Главные вкладки

    Родительское собрание. Тема: «Телевизор и электронные гаджеты в жизни дошкольника»
    план-конспект занятия

    Малькова Наталья Владимировна

    В конспекты раскрыты "+" и "-"  электронных гаджетов в жизни дошкольника.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Телевизор и электронные гаджеты в жизни дошкольника»

    Добрый вечер уважаемы родители! Мы рады вас всех видеть!

    А поговорим мы сегодня о очень важной проблеме современных детей«Телевизор и электронные гаджеты в жизни дошкольника».

    Цель нашего собрания обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их психологическому здоровью и развитию.

    А сейчас давайте вместе обсудим, как же информационные технологии влияют на развитие дошкольника. И мой первый вопрос:

    1. Как вы думаете, из каких источников ребенок может получать информацию? Какие виды информационных технологий вам знакомы (Родители отвечают)

    По данным социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями меньше, чем с телевизоромкомпьютером и телефоном. Общение с информационными гаджетами - одностороннее, ребёнок не является собеседником, поэтому дети, проводящие много времени перед экраном могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, общаться со сверстниками и правильно говорить.

    2. Какие положительные стороны вы думаете, есть у СМИ, интернета и ТВ? (Родители отвечают)

    ) Возможности телевидения

    Его возможности в развитии ребенка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те, вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; понять что такое “хорошо” и что такое “плохо”, узнавать о различных явлениях в разных областях знаний; развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию, наконец, занять свободное время ребенка. Вместе с тем влияние телевидения на детей далеко не однозначно.

    3. Какие отрицательные стороны вы думаете, есть у СМИ, интернета, ТВ и журналов?(Родители отвечают)

    Спасибо за ответы, вы совершенно правы. Опасности телевидения:

    В первую очередь это переутомление. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение. Ухудшается зрение, слух и способность быть внимательным.

    4. Как вы думаете, влияют ли СМИ и интернет на формирование агрессивного поведения и жестокости у детей? (Родители отвечают)

    Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач (со стрельбой, убийствами, драками, конфликтами, погонями и др.) часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.

    Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль над телепрограммой со стороны родителей. В ваших интересах должно быть то, что смотрит ваш ребенок, старайтесь сами подбирать телепередачи и компьютерные игры для ребенка.

    Отражение просмотра фильмов с агрессивным поведением героя , игры в различные компьютерные игры нашли отражение в детском творчестве.

    Другая опасность  заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению и компьютерным играм, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией и игроманией. Если вы частенько включаете телевизор или компьютер для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. Ведь телевизор или компьютер может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг? И если время у телевизора или компьютера можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам.

    По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своимиродителями во много раз меньше, чем с телевизором или компьютером. Но общение с ними – одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, поэтому, как, ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении книг. Дело в том, что когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, ребенок (или родитель) сам может контролировать поток информации – остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.

    “В современном мире телевидения и компьютеров дети все меньше становятся способны слушать и слышать друг друга, слушать родителей и нормально говорить сами, – говорит директор Британского Государственного общества грамотности Тейл Мак Клеланд. – Учитывая такую тенденцию, родители должны разговаривать со своими детьми как можно больше, причем с самого раннего возраста”. Наблюдается возрастающая тенденция - подрастающее поколение не умеет нормально объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Не могут правильно обратиться с просьбой к взрослому и объяснить чего они хотят.

    Исследователи отмечают, что большая часть интернет- зависимых пользуется теми сервисами Интернета, которые связаны с общением. Российский врач- психиатр, психотерапевт В. А. Бурова считает, что Интернет притягателен в качестве средства ухода от реальности. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и осознание своей анонимности, безнаказанности и возможности осуществлять фантастические желания. Это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью, а также чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям. И последний пункт- это неограниченный доступ к любой информации

    Вот общие признаки для распознавания компьютерной зависимости ребёнка:

    • • Если ребёнок ест, пьёт чай, занимается у компьютера.
    •  Засиделся до ночи у компьютера.
    • Приходит домой- и сразу к компьютеру.
    • Отказывается от еды, от привычных занятий (раньше такого не наблюдалось)
    • Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим    
    •  Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям-     прогулкам, домашним делам и. т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.
    •  Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.

