результат (нарисовать домик, снеговика, построить башенку), его внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения. Ребенок 3-4 лет, сравнивая свой рисунок или поделку с образцом, скажет, что у него получилось так же и всегда оценит свою работу только положительно. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника — «как» это надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Некоторые авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства». С этим трудно согласиться. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие-это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки — возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития — одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

          1.3 Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    •  Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

    •  Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства,  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

    •  Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

    •  Ребёнок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    •  Ребёнок понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других вероисповеданий, их физических и психических особенностей.

    •   Ребёнок проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

    •   Ребёнок проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

    •  Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

     •  Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения . речевого  высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

     •  У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

     • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он  может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

     •   Ребёнок проявляет ответственность за начатое дело.

     • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Он склонен наблюдать, экспериментировать,   обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  

     •   Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.

     •  Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.

     •  Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)

     •   Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

     •   Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

     •   Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

     •   Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает  здоровый образ жизни как ценность.

Система оценки результатов освоения программы

Система оценки результатов освоения программы достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) направлен на осуществление оценки индивидуального развития детей.  Такая оценка проводится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
  2. оптимизации работы с группой детей.

Объектом мониторинга выступают физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка-дошкольника.

Формы мониторинга обеспечивают объективность и точность получаемых данных и включают в себя:

- Наблюдение за ребенком (в психологии) - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

-   Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.

-   Анализ продуктов детской деятельности.

Периодичность мониторинга – два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-мае).

     В сентябре-октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка), в рамках которого определяются:

  • достижения;
  • индивидуальные проблемы, проявления, требующие педагогической поддержки;
  • задачи работы;
  • при необходимости индивидуальная работа или индивидуальный

маршрут развития ребенка на год.

     В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.

Результаты мониторинга заносятся в специальную таблицу (приложение №1)

Степень освоения ребенком образовательной программы оценивается по специальной шкале:

Высокий –  показатель проявляется ярко, это достижение ребенка;

Средний –  показатель проявляется нестабильно, неустойчиво;

Низкий – показатель почти не проявляется.

В конце года подводится итог работы, составляется графическая диаграмма, на которой можно наглядно увидеть результаты учебного года.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Возрастные особенности и новообразования детей

дошкольного возраста от 5 до 6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве переферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части  предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе  признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений):  представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например,  старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

2.2 Содержание работы по образовательным областям

       В данном  разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые  представлены в пяти образовательных областях, с учетом вариативных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания образования.

       Представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

       В образовательном разделе отражены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

       В разделе отражены направления парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми.

Социально - коммуникативное развитие

В этом подразделе программы отражены  основные направления социально-коммуникативной компетентности, которые включают в себя следующие умения:

  • умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. и рассказать о нём);
  • умение получать необходимую информацию в общении;
  • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение спокойно отстаивать своё мнение;
  • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
  • умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.);
  • умение уважительно относиться к окружающим людям;
  • умение принимать и оказывать помощь;
  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Содержание работы по комплексному сопровождению развития ребёнка базируется на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей с чётким определением задач каждого.

Старшая группа, дошкольный возраст   (5-6 лет)

Цель: создание условий для развития социального и эмоционального интеллекта, освоение представлений социального характера.

Задачи:

обеспечить психолого – педагогическое сопровождение для социально – коммуникативного развития :  в  

-  игровой деятельности;,

- приобщении к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральными);

- формировании гендерной. семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- трудовой деятельности;

- основ собственной безопасности жизнедеятельности;

-формировании предпосылок экологического сознания.

Направление деятельности

Формы работы

Целевые ориентиры

Сюжетно – ролевые игры

-организация игры;

- выбор тем игры и развитие сюжета на основе знаний при восприятии окружающего мира;

- ролевое взаимодействие и взаимоотношения;

- прогнозирование игровых действий.

Подвижные игры

- игры с элементами  соревнования;

- народные игры.

Театрализованные игры

-игровые действия и роли;

-линия поведения в роли;

- спектакли, концерты.

Дидактические игры

- действия с игрушками;

- культура честного соперничества.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

- забота, защита, вежливость.

Формирование гендерной. семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

- Образ «Я»

- Семья

- Детский сад

- Родная страна.

- Наша Армия.

