Технология формирования ответственности
статья (старшая группа)

     Технология формирования ответственности разработана автором:           Е. Бехтеревой, кандидатом педагогических наук, кафедры теории и методики дошкольного образования.

     Данная технология базируется на механизме нравственного воспитания. Речь идет:

     *о формировании у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности;

     *о становлении практических навыков проявления ответственного поведения;

     *об осознанном применении накопленного опыта (проявление ответственного поведения)  в собственной деятельности.

     Методика реализации технологий предполагает:

     1.Обучение воспитателей способам формирования у детей чувства ответственности.

     2.Поэтапное формирование у старших дошкольников чувства ответственности в различных видах деятельности: игровой, учебной, познавательно – речевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Технология формирования ответственности.

(старший дошкольный возраст)

Подготовила: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к.

     Дошкольное детство – особое время развития. Суть в том, что в этот период у ребенка возникает внутренняя психическая жизнь, внутренняя регуляция поведения: он начинает сам определять собственную деятельность, осознавать свои возможности и индивидуальные особенности, общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. И если он ответственен, то должен выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, и испытывать при этом чувство удовлетворения.

     Технология формирования ответственности разработана автором:           Е. Бехтеревой, кандидатом педагогических наук, кафедры теории и методики дошкольного образования.

     Данная технология базируется на механизме нравственного воспитания. Речь идет:

     *о формировании у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности;

     *о становлении практических навыков проявления ответственного поведения;

     *об осознанном применении накопленного опыта (проявление ответственного поведения)  в собственной деятельности.

     Методика реализации технологий предполагает:

     1.Обучение воспитателей способам формирования у детей чувства ответственности.

     2.Поэтапное формирование у старших дошкольников чувства ответственности в различных видах деятельности: игровой, учебной, познавательно – речевой.

     Работа с коллективом дошкольного учреждения проводится в рамках педагогических советов, лекций, теоретико – практических семинаров, а так же через деятельность воспитателей. На этих мероприятиях обсуждаются не только условия и возможности внедрения в практику различных видов деятельности, но и варианты нетрадиционных форм организации, практический опыт.

Первый этап. Формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности

     На данном этапе дети выполняют прямые указания. Педагог проводит комплексные занятия по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдений, игр с правилами. Игры с правилами дают возможность решать самые разные задачи, направленные на развитие:

     * способности познавать себя и других («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу» и др.);

     * эмоциональной осведомленности («Цветное настроение», «Маски», «Мы артисты! И др.);

     * невербальных средств общения («Угадай, кто я!», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем» и др.);

     * вербальных средств общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор»);

     * умения вести разговор в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть?», «Как с тобой разговаривают?» и др.).

     Что касается занятий по ознакомлению с художественной литературой: стихи, сказки, рассказы (А. Пушкин, Д. Мамин – Сибиряк, П. Бажов, В. Одоевский, Н. Телешов, М. Горький, Д. Хармс, М. Зощенко, К. Чуковский, А. Барто, К. Паустовский, А. Гайдар, Л.Пантелеев, Г. Снегирев), как известно также формируют различные нравственные качества, в том числе ответственность. Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и перечень литературы, рекомендуемый программами нового поколения, на занятиях предлагаются послушать литературное произведение, а затем разыграть ситуацию, например, по  рассказу В. Осеевой «Просто старушка».

     По улице идут мальчик и девочка, впереди – старушка. Очень скользко. Старушка, поскользнувшись, падает. «Подержи мои книжки!» - кричит мальчик и передав девочке сумку, бросается на помощь. Когда он возвращается, девочка спрашивает: «Это твоя бабушка?». – «Нет!». – «Мама?». – «Нет!». – «ну тетя или знакомая?». – «Да нет же, нет! – отвечает мальчик – Это просто старушка». Действующее лицо рассказа – мальчик. Поэтому ставится  вопрос: как бы поступила девочка в этой ситуации? И только после этого после этого разыгрывается предложенное автором содержание.

