Умеем ли мы общаться
план-конспект

Корнилова Ирина Валентиновна

Как сохранить дружеское отношение? Как реагировать на обиды и как не обидеть словом? Что делать, когда тебя обзывают? Ответы на эти вопросы дети получат на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umeem_li_my_vezhlivo_obshchatsya.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Умеем ли мы вежливо общаться»

для учащихся 1-3 классов

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков

Задачи:

  • воспитывать уважение к окружающим
  • совершенствовать психологическую защиту
  • формировать интерес к истории своей семьи

Материал и оборудование: мяч, видеозапись, мультимедийная установка, репродукции картин «Три богатыря», «Ленин в октябре»,  

Предварительная работа:  детям дается задание выяснить  историю их семьи, что означает их имя и откуда пришла фамилия, видеозапись поведения учащихся на переменах (скрытая камера), подготовить учащихся с историческими справками.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Учитель:   дети, сейчас я поздороваюсь с каждым из вас, а вы мне скажете, какое приветствие вам больше всего понравилось.

- Приветик!

- Здравствуй, Ирина, у тебя чудесные бантики!

- Привет, Игорь, ты прекрасно выглядишь!

- Здорово!

- Приветствую тебя, Стас!

- Привет, Коля, чего ты надулся?

(обсуждение)

Учитель:   поприветствуйте соседа справа так, как вы хотели бы, чтобы поздоровались с вами (учащиеся выполняют задание, педагог контролирует, поправляет в случае необходимости)

  1. Основная часть

Учитель:   приятно ли вам, когда при встрече вам улыбаются или делают комплимент?

А приятно ли вам, когда  вас называют   по прозвищу или кличке?

Каждому человеку при рождении дается имя, фамилия и отчество, которые записываются в первый документ – свидетельство о рождении, а затем паспорт гражданина. Расскажите гам историю своего имени. (Дети делятся информацией, полученной при выполнении домашнего задания. Допускаются к демонстрации семейные альбомы, презентации)

Учитель:   а откуда берутся клички? (ответы детей)

Учитель: древние русские имена были своеобразными характеристиками (приметами) людей, по которым можно было  выделить человека из окружающих (Мал, Рябой, Добр, Молчан, Селянин…). В Древней Руси не было разницы между именем и прозвищем. Наши имена появились значительно позднее. Люди во все времена берегли свое имя, старались сделать так, чтобы оно жило как можно дольше, прославляли себя делами. Чем прославился Иван Грозный? (ответы). Почему богатыря Никиту прозвали Кожемяка?  А  Алеша получил фамилию Попович? Отчего Илья - Муромец? Юрий – Долгорукий? (ответы)

Учитель: посмотрите небольшой видеоматериал и определите о какой эпохе(времени) идет речь. (демонстрация видеоролика о поведении учащихся на перемене)

Учитель: в какую эпоху мы попали? Расскажите о ваших впечатлениях? Приятно ли вам, ребята ,услышать свои клички и прозвища с большого экрана? (ответы)

Игра «Переозвучивание»

 Учитель предлагает переозвучить   видеоматериал, называя одноклассников по именам.

(учащиеся просматривают видео с выключенным звуком, заменяя клички именами, грубые реплики вежливым обращением)

Учитель: сделаем вывод.

 Очевидно, что клички никому не нравятся, портят настроение, являются причинами ссор и даже драк.

Давайте же выработаем некоторые правила, которые помогут нам избавиться от прозвищ.

Почему некоторым ребятам нравиться всех дразнить? (чтобы на них внимание обратили, побегали за ними).

А если лишить их такого развлечения, будут ли они дразниться (нет).

Сформулируйте первое правило. (дети предлагают разные варианты, учитель корректирует)

1 правило: «На клички не отзываться!»

Учитель:

 2 правило: «На необидные прозвища не сердиться!»

 1 учащийся: Это прозвища, производные от фамилий: Гусев – Гусь, Корнилов – Корень и т.д.