Труд

- самообслуживание хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Безопасность

- основы безопасности собственной жизнедеятельности;

- экологическое сознание

- индивидуальная игра;

- совместная игра;

- игровые обучающие ситуации;

- педагогические ситуации;

-проектная деятельность;

- интегративная деятельность;

-просмотр и анализ;

-экспериментирование;

- беседа;

- обсуждение;

- совместные действия;

 - поручения и задания;

 - бытовые поручения;

- сезонная деятельность на участке;

- дежурство.

- ребенок овладел  установкой положительного отношения к миру;

- обладает развитым воображением;

- способен к волевым усилиям;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

- старается следовать нормам и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

-соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.

Познавательное развитие

Образовательная область «познавательное развитие» отражает два направления: формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

В формировании элементарных математических представлений раскрыты вопросы целеполагания и постановки задач, направления деятельности, формы работы, обозначены  целевые ориентиры.  Здесь дано последовательное, примерное содержание образовательной деятельности по следующим  программным вопросам:

- количество, величина, форма;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени.

В этом варианте

Окружающий мир (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) отражает примерное содержание совместной образовательной деятельности по вопросам предметного и социального окружения и ознакомлению с природой.

Педагог имеет право выбора и  может использовать в своей практической деятельности любой вариант, так как их  содержательную основу, составляют единые требования Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в образовательной области  «Познавательное  развитие».

Старшая  группа, дошкольный возраст (5 - 6 лет)

Цель:

создание условий для формирования  элементарных математических представлений по разделам:

- количество;

- величина;

- форма;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени

Задача:

обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений

Направление деятельности

Формы работы

Целевые ориентиры

Количество

- разбивать множество на части и воссоединять их;

- счет до 10 (на наглядной основе);

- сравнение рядом стоящих чисел в пределе 10;

- считать предметы;

познакомиться с цифрами от 0 до 9;

- порядковый счет в пределах 10;

- количественный состав числа;

- сравнение целого и части

Величина

- длина, высота, ширинапредметов от 5 до 10;

-сравнение двух  предметов по величине

Форма

- овал, его сравнение с кругом и прямоугольником;

- анализ предметов по форме

Ориентировка в пространстве

-смысл пространственных отношений (между, рядом, около);

-направления движения;

- ориентировка на листе бумаги

Ориентировка во времени

- сутки;

-последовательность событий

-проектная деятельность;

-исследовательская деятельность;

- конструирование;

экспериментирование;

- развивающие игры, викторины;

-интеллектуальная эстафета;

- наблюдение;

-проблемные ситуации;

- беседы;

-интегрированная деятельность;

- моделирование;

-игровое моделирование

-ребенок ориентируется в содержании программных эталонов по количеству, величине, форме, ориентируется в пространстве и времени;

-ребенок владеет способами познавательно – исследовательской деятельности;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

Примерное содержание совместной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Окружающий мир

Цель: создание условий для формирования представлений об объектах окружающего мира

Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение для формирования познавательных действий

Старшая группа (5-6 лет)

Предметное и социальное окружение

-мир предметов, материалы;

- профессии;

-история человечества;

-реконструкция жизни людей разных времен.

Ознакомление с природой

- растения;

- домашние и лесные животные;

- чередование времен года;

-многообразие природы – климатические зоны;

-взаимодействие живой и неживой природы.

Формы работы

-проектная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- конструирование;

- экспериментирование;

- развивающие игры;

-проблемные ситуации;

-интегрированная деятельность;

целевые прогулки;

- коллекционирование;

- моделирование;

реализация проектов;

- игры с правилами.

Целевые ориентиры

- ребенок знает предметное окружение;

- проявляет интерес к природным явлениям в виде коротких высказываний;

- активен;

-эмоционален в действиях с игрушками.

-ребенок интересуется культурными явлениями жизни;

-проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях.

-ребенок владеет культурными способами действия;

-обладает положительной установкой отношения к миру.

Ребенок владеет культурными способами действия;

-обладает положительной установкой отношения к миру;

-имеет развитое воображение;

-выражает мысли.

Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» представлена в последовательном, примерном содержании образовательной деятельности по следующим  программным вопросам:

- развитие свободного общения со взрослыми;

- развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;- подготовка к обучению грамоте.

  В нем раскрыты вопросы целеполагания и постановки задач, направления деятельности, формы работы, обозначены  целевые ориентиры.