     Не менее эффективны для формирования ответственности как нравственного качества личности беседы. Уже два – три вопроса взрослого позволяют понять, о чем дети думают, что знают, каков их личный опыт. Совсем другой характер носят этические беседы – плановые, подготовленные («Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелыми?»). На примере героев у детей закрепляются – в сравнении с отрицательными качествами персонажей (жестокость, трусость, лень, злость, грубость) – представления о доброте, скромности, смелости, самостоятельности, об умении прийти на помощь. Иными словами, о таких качествах, которые составляют интегративную характеристику ответственности. Так, с помощью воспитателя дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Второй этап. Становление практических навыков проявления ответственного поведения

     Основные направления работы на данном этапе – проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребенок; комплекс занятий; комплекс сюжетно – дидактических игр, а также методы педагогического стимулирования.

     Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности – игровой, трудовой, учебной. В педагогической литературе можно найти картотеки проблемных ситуаций, однако они не всегда доступны; кроме того, из их содержания порой неясно, как создать задачу, как увидеть проблему в готовом сюжете. Поэтому одна из проблем реализации технологии – изучение того, способен ли педагог самостоятельно поставить задачу, выявить закономерности построения и разрешения проблемной ситуации, изучить возможности применения алгоритма (последовательности действий), с помощью которого формулируется творческая задача. И наконец, создание картотеки проблемных ситуаций, иллюстрирующей полученные результаты.

     Алгоритмы проблемных ситуаций, постановки задач должны различаться по изначальным целям. Применяются две модели.

     Модель 1 использовали для создания проблемной ситуации в игровой и трудовой деятельности дошкольников – построения задачи в соответствии с процессом формирования ответственности.

     Работа проводится в следующих направлениях:

     1. Выбор темы соответственно задаче.

     2. Подбор информации (ситуации).

     3. Описание исходной ситуации – события, изложенного в информации («было»).

     4. Описание претензии к исходной ситуации.

     5. Описание претензии к исходной ситуации.

     6. Описание решения проблемы («стало»).

     7. Определение инструмента для решения этой проблемы.

     8. Перечисление ресурсов. Применимых при решении проблемы.

     Пример. Дежурство в уголке природы: дети поливают цветы, протирают листья. Работа подходит к концу, когда паша, увлеченный делом, нечаянно задевает Кристину. Девочка от неожиданности надламывает лист. Мальчик тихо просит: «Скажи, что я не виноват, а то Марина Анатольевна и так на меня сегодня сердилась!». Подходит педагог и с возмущением спрашивает: «Кто это сделал?».

     Примерные вопросы, адресованные детям: что произошло? как можно решить данную проблему? какие способы решения проблемы вы еще можете назвать?

     Дети должны были продолжить сюжет, самостоятельно, без предварительного коллективного обсуждения обдумать и выразить чувства героев. Ответы анализируются по степени личностной заинтересованности в изменении ситуации, по характеру сопереживания, ориентации на нравственные ценности при их разрешении, способности проявить ответственность за свои поступки.

     Модель 2 применяется в ходе построения задачи из проблемы, явно видимой в ситуации.

     Работа проводится в следующих направлениях:

     1. Подбор произведения.

     2. Выявление проблемы.

     3. Описание проблемы.

     4. Описание событий «до».

     5. Описание событий «после».

     6. Определение способа (приема) разрешения противоречия.

    Пример. Построение проблемной ситуации на основе рассказа Л.Т. Толстого «Косточка». Текст читает и анализирует воспитатель. Суть повествования – мотив поведения героя. Поэтому уже по тону педагога дети должны понять к чему сводит автор поведение Вани («никогда не ел», «все нюхал», «очень они ему нравились», «все ходил», «не удержался»). Писатель не говорит о переживаниях героя, он описывает его действия, в которых отражаются чувства: желание попробовать сливу, попытка сдержать себя.