    Пример детской игромании. (мама не разрешила играть в компьютерную игру, не послушался и продолжил, тогда мама отключила компьютер от сети и убрала провода у ребенка возникла истерика. На следующий день это нашло отражение в рисунке.

    Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его, вроде бы, никто и не смотрит, но никто и не выключает. Дети вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде: играть, делать уроки, разговаривать с родителями, обедать, и даже засыпать под звук телевизора. Такой звуковой фон действует на детей (да и на взрослых тоже) плохо, вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. Следует помнить, что всем нам, и детям, и взрослым, иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и своими близкими.

    Что же делать, если ребенок уже слишком привязан к телевизору или компьютеру? Прежде всего, заменить телевизор/ компьютер собой. То есть, выключив экран, не отправлять ребенка поиграть одному , а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это “что-нибудь” должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может быть, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки? Можно собрать с ребенком большой пазл, рисовать, петь, играть в разные настольные и спортивные игры. Поинтересоваться у ребенка, чем бы он хотел заняться: лепка, вязание, плетение из бисера, вышивание и многое др.

    И все же, несмотря на вышеперечисленное, не стоит бросаться в крайности и устраивать “борьбу” с телеэкраном. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Ребенок может многому научиться. Просто подбирайте ему “телерепертуар”, будьте в курсе того, что он смотрит и во что играет, как это отражается на его психике. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение сына или дочери. И от такого времяпрепровождения вам и вашему ребенку будет польза и радость!

    6. Скажите, пожалуйста, а в какие компьютерные игры играет ваш ребенок? Каковы правила и продолжительность этих игр? (Родители отвечают)

    Компьютерные игры

    Плюсы Минусы

    Развивают:

    • логику, мышление;
    • память;
    • внимательность, реакцию, сообразительность;
    • знание иностранных языков;
    • знание компьютера

    Нередко приводят:

    • к психическим расстройствам;
    • ухудшению зрения;
    • ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;
    • игровой зависимости

          Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).

         Специалисты считают, что  клиповое  мышление имеет и плюсы, и минусы.  Так, в  современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление  обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информациейБыстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.

             Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением  отсутствует способность к  длительной концентрации, поэтому они  просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного,  у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.  Люди с клиповым мышлением  больше податливы к манипуляции и влиянию.

          Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют  последовательное и  текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.

    Это важно знать

    Просмотр телепередач:

    Младшая и средняя группы - не более 20 минут.

    Старшая и подготовительная группы – не более 30 минут.

    Это важно знать

    Занятия с использованием компьютера

    Для детей 5 лет не должна превышать 10 минут.

    Для детей 6-7 лет не более 15 минут.

    Большое спасибо за внимание и за ваши ответы, интересные примеры из жизни. До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему" Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"

    Задачи :Дать разъяснительное представление родителям о роли игры и игрушек в жизни детей.Дать знания родителям о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.Вооружить знаниями о целесообразном педагогиче...

    Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе "Роль игрушки в жизни дошкольника 5-6 лет"

    В конспекте раскрывается значение правильного выбора игрушки для ребенка 5 - 6 лет....

    Презентация к родительскому собранию: Дети и компьютер. Компьютерные технологии в жизни дошкольников.

    Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.Положи...

    Сообщение к родительскому собранию: Дети и компьютер. Компьютерные технологии в жизни дошкольников.

    Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.Положи...

    Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»

    Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.Задачи:1Сформироватьпредставлениеотом,чтои...

    Родительское собрание Тема: «Возрастные особенности детей третьего года жизни».

    Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар    Протоколы родительских собраний группы №3...

    Родительское собрание "Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Дошкольник на пороге школы."

    Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки дошкольников к школе посредством дистанционного общения....