Старшая группа (5-6 лет)

Цель, задача

Направления деятельности

Формы  работы

Целевые ориентиры

Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей   5 – 6  лет

Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей  5 – 6  лет.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- речевое разнообразие окружающего мира;

- детские впечатления;

-убеждение, высказывание, объяснение.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:

-существительные, прилагательные, наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду;

-слова, со сходным значением;

-слова с противоположным значением.

Звуковая культура речи:

-отчетливое произношение звуков;

- различение на слух сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков;

-развитие фонематического слуха.

Грамматический строй речи:

- согласование слов в предложениях;

- ударения в слове;

- способы образования слов;

- однокоренные слова;

-составление по образцу  простых и сложных предложений;

- косвенная речь.

Связная речь:

- диалогическая форма речи, связная речь;

- монологическая речь;

- рассказы о предмете. Сюжетной картине;

-рассказы по картинкам;

- творческие рассказы.

Чтение  художественной  литературы

Формирование интереса и потребности в чтении:

 -внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений;

 -выразительное чтение стихов;

-оформление книг, иллюстрации.

- чтение

- беседа;

- рассматривание;

-решение проблемных ситуаций;

- разговор;

- разучивание стихов, потешек. скороговорок;

-игра, проектная деятельность;

-интегрированная деятельность;

- обсуждение;

- рассказ;

- инсценирование;

- сочинение загадок, стихов;

-использование различных видов театра.

-ребенок может участвовать в беседе;

-ребенок умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ;

-ребенок составляет по образцу рассказы по сюжетной картинке;

- определяет место звука в слове;

-ребенок владеет устной речью;

-ребенок  может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- ребенок способен к речевому высказыванию

- у ребенка присутствуют предпосылки грамотности.

Художественно-эстетическое развитие

       Музыка

       Основные формы, методы, средства развития музыкально-творческой деятельности детей.

       Одной из форм организации процесса музыкально-творческого развития детей  дошкольного возраста являются музыкальные занятия,которые могут проводиться в партнерском взаимодействии педагога со всей группой (фронтально) или с подгруппой (что является наиболее предпочтительным вариантом) детей.

       Независимо от формы организации образовательной деятельности, методы и приемы музыкального развития используются в комплексе:

Словесные методы

  • объяснения
  • указания
  • вопросы
  • словесные приёмы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды)

Старшая группа(5-6 лет)

Цель: создание условий для эмоционального развития и восприятия музыкально – художественной деятельности.

Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение музыкально – образовательного процесса.

Слушание

Пение

Музыкально – ритмические движения

Играна детских музыкальных инструментах

-знакомство с классической, народной и современной музыкой;

-развитие звуковысотного и динамического слуха.

-певческие навыки: звукообразование, дыхание, дикция,

самостоятельность в песенном творчестве.

-русские хороводы, пляски, танцы других народов.

Композиция танца, инсценирование танцевальных песен.

Исполнение простейших мелодий индивидуально и в оркестре.

Целевые ориентиры:

Целевые ориентиры:

Целевые ориентиры:

Целевые ориентиры:

-проявляет любознательность к музыке, исполнительству в коллективе и индивидуально.

- ребенок владеет культурными способами деятельности.

-ребенок проявляет интерес к двигательной активности, ритмическому творчеству.

-ребенок обладает начальными сведениями об оркестре и его инструментах.

Изобразительное искусство

Изобразительная деятельность – это раздел образовательной области «Художественно – эстетическое развитие дошкольников»

       Примерное содержание работы этого раздела -  это обучение рисованию, лепке, аппликации. Последовательность тем программного  материала этого раздела тесно связана с познанием окружающей жизни. Это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом.

       Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

       Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, аппликацией способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

       Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.

       Такие подходы позволяют овладеть ребенку развитым воображением, основными культурными способами деятельности, что является одним из требований выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Старшая группа (5-6 лет)

Цель:   создание условий для приобщения детей к изобразительному искусству.

Задача:  обеспечить психолого - педагогическое сопровождение образовательной деятельности по приобщению детей к изобразительному искусству.

Рисование

Лепка

Аппликация

Развитие детского творчества

Предметное рисование: форма, величина, пропорции, композиционные умения.

Сюжетное рисование: сюжетные композиции на темы литературных произведений.

Декоративное рисование: роспись, узоры, региональное декоративное искусство.

