«Готовность к обучению в школе как итог и результат дошкольного развития ребенка: программа и методика педагогической диагностики»
статья

Прошенкова Лилия Николаевна

данная статья содержит информацию о социально-психологической готовности ребенка к школе, о психофизиологических предпосылках. Так же раскрывается важность и содержание педагогической диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyano1.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Готовность к систематическому обучению школьного типа как итог и результат дошкольного развития ребенка: программа и методика педагогической диагностики»

Прошенковой Л.Н.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ:

        * мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

        * организованность и ответственность, умение вести себя (регуляция своей деятельности);

        * уровень познавательной активности (ребенок задает вопросы, интересуется, рассуждает);

        * кругозор (узкий или широкий)

        * развитие речи  

        * умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ (ШКОЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ):

        * сформированность интеллектуальных предпосылок (умпение смотреть и видеть, слушать и слышать, воспринимать и логически перерабатывать информацию;

        * развитие произвольного внимания и произвольной деятельности:                         - умение сосредоточиться на решаемой задаче

                - подчинить свои действия для решения задачи

                - выбрать адекватное средство ее решения

                - довести решение до конца

                - проверить правильность полученного результата.

        * развитие мелкой моторики рук (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);

        * пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);

        * координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

        * развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

        * Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

        * развитие фонематического слуха (для обучения грамоте).

        Все перечисленные компоненты комплексную характеристику готовности ребенка к школе.

        Цель педагогической диагностики - обеспечить всем поступающим в школу детям успешный школьный старт. Определить для каждого необходимые ему условия обучения, формы и типы образовательной деятельности, своевременно предоставит помощь детям, которые в ней нуждаются, отталкиваясь от их индивидуальных потребностей. Каждому тот вид и тот объем помощи, который требуется именно ему.

        Назначение педагогической диагностики - определить актуальный уровень развития ребенка в сравнении с детьми данной возрастной группы, зону его ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки адаптационных нарушений или их проявления, определить вид и объем педагогической помощи.

Методика педагогической диагностики готовности детей к обучению на этапе школьного старта.

Задания – всего их 7 -  построены таким образом, что,  предлагая ребенку привычную и доступную для него деятельность (срисовывания, рисования, раскрашивания) они в своей совокупности позволяют  выявить актуальный уровень развития  всех наиболее значимых предпосылок учебной деятельности:

регуляторно-динамических (они проявляются в том, как ребенок удерживает поставленную перед ним задачу,  может ли самостоятельно в соответствии с ней выбрать нужные средства деятельности, спланировать ее, проверить поучившийся результат, найти и исправить ошибки);

 интеллектуально-перцептивных (способен ли адекватно воспринять информацию, предъявляемую зрительно и  «на слух», отделить в ней главное от второстепенного, выделить закономерности, осуществить действия классификации и обобщения);

психофизиологических (насколько развита у ребенка мелкая моторика руки, кинестетическая чувствительность, комбинаторика, пространственная ориентация, координация в системе «глаз – рука».

Каждое задание сопровождается описанием его целевого назначения, условий выполнения, качественной характеристикой типичных уровней выполнения, которые служат критериями оценки выполненных работ.

Предусмотренная методикой  единая система оценивания результатов выполнения детьми заданий – по четырехуровневой шкале позволяет осуществлять сопоставительный анализ качества выполнения каждого отдельного задания, выявляя тем самым сильные и слабые стороны развития у конкретных учащихся.

Задание № I - срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора (методика Кумариной Г.Ф.)

Назначение задания - комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности  предпосылок учебной деятельности в условиях зрительного восприятия диагностического задания.

Выполнение этого задания позволяет получить представление о состоянии развития чрезвычайно важных для предстоящей учебной деятельности способностей и функций ребенка. Прежде всего оно выявляет развитие функций, необходимых для овладения письмом: показывает, как развиты у ребенка мелкие мышцы руки, кинестетическая чувствительность; насколько он способен к тонкому зрительному анализу; может ли удержать зрительный образ, воспринятый с доски, и перенести его на рабочий лист; достаточен ли для этого достигнутый уровень координации в системе глаз-рука.

Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка - его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае - взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания - самостоятельном продолжении узора).

Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответствии с ней свои действия, критически оценить полученный результат.

Задание № 2 - «Рисование бус» (методика И.И.Аргинской).

Назначение задания: комплексная диагностика психофизиологических  функций, сформированности  предпосылок учебной деятельности.;  выявить        количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности  в условиях восприятии задания на слух.

Задание  №3 - «Заселение дома», (методика И.И.Аргинской). Назначение задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого.

Задание № 4 - «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я.Чутко). Из набора треугольников (4 - равнобедренных, 3 - равносторонних, 3 - прямоугольных), изображенных в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях выделяются и раскрашиваются разными цветами одинаковые.