     Повторим: интонация взрослого должна отражать внутреннее напряженное состояние мальчика, сочувственное отношение к нему автора. Что привело мальчика к проступку? Это более сложный мотив поведения, чем взять сливу без спросу. Это постановка нравственной проблемы, проблемы ответственности за свой поступок, свое поведение: не сдержался и поэтому «покраснел как рак, побледнел, все засмеялись». (Для детей нет ничего страшнее, чем осуждение сверстников.) Развязка – облегчение, снятие напряжения: Ваня заплакал, что означает раскаяние, признание собственной вины (одновременно и реакция на смех). Основная задача воспитателя – вызвать у детей сопереживание, заставить их пережить драматическую ситуацию, дать нравственную оценку поступку, обсудить формы ответственного поведения в данной ситуации.

     Особенность перечисленных выше моделей: с одной стороны, это инструмент, который создает проблемные ситуации, формирующие чувство ответственности детей, а с другой – картин, которую педагог должен подвергнуть анализу. Чтобы выявить какие нравственные ценности значимы для старших дошкольников, на что они ориентируются, можно провести задание на тему «Неоконченные рассказы».

     Первая группа рассказов (произведения В. Дмитриевой «Малыш и Жучка», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Косточка», Г. Снегирева «Отважный пингвиненок», Н. Носова «Карасик», «Огурцы», «Приключения Незнайки», Л. Пантелеева «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и др.) акцентирует внимание детей на чувствах героев. Чтобы понять, сопереживает ли им ребенок, он должен описать их переживания, а затем спрогнозировать  последующие действия.

     Вторая группа рассказов (их создает педагог, беря за основу ситуации из жизни группы) носит провоцирующий характер, побуждающий ребенка к выбору. Герои рассказов – сверстники, признаваемые и отвергаемые. Какие ситуации можно представить? Скажем. Дети сняли с полки коробку с инструментом. Девочка работает быстро, а мальчик. Наоборот, медленно, но аккуратно. Результат: коробка на полу, детали конструктора рассыпаны по ковру. Девочка восклицает: «Это все Костя! Если бы я все делала одна, у меня бы все получилось. Поэтому я не буду собирать детали». И, повернувшись, собирается уйти. Задание: закончите рассказ в такой последовательности: как бы вы поступили? в чем  не права девочка? что должен делать Костя? Дети должны продолжить рассказ, выразив чувства героев, но без предварительного коллективного обсуждения  и описания. Их рассказы непременно анализируются с точки зрения личностной заинтересованности в изменении ситуации, характера сопереживания, ориентации на нравственные ценности при разрешении спора, способности проявить ответственность за свой поступок.

     Поставленную задачу – сформировать ответственность у старших дошкольников в процессе нравственного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения – также можно решить посредством комплекса мероприятий. Их основная цель:

     *развивать представления о содержательной и социальной значимости норм, принятых в обществе;

     *выработать личное отношение к нормам, принятым обществом;

     *развивать умение анализировать поступки людей и собственное поведение.

     Решать эти задачи возможно посредством тем, близких и понятных детям, например «Семья», «Профессия». Анализируя отношение членов семьи друг к другу; собственные поступки, отношение представителей разных профессий к выполняемой работе, дети должны понять, что такое долг: обязанность, ответственность. А поняв, привести примеры поведения, ответственного и безответственного. По этой технологии были проведены следующие занятия:

Занятие 1

     Цель. Выявить, как понимают дети нравственные нормы, определяющие сущность ответственности; способствовать формированию представлений об ответственности посредством понятия «обязанность» по отношению к членам семьи.