-фигуры людей и животных;

-мелкие детали;

-технические умения и навыки (стека).

Декоративная лепка:

-украшение узорами;

-углубленный рельеф.

-разрезание бумаги на разные полоски;

-вырезание одинаковых фигур и их детали;

-предметные и сюжетные композиции.

-народное декоративно – прикладное искусств;

-декоративное творчество (региональный компонент).

Целевые ориентиры:

Целевые ориентиры:

Целевые ориентиры:

Целевые ориентиры:

- ребенок владеет культурными способами деятельности.

-ребенок обладает развитым воображением.

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика,  изобразительные умения.

- ребенок знаком с различными видами изобразительной деятельности, проявляет интерес и творческую инициативу.

Физическое развитие

Образовательная область «Физическое развитие» представлена в виде примерного содержания работы ДОУ, по двум направлениям:

- физическая культура

- здоровье

 Направление образовательной деятельности по физической культуре предполагает достижение целей формирования у детей раннего и дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, которое включает в себя:

- развитие физических качеств: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;

- накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными движениями;

- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Направление  «Здоровье» в воспитательно- образовательном процессе ДОУ предполагает:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- воспитание культурно – гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

-организацию рационального питания ( второй завтрак, питьевой режим, прием овощей и фруктов в обед и полдник).

       Содержание физкультурно – оздоровительной работы состоит из следующих компонентов:

- гибкого  режима дня;

-утренней гимнастики;

- приема  детей на улице в теплое время года;

- двигательной активность во время прогулки;

- физкультурных занятия и физкультурных досугов;

- подвижных игр;

- музыкально – ритмических движений;

- игровых упражнений, хороводов;

- логоритмической гимнастики.

       Такие подходы позволяют создать условия, для того, чтобы ребенок проявлял волевые усилия, следовал социальным нормам поведения  в игровых и подвижных  видах деятельности, соблюдал правила безопасного поведения и личной гигиены, что является требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Старшая  группа дошкольный  возраст (5-6  лет)

Цель, задача

Направления работы

Формы работы

Целевые ориентиры

Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по физическому развитию детей 4 – 5 лет.

Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение по физическому развитию детей 4 – 5 лет.

Развитие физических качеств

- развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости;

- прыжки в длину, в высоту с разбега;

- равновесие при приземлении;

- подбрасывание и ловля мяча одной рукой;

- ходьба на лыжах;

- элементы соревнований, игры, эстафеты

Двигательная активность

- участие в играх с элементами соревнований;

- поддержка интереса к различным видам спорта;

- физкультурные досуги, праздники.

- физкультурное занятие;

- утренняя гимнастика;

- игра, беседа, рассказ;

- рассматривание;

- интегративная деятельность;

- контрольно – диагностическая деятельность;

- совместная деятельность;

- проектная деятельность;

- проблемная ситуация;

- спортивные состязания

- ребёнок владеет основными движениями;

- проявляет инициативу и самостоятельность в спортивных видах деятельности;

- пользуется физкультурным оборудованием вне занятий;

- ребёнок способен к волевым усилиям;

- ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок следует социальным нормам поведения в спортивно – игровой деятельности.

Примерное содержание совместной образовательной деятельности по овладению элементарными нормами  здорового образа жизни

Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по овладению детьми элементарными нормами здорового образа жизни.

Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение образовательной деятельности для овладения детьми элементарных норм здорового образа жизни.

Воспитание культурно – гигиенических навыков:

- формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;

- формирование привычки самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей;

- формирование привычки соблюдать порядок в своем шкафу;

- совершенствование культуры еды.

- рассказ, беседа;

- практические индивидуальные и совместные действия

- ребёнок умеет выполнять гигиенические процедуры;

- соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

- ребёнок имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.

2.4 Перспективный план работы

Перспективно-тематическое планирование на 2016-2017год

Неделя

Тема недели

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

2 неделя

С Днем Рождения любимый город!

3 неделя

Мой любимый город

4 неделя

Осень

Октябрь  

1 неделя

Я вырасту здоровым

2 неделя

Перелетные птицы

3 неделя

Осторожно – огонь!