Задание № 5 – «Составление схем слов под диктовку» (методика Н.В.Нечаевой).

Назначение задания - выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае - в кружки (перекодирование).

Задание № 6 – «Чтение схем слов» (методика Н.В.Нечаевой).

Назначение задания: выявить готовность психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, - умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ребенок при диктанте).

Задание № 7. - "Разметка" (методика Н.К.Индик, Г.Ф.Кумариной, Н.А.Цирулик).

Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

 

СХЕМА  УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕТЬМИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

п/п

Фамилия

Имя

воспитанника

Результаты выполнения детьми диагностических заданий (в уровнях)

Средний уровень

Поведенческие особенности (проявления)

Заключение

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

1

3

2

2

3

2

2

3

2,4

Не внимательна

С.у

2

2

2

2

3

1

1

2

1,9

Старался

В.у

3

4

3

3

3

3

2

3

3

Отвлекалась часто

Н.у

4

2

3

2

2

2

2

2

2,1

Медлительный

С.у

5

4

3

2

3

2

2

3

2,7

Иногда отказывался

Н.у

6

2

2

2

2

2

2

3

2,1

Старалась

С.у

7

3

3

2

3

2

2

2

2,4

Торопилась, не дослушивала задание

С.у

8

2

2

2

3

2

2

2

2,1

Старалась

С.у

9

4

4

3

4

3

2

3

3,2

отвлекается

Н.у

10

2

2

2

3

2

2

2

2,1

Недослушивала задания

С.у

11

2

3

2

2

2

2

2

2,1

Старалась

С.у

12

2

2

2

2

1

1

2

1,7

Медлительный

В.у

13

2

2

2

2

1

1

2

1,7

Старался, не отвлекался

В.у

14

4

4

3

3

3

2

3

3,1

Отвлекается

Н.у

15

3

2

2

3

2

2

2

2,3

Не внимателен

С.у

        

По данной методике было обследованно15 человек, из них 7 девочек и 8 мальчиков.

        Диагностика проводилась в спокойной, дружеской обстановке.

        За всеми действиями детей во время их работы велось наблюдение.

        Высокий уровень показали 3-е детей, что составило 20%, средний уровень - 8 человек - 53%, а низкий уровень - 4 ребенка - 27%.

        Вызвало затруднение у детей  срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора. Не справились с этим заданием: Максим, Ваня, Арсений, Настя Б.  У этих детей слабо развиты мелкие мышцы руки и способность к зрительному анализу. Дети понимали принцип работы, но допускали ошибки при срисовывании и дорисовывании рисунка.         Ваня и Максим не справились также и со 2-ым заданием. Они не смогли удержать условий при восприятии задания на слух, так как эти мальчики не внимательны, часто отвлекаются.

        Вадим, Егор, Костя хорошо справились с 5-ым и 6-ым заданием. У этих ребят хорошо развит фонематический слух и способность осуществлять звуковой синтез.

        Умногих  детей вызвало затруднение 4-е задание , где выявлялось умение детей классифицировать наглядный материал.        

У троих детей (Костя, Никита, Егор) вызвала затруднение таблица с изображением треугольников. Они в начале работы забыли, что треугольники должны быть одинаковой величины, но затем исправились и выполнили правильно.

Две девочки Настя и Арина выполняли работу самостоятельно, т.е. они не дослушивали задание  и выполняли его по своему домыслу, поэтому им приходилась исправлять или делать заново.

        Георгию и Егору потребовалось больше времени на работу, чем другим, так как они очень медлительны и это им мешает в процессе их деятельности.

Рекомендации

        С детьми, у которых вызвало затруднение, следует позаниматься индивидуально. Давать такие упражнения, где развивается целостное восприятие формы предметов, задание срисовывать и дорисовывать какой-нибудь предмет, раскрашивать. Уделить внимание классификации предметов и развивать внимательность у детей., а также развивать фонематический слух и умение планировать и контролировать  свои действия в практической деятельности.

        Заключение: Обследовались дети старшей группы, а это значит, что у нас впереди еще один учебный год. И учитывая проведенную диагностику и получив знания на этих курсах, мы спланируем и проведем свою работу в следующем учебном году, так, чтобы наши дети были готовы к школе по всем значимым предпосылкам учебной деятельности: регуляторно-динамическим, интеллектуально-перцептивным и психофизиологическим.

Список литературы:        

1.  Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- Ч. II.- М., 1981.

2. Кумарина Г. Ф. Педагогическая карта учащегося // Народное образование. - 1998. - № 7.

3. Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика развития и учения детей в системе коррекционного обучения. — M., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...

Результаты психологической диагностики на готовность к обучению в школе

Результаты психологической диагностики на готовность к обучению в школе в 2021-2022 уч.г....

Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...

Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...

Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...