Все рано или поздно через это проходят, подобные клички не обидные и бороться с ними незачем, смотри правило 1. А во время революции клички спасали революционерам жизнь, ведь сыщикам царской охранки (шпикам) нужны были фамилии соратников В.Ульянова (Ленина), для того, чтобы бросить этих людей в тюрьму. А во время Великой Отечественной войны клички давались разведчикам, работавшим в тылу врага. Это называлось «Позывной».

2 учащийся: Прозвища-названия животных. Ну что же делать – мы все на кого-то похожи! Но не забывайте про индейцев. Героям романа Фенимора Купера при рождении давались имена Хитрая Лиса, Большой Змей, Орлиный Глаз и т.д. у древних людей зверь мог стать покровителем всего рода, что в конце концов привело к появлению фамилий Медведев, Лисин, Орлов и т.д. Пожалуй, в этом случае расстраиваться тоже не следует.

 Учитель:

3 правило: «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же».

Игра «Скажи по разному»

Учитель предлагает поиграть в игру: ребята, стоя в кругу,  перебрасывают друг другу мяч, произнося свое имя:

- с гордостью;

- ласково;

- торжественно;

- с любовью;

Учитель: если кто-то обзывает вас или использует кличку, стоит проанализировать ваше отношение к этому человеку. Возможно вы тоже дразнили его и он просто  «платит вам той же монетой».

4 правило: «Учись понимать шутки, умей отшучиваться!»

3 учащийся:  Уинстон Черчиль, канцлер Коль, Сергей Крылов, Монсеррат Кобалье –всегда имели солидный вес и в детстве их называли: «пышка», «толстый». Все эти люди весьма преуспели. А еще психологи отмечают, что полные люди очень добрые.

Учитель: как отшутиться, если вас назвали толстяком? (Хорошего человека должно быть много. Пока толстый сохнет, тонкий – сдохнет. Нар. Мудрость)

 Учитель: еще у меня есть несколько советов.

  • Уясните себе, что обзывается только тот, кто не слишком «обременен» культурой и умом. А на дураков, как известно, и обижаться грешно…
  • Если вас дразнят, сделайте наоборот: зовут толстым – похудейте. Дразнят «чучелом» - обратите внимание на свой внешний вид. Найдите повод для насмешек в себе самом и устраните его.
  1. Рефлексия

Учитель: данная проблема очень серьезная. Ведь немало детей, которые очень болезненно переживают наличие прозвища. Девчонки рыдают по ночам. Они огрызаются, бросаются на обидчиков с кулаками, но результат, как правило, нулевой. Слезы и постоянные «разборки» приведут только  к стрессам, а стресс вызывает плохое настроение, апатию, неуверенность в себе, быстрое утомление и понижение работоспособности. Все начинается с чьей-то злой шутки, а закончиться может серьезным заболеванием. Призываю вас беречь друг друга.

Итог занятия:  учитель предлагает повторить  правила - отношения к прозвищам.

Список литературы:

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРГО», 1997.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.:Генезис. 2002.  

В.Н. Романюта. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. – М:АРКТИ,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".

Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....

«Умеем ли мы общаться с детьми?»

Стиль общения родителей и всех взрослых в семье крайне важен. Прежде  чем учить малышей общаться в окружающем мире, примите, пожалуйста, несколько советов, правил, выполнение которых поможет...

Буклет "Умеем ли мы общаться с детьми?"

Буклет "Умеем ли мы общаться с детьми?"...

Умеем ли мы общаться с детьми?

Буклет для родителей...

Умеем ли мы общаться с детьми

Консультация для родителей о стилях общения с детьми...

Памятка "Умеем ли мы общаться с детьми?"

Стиль общения родителей и всех взрослых в семье крайне важен. Прежде чем учить малышей общаться в окружающем мире, примите, пожалуйста, несколько советов, правил, выполнение которых поможет Вам в обще...

Консультация молодых педагогов и родителей «Умеем мы ли общаться друг с другом?»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Вопрос взаимоотношений между родителями малыша и воспитателями в детском саду-это всегда вопрос актуал...