4 неделя

Моя семья

Ноябрь  

1 неделя

День народного единства

2 неделя

Мебель

3 неделя

Маленьким детям больше прав

4 неделя

Дикие и домашние животные, их детеныши, подготовка их к зиме

5 неделя

Зимние забавы

Декабрь  

1 неделя

Зима

2 неделя

Новый год спешит к нам в гости

3 неделя

Новый год спешит к нам в гости

4 неделя

Новый Год- встали дети в хоровод!

Январь  

1 неделя

Рождественские каникулы

2 неделя

Зима в лесу

3 неделя

Мир сказок

4 неделя

Профессии всякие нужны, профессии всякие важны

Февраль  

1 неделя

Правила дорожного движения

2 неделя

Герои нашей страны

3 неделя

День Защитников Отчества

4 неделя

Воздух-невидимка

Март  

1 неделя

Праздник Весны

2 неделя

Весна

3 неделя

Народные игрушки

4 неделя

Волшебница вода

Апрель  

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май  

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Перспективное планирование см. в Приложении №2

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Режим работы группы

Вид деятельности

Время

Прием и осмотр детей,   игровая деятельность

7.30 – 8.45

Утренняя гимнастика

8.30 – 8.40

Подготовка к завтраку, завтрак

8.40 – 8.55

Подготовка к образовательной деятельности

8.55 – 9.00

Организационные виды деятельности

9.00 – 09.25

9.35-10.00

Игры, самостоятельная деятельность детей

10.00-10.35

Витаминный завтрак

10.35-10.45

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд, самостоятельная деятельность)

10.45 – 11.30

Возвращение с прогулки

11.30 – 12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00– 12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-14.50

Постепенный подъем, закаливающие процедуры, воздушная гимнастика

14.50 – 15.10

Самостоятельная деятельность с детьми (кружковая работа, художественное творчество, проектная деятельность, музыка, познания, безопасность).

Чтение художественной литературы

15.30 – 15.55

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

15.55 -16.40

Возвращение с прогулки

16.40 - 16.55

Самостоятельная  деятельность, игры

16.55- 17.25

Подготовка к ужину, ужин

17.25– 17.45

Игры, уход домой

17.45 – 19.30

Дома

Прогулка совместно с родителями

19.30 – 19.45

Подготовка к ужину, 2-й ужин

19.45-20.00

Спокойные игры, гигиенические процедуры

20.00-21.00

Ночной сон

21.00-6.30 (7.00)

3.2 Расписание образовательной деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00-9.25 Развивающие игры

9.35-10.00

Звуковая культура речи

10.10-10.35

Музыка

9.00-9.25 Физкультура

9.35-10.00 Формирование элементарных

математических представлений

10.10-10.35 Рисование

9.00-9.25

Музыка

9.35-10.00

 Развитие речи

10.10-10.35 Художественный труд

9.00-9.25 Физкультура

9.35-10.00 Формирование целостной картины мира

10.10-10.35 Рисование

9.00-9.25

Якутский язык

9.35-10.00 Аппликация/лепка

10.15-10.40 Физкультура

3.3 Программно-методические материалы

Образовательная деятельность

Методические пособия и материалы

Обучение  грамоте «По дороге к Азбуке»

  •  «По дороге к Азбуке»   3часть. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте 5-6 лет– М.: Баласс, 2003

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

  • «Наши прописи»: Пособие по подготовке детей к обучению письму 5-6 лет  1часть– М.: Баласс, 2003

- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке» Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителям к частям 3 и 4. Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс, 1999.-128с.//Серия «Свободный ум»

Развитие  речи

- «Занятия по развитию речи и творчества дошкольников: книга для воспитателя детского сада. Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение., 1993 – 271с.

-        «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий» под ред. О.С.Ушаковой.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-144с.

«Ознакомление с  художественной литературой»)

  • Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), раздел «Ознакомление с  художественной литературой»  ЧиндиловаО.В. – М.: Баласс, 2003
  • Чиндилова О.В., Боденова А.В. «Наши книжки» Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. – М.: Баласс, 2008 – 64с, ил.

Ознакомление с окружающим «Здравствуй мир!»