Материал. Книжка – раскраска «Моя семья», набор цветных карандашей. Книжка – раскраска представляет собой чистые листы с подрисуночными подписями: «Кто ходит в магазин?» Кто помогает нести покупки?», «Кто выносит мусор?», «Кто готовит обед?», «Кто убирает комнату?», «Кто провожает детей в детский сад?». К книжке прилагаются портреты всех членов семьи, которые необходимо раскрасить и приклеить на соответствующую содержанию страницу. В конце книжки имеется таблица с колонками: «Члены моей семьи», «Профессия», «Обязанности».

Содержание занятия

     1.Работа над книжкой – раскраской. Имея перед собой образец, ребенок легче представляет всех членов своей семьи, ему нетрудно перечислить их обязанности.  

     2.Адресные вопросы. «Что делает папа, чем занята мама? Чем обычно занят ты?». Перечислив домашние обязанности всех членов семьи, дети должны сделать вывод: обязанность – это определенное поручительство перед другими в выполнении посильной работы. Обязанности возлагаются на человека либо по его инициативе, либо по договоренности с другими членами семьи; обязанности позволяют распределить работу, сэкономить время каждого члена семьи. Выполнять обязанности не всегда легко, но необходимо, так как от одного члена семьи зависит благополучие других. Все члены семьи ответственны друг перед другом в выполнении своих обязанностей.

     3.Беседа на тему «Всегда ли вы выполняете свои обязанности или приходится постоянно о них  напоминать?». Желательно, чтобы дети, рассуждая, отметили, что может произойти, если один из членов семьи забудет свои обязанности (пример безответственного поведения).

     4.Завершение занятия. Дети еще раз отмечают: понятия «хочу» и «должен» не всегда совпадают. Человек определяет свои действия. Но он обязан думать не только о себе, но и о тех, кто находится рядом.

     Примечание. Если воспитатель сочтет, что пройденный материал необходимо закрепить, можно провести игру «Идем в поход». Игроки образуют две группы -  две семьи, решившие отправиться в поход. Распределяются роли. Разыгрывается ситуация подготовки к походу. Педагог объясняет: чтобы отправиться в путешествие, требуется длительная подготовка: заранее распределяются обязанности между членами семьи, чтобы поход прошел организованно; кто – то заготавливает продукты, кто – то готовит рыболовные снасти, кто – то пакует вещи. Детям показывают рисунки, где изображены важные и необходимые дела. Игровую задачу можно усложнить, отметив только некоторые необходимые дела, а детям дать возможность самостоятельно распределить обязанности: например, две семьи независимо друг от друга начинают готовиться к походу. Под картинами, где изображены члены семьи, они с помощью рисунков отмечают поручаемые им дела.

Подводя итоги занятия, воспитатель подчеркивает: что каждый несет ответственность за выполнение порученного ему дела, тем самым он проявляет заботу о членах своей семьи. Если поручение выполнено плохо, взрослым придется переделывать работу, что потребует новых затрат времени и сил. Ситуацию можно смоделировать проиграв отдельные моменты, проанализировав поведение всех членов семьи, отметив примеры отношения к делу.

Занятие 2

     Цель. Показать, что человек несет ответственность за свои поступки не только перед своей семьи, но и перед другими членами общества; развивать умение анализировать примеры ответственного и безопасного поведения.

Содержание занятия

     1. Дети заполняют рисунками таблицу в книжке – раскраске «Моя семья». Отмечают, какими профессиями владеют члены их семьи, подчеркивают их значимость для общества: каждая требует выполнения определенных обязанностей и ответственного отношения. Так, пекарь работает, чтобы мы могли есть вкусный хлеб. Работает с раннего утра и до вечера: месит тесто, раскладывает по формам, выпекает, складывает готовую продукцию. Пекарь должен следить за качеством своей работы, чтобы хлеб был вкусным, пропеченным, радовал покупателей. Однако, чтобы хлеб появился на прилавках магазина, необходим труд не только пекаря. Дети перечисляют профессии, связанные с производством хлеба, его транспортировкой и продажей (хлебороб, пекарь, водитель, продавец). Если одно звено выпадет из процесса, продукт не будет произведен или его качество станет хуже. Некачественный хлеб может привести покупателей к различным заболеваниям. Поэтому хлебороб, пекарь и другие производители хлеба ответственны перед нами, покупателями, за свой труд.