  • А.А. Вахрушев Кочемасова Е.Е. «Здравствуй мир!»  Окружающий мир для дошкольников  3  часть.  М.: Баласс, 2003

ФЭМП

  • Л.Г. Петерсон, Кочемасова Е.Е. «Раз ступенька, два ступенька» в Пособие по математическому развитию детей  5-6 лет  1часть  М.: Издательство Ювента, 2006
  •  «Школа – 2100…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г.В.Дорофеева, И.Д.Чепель. Вып 4 –М.:УМЦ «Школа-21002

Конструирование

  • Куцакова Л.В. Занятие по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез. 2007. – 48 с.
  • Куцакова Л.В.  «Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий» М.:ТЦ Сфера, 2005 – 240с.

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, ручной  труд)

  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки» – М.: Издательство Карапуз - дидактика, 2007
  • Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009 – 144с.вкл, переиздание дораб. и доп.

- ЛыковаИ.А.  Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа – М.: Издательство Карапуз - дидактика, 2007

  • Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Мозаика-Синтез. – 120с., цв.вкл.

3.4 Материально-технические обеспечение

Помещение группы

Содержание

Цели

1

Приемная

1. Маркированные индивидуальные шкафчики для одежды детей  (40 шт)

2. Две скамьи для сидения при одевании  

3.  Родительский информационный стенд «Ромашка», «Учите с нами», Объявления, «Будь здоров», тематические папки-передвижки

4. Стенд для выставки индивидуальных творческих работ детей

1. Обучение детей навыкам самообслуживания.

2.Осуществление педагогического просвещения родителей, консультативной помощи семьи.

2

Групповая

комната

1.  14 столов детских  и 44 детских стульев маркированные в соответствии с ростом детей;  

3. Полки для канцелярских принадлежностей, для книг;

4. Доска - мольберт;

5. Термометр;

6. Рециркулятор;

7. Шкафчики для пособий, для настольных игр и т.д.  (2 шт.);

8. Посудный шкаф;

9. Раздаточный стол;

10. Три стула для взрослых.

11. Комплект мягкой мебели

12. Письменный стол для воспитателя

13. Стул для воспитателя

1. Обеспечение комфортного проживания детьми периода дошкольного детства.

3

Спальня

1. Маркированные детские кроватки  (36 шт + 3 раскладушки)

2. Список детей на кроватки

3. Шкаф для одежды воспитателя и младшего воспитателя.

1. Обеспечение детям полноценного сна и отдыха.

2. Осуществление качественной подготовки воспитателя к рабочему дню.

4

- Комната для умывания и закаливания

- Туалетная комната

1. Список на полотенца

2. Маркированные шкафчики для полотенец (35 шт)

3. Три унитаза

4. Шкафчик для моющий средств.

5. 4 раковины

1. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

2. Обучения навыкам самообслуживания, умение содержать свое тело в чистоте и порядке.

3. Развитие культурно-гигиенических навыков.

4. Формирование навыков опрятности.

5

Технические средства

1. Принтер (1шт)

2. Ноутбук

3. Телевизор

Оборудование

Дидактическое обеспечение

Физкультурно-оздоровительный центр:

Спортивный центр (атрибуты к подвижным и спортивным играм, спортинвентарь):

Цель: Формирование основ двигательной культуры

Спортивные атрибуты:

1. Маски для подвижных игр в группе

2. Мячи – 1 шт.

3. Кегли – 1 набор

4. Мячи (маленькие) – 14 шт.

  1. В.И. Ковалько. –« Азбука физ,.минуток для дошкольников.» (ср, ст., подг. гр.) М., «Вако»-2005г.
  2. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в д/с» М., ТЦ – 2005г.
  3. Л.В. Остапко «Оздоровительная гимнастика для дошкольников»

2.  Центр здоровья

Цель: Формирование основ ЗОЖ

1. Картотека Дыхательная гимнастика

        2. Картотека Подвижные игры

        3.Картотека игры и упражнения на формирование правильной осанки и коррекции плоскостопии

        4. Картотека Спортивные досуги - развлечения

        5. Картотека Гимнастики после сна

        6. Картотека Пальчиковая гимнастика

        7. Картотека физ.минуток

8. Картотека потешек

9. Дидактические игры на темы ЗОЖ- 4 шт.

  1. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе:» М.В. Чупаха, В.В. Пужаева, И.Ю. Соколова. Ставрополь – 2006г..
  2. Методические разработки, конспекты занятий.

Центр Художественно-эстетического развития:

Центр продуктивной деятельности  (рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность.

Цель: Приобщение к миру искусства, формирование представления об эстетических признаках объектов окружающего мира:  основные цвета, выразительность  и свойство форм, величин поверхности, Развивать представление детей о различных цветах и их оттенков.

  • вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.);
  • природные материалы (шишки, мох, желуди, семена арбуза, дыни, клёна и др., сухоцветы, скорлупа орехов, яичная и др.);
  • инструменты: ножницы с тупыми концами;  кисть; клей.
  • Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
  • наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; цветные мелки и т.п.
  • кисточки  - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи;  баночки для промывания ворса кисти от краски;
  • бумага для рисования разного формата;
  • кисти; салфетки для рук;
  • пластилин,
  • доски для лепки;
  • розетки для клея;
  • трафареты

  • « Книга лучших поделок» — М.,РОСМЭН – 2006г.
  • 1000 игр. «Игры с карандашом» РОСМЭН 2007г.

Музыкальный центр

Цель: Организация активного экспериментирования со звуками, с целью накопления первоначального музыкального опыта.

  • Игрушечные музыкальные инструменты (бубен, барабан,  металлофон,   и др.)
  •   Картотеки музыкальных дидактических игр, музыкальных игровых упражнений,  хоровых игр
  • Аудиозаписи классической, народной музыки, детских песенок

Центр социально – коммуникативного развития

Центр игровой деятельности.

Цель: Приобщение детей к социализации в обществе.

  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, театрализованным играм, картотеки подвижных игр
  • Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др.
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, фартуки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);
  • кукла средняя (25-35 см);  куклы мальчик;
  • фигурки средней величины:  дикие и домашние животные;
  • фигурки маленькие дикие животные;
  • наборы кухонной и чайной посуды;
  • набор овощей и фруктов;
  • машины крупные и средние; грузовые и легковые;
  • руль, сумки, ведёрки, молоток, часы  и др.
  • кукольные коляски;
  • настольные игры.

Центр нравственно-патриотического воспитания.

Цель: Формировать представление о родном крае, стране.

  • семья, детский сад, родная страна и город 
  • Иллюстрации, макеты
  • Государственная символика (гербы, гимны)
  • Портреты президентов.

Центр безопасности. Цель: Сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

  • Дидактические настольные игры по ОБЖ
  • Настольные игры по  ОБЖ
  • Подборка иллюстраций с ситуациями по ОБЖ
  • Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов
  • Светофор

Центр труда.

Цель: Приобщение к труду воспитывает желание помочь взрослым.

  • Фартуки, шапочки для дежурства
  • Тазики, тряпочки для ручного труда
  • Иллюстрации разных профессий
  • Дидактические игры «Профессии»

Центр  познавательного и речевого развития

Центр природы.

Цель: Обогащать представления детей  о растениях, животных, человеке; способствовать установлений первых естественных взаимоотношений детей с окружающим миром природы.

  • Экология:
  • изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой
  • муляжи фруктов, овощей
  • природный материал (шишки, ракушки, желуди, камешки)
  • сыпучие продукты
  • палочки для рыхления
  • лейки, опрыскиватели
  • поделки из природного материала.

Центр познания.

Цель: Формировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление

Материал по ФЭМП:

  • набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров);
  • набор объёмных геометрических тел (разного цвета и величины);
  • доски-вкладыши  (с основными формами, составными из 4-5 частей);
  • набор плоскостных геометрических фигур для составления мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами;
  • настольно-печатные игры
  • наборы с буквами и цифрами
  • набор карточек с изображением количества (от 1 до 10) и цифр;

Материал попознавательному развитию:

  • наборы картинок для группировки и обобщения (до 8 - 10 в каждой группе;
  • наборы предметных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений);
  • наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);
  • серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей);
  • разрезные сюжетные картинки (6 - 8 частей)

Книжный центр

Цель: Развивать детский интеллект, активизировать позновательные способности детей. Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события.

  • Детская литература (журналы, книги в соответствие с  возрастом)
  • Развитие речи: Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и   др.; книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами.
  • тематические картинки
  • иллюстрации писателей
  • иллюстрации к сказкам
  • дидактические игры по развитию речи
  • предметные и сюжетные картинки и др.
  • настольно печатные игры
  • картотека словесных игр, пальчиковые гимнастики
  • мнемотаблицы, съемы для составления рассказов и пересказа литературных произведений

Центр отдыха  (уединения)

Цель: Создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций.

  • мягкое кресло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...