     2. Вводится понятие «общество». Воспитатель объясняет: это группа людей, которые живут, работают и взаимодействуют между собой. Все люди в обществе зависят друг от друга. Так, врач нуждается в новейшем оборудовании. Выпускают его другие специалисты, а производитель оборудования, в свою очередь, нуждается в услугах врача. Швея покупает хлеб, а пекарю нужен новый костюм. Если кто – то будет выполнять свою работу некачественно, пострадают другие люди. По предложению педагога дети могут привести свои примеры, составить модель безответственных людей, тех, кто перестанет ходить на работу, для кого не существует правил: врач ошибается в диагнозе, швея шьет только летнюю одежду. Дети приходят к выводу: так жить нельзя, необходимо выполнять свои обязанности, ответственно подходить к делу, которое выбрал сам. Следовательно, слово ответственность означает «быть в ответе перед кем – либо» (родителями, педагогами, обществом самим собой  за свои дела и поступки.

Занятие 3

     Цель. Учить выделять структурные компоненты ответственности; формулировать самооценку ответственности.

Содержание занятия

     На предыдущих занятиях дети узнали, что человек должен выполнять требования, предъявляемые обществом, быть ответственным, работать.  Дети старшего дошкольного возраста – будущие школьники, члены общества. И у них много обязанностей: нужно выполнять задания, много заниматься, отказываясь  при этом от более приятных занятий. Чтобы они убедились в этом, обсуждается утверждение «Я должен, я могу, я хочу». В развернутом виде это утверждение звучит так: «Я должен хорошо учиться, выполнять  домашние  задания, поручения, трудиться»; «Я могу для этого сделать следующее: быть активным, настойчивым, относиться к своим поступкам ответственно»; «Я хочу быть таким же, как мой папа».

     Педагог обращает внимание на те случаи, когда понятие «я должен» и «я хочу» не совпадают; на то, что у человека всегда есть выбор в принятии решения: выполнять работу в ущерб качеству или отказаться от работы и заняться тем, чем хочется, или заставить себя выполнить работу так, как нужно. Суть в том, что человек часто должен отказываться от того, что хочется, ради того, что должен. Иначе его ждет осуждение  окружающих. И не только окружающих, но и собственное осуждение. Каждый человек – контролер собственных дел и поступков. Каждый несет ответственность за свой выбор, за результаты своей работы.

     Итог работы: составление модели ответственного ученика, которая позволит ребенку сравнить собственное поведение с данным образом и наметить пути самосовершенствования.

Третий этап. Осознанное применение накопленного опыта (проявление ответственного поведения) в собственной деятельности

     Реализация данного этапа на практике осуществляется в среде, окружающей ребенка в детском саду, в трудовых поручениях и дежурствах, в комплексе занятий, направленных на развитие ответственности. Задания этого направления предполагают «тренировку» в  проявлении ответственности. Основные задачи педагога:

     *развивать умение планировать и организовывать свою деятельность;

     *упражняться в выборе между двумя альтернативными поступками:

     *воспитывать ответственность за результат своего решения;

     *развивать самооценку и самоконтроль.

Занятие 1

     Цель. Учить планировать и организовывать свою деятельность.

Содержание занятия

          На занятии по математике дети обдумывают план дома, который будут строить для кукол. Подготовленный план рассматривает «комиссия» с точки зрения его практической пользы (размеры, удобство планировки и др.), доступности изготовления. Работа по строительству коллективная, поэтому с помощью педагога утверждается общий план. Педагог отмечает: «Строительство дома – дело сложное, трудоемкое, Важно не ошибиться. Для этого необходимо спланировать свою работу».

Вниманию детей предлагается описание проекта «Строительство дома»: цель, выполнение работы, контроль. В соответствии с проектом дети планируют свою работу: выделяют наиболее трудные и ответственные участки, отмечают время, которое отводится на определенный вид работы, а также ответственность строителей перед жильцами; цель – работать быстро и качественно.

Занятие 2

Цель. Вызвать чувство переживания за судьбу общего дела.

Содержание занятия

     Воспитатель сообщает: приступить к работе дети не могут, поскольку поставщики нарушили договоренность и не завезли на стройку кирпичи, хотя и цемент, и шифер для крыши  есть. Что делать? Педагог выслушивает замечания детей в адрес поставщиков.

     Дети реагируют согласно создавшейся ситуации: «Поставщики поступили безответственно», «Надо срочно звонить в контору, так как куклы остро нуждаются в жилье», «Начать строительство следует с крыши». На последний совет последовало замечание мальчика: «Следует придерживаться плана, составленного заранее. Это настоящее строительство, и начинать строить дом с крыши нельзя». Именно это определило дальнейшие действия: дети решили отложить работу до следующего дня, а воспитателю дали поручение дозвониться до поставщиков.

Занятие 3

     Цель. Тренировать в умении проявлять волевые качества «ответственность, настойчивость).

     Материал. Проект «Строительство дома»; индивидуальный план строительства, бумага, ножницы, клей, набор фломастеров.

Содержание занятия

     Воспитатель сообщает: «Сегодня мы будем строить дом по заказу кукол. Это коллективная работа, которую мы должны выполнить в срок – в течении нескольких занятий. Одно занятие мы пропустили из – за безответственного отношения  к делу наших поставщиков. Необходимо работать быстро, но качественно.  Но вот на что следует обратить внимание: рабочее место вы должны содержать в чистоте».

     Дети приступают к работе. Сначала трудятся нал изготовлением из бумаги объемных кирпичей с помощью шаблона. Педагог объяснят этапы работы: карандашом обвести шаблон, вырезать силуэт, сложить его по линиям сгиба, раскрасить, склеить. Определяется объем работы: на занятии каждый строитель должен «вылепить» три кирпича, качество которых проверяет назначенный детьми контролер. Воспитатель выступает в роли наблюдателя, а когда необходимо, оказывает помощь, но делает это ненавязчиво.

     На первых занятиях некоторые дети пытались добиться высоких результатов – вырезали по пять – шесть кирпичей. Как правило, качество выполняемой работы снижалось. Многие кирпичи браковали как непригодные для строительства. Задача педагога: обратить внимание на то, что потрачено много материала, а работа нерезультативна из –за того, что кто – то из строителей захотел быть первым, не подумав о качестве, понадеялся, что контролер будет оценивать работу не так строго. Так он подводит детей к выводу: выполнение коллективной работы требует от каждого ответственности.

     На последующих занятиях дети самостоятельно доделывают кирпичи, закладывают фундамент, скрепляют кирпичи «цементом» (полоски бумаги), прокладывают перекрытия между этажами, ставят черепичную крышу. Контролер им уже не нужен: они научились оценивать свою работу и следить за ее качеством.

Последнее занятие заканчивается опросом:  что хотелось бы улучшить в своей работе? Трудно ли было строить дом? Были ли моменты, когда хотелось отложить работу на завтра? Что в работе было наиболее трудным? Как удавалось преодолевать трудности? Дети должны прийти к выводу: ответственное отношение к делу позволяет преодолеть все трудности и выполнить работу в срок.

Занятие 4

    Цель. Тренировать в умении проявлять волевые качества; развивать умение планировать и организовывать деятельность; формировать самоконтроль, самооценку.

Содержание занятия

     Работа рассчитана на семь дней. За это время дети изучают обязанности дежурного в столовой (помогать воспитателю в расстановке стульев, сервировке стола и др.), учатся планировать свою работу. Дежурных на всю неделю назначает воспитатель. Разумеется, он объясняет значимость данного поручения, подчеркивает, сколько значимо оно для всего коллектива. Он же контролирует работу дежурных, учитывая: 1) осознает ли ребенок необходимость и важность поручения, значимого для других; 2) понимает ли характер действий, направленных на выполнение порученного задания (вовремя приступает к работе, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца; 3) переживает ли поручение эмоционально; характер поручения, результат (доволен, что дали серьезное поручение; беспокоится за успех; испытывает удовлетворение от осознания успешного выполнения; переживает оценку, адресованную другим); 4) осознает ли необходимость держать ответ за выполнение порученного дела.

     Чтобы лучше контролировать детей, удобнее завести «рабочий лист». Воспитатель выдает ребенку «рабочий лист» в конце дня, т.е. ребенок, получив задание на следующий день, должен определить его цель, спланировать выполнение. Последний «рабочий лист» выдается в пятницу. Если в понедельник оказывается, что ребенок забыл о данном ему поручении, целесообразно увеличить количество практических занятий, ввести дополнительные задания как в детском саду, так и дома. Отчитываются о выполнении работы (об успехах, о причинах недоработок) дети ежедневно.

     В чем значимость трудовых поручений и дежурств? В ходе работы у детей формируется ответственность, самостоятельность (собственно, те черты характера, на которые было направлено исследование). Касается ли это поручений навести порядок в игровых уголках, познакомить новичков с помещениями детского сада, правилами поведения в дошкольном учреждении, характером дежурств как на занятиях, так и в столовой. Особенно эффективны поручения, адресованные замкнутым, стеснительным: передать какую – либо просьбу медицинской сестре, воспитателю другой группы, помочь одет малышей на прогулку. По мере накопления личного опыта и развития чувства ответственности дети охотнее выполняют поручения типа «Найди полезное дело». По своему содержанию это в основном комплексные поручения, так как подразумевают разнообразную работу: хозяйственно – бытовую, ручной труд, самообслуживание.

     Еще одна форма формирования формирования ответственности в трудовой деятельности – дежурство. Его можно рассматривать как своеобразный метод педагогического воздействия на детей, цель которого – стимулировать проявление ответственных поступков. В содержание дежурства входит труд по самообслуживанию (на занятиях и в столовой), хозяйственно – бытовой (труд в уголке природы). По мере накопления личного опыта, по мере формирования эмоционально положительного отношения к деятельности полезны дежурства в младших группах, «вечерние» дежурства (сообщать детям о приходе родителей). Их особенность – поощрительная оценка со стороны сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Тем самым создается благоприятная основа для развития инициативности, самостоятельности. Следовательно, и для формирования ответственности.

     В ходе реализации технологии удалось  выявить сформированную устойчивую мотивацию – дети стали более осознанно ориентироваться в ситуациях, реже проявлять негативное отношение к процессу и результату деятельности. А сама деятельность стала характеризоваться выраженной потребностью помогать друг другу.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ответственного поведения детей в возрасте 6-ти-7-ми лет в быту.

Научить детей правильно вести себя в неординарной ситуации, оказавшись в ней один на один. Так же к конспекту занятия прилагается презентация, просмотреть которую вы можете перейдя по ссылке http://ww...

Формирование ответственного родителя

   Понятие ответственности широко и многогранно в современном мире. В данной статье рассмотрен лишь один из аспектов этого понятия....

"Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурств"

Раскрывается важность проблемы воспитания чувства ответственности в процессе разных видов дежурств....

Технология формирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников 3-7 лет

Данная технология была модифицирована на основе авторской технологии к.п.н. Г.Б. Мониной «Лесенка РОСТА», направленной на формирование интегративных качеств: инициативности, самостоятельно...

«Технологии формирования детской инициативы, самостоятельности, ответственности»

laquo;Технологии формирования детской инициативы, самостоятельности, ответственности»...