Кружковая программа "Волшебные пальчики"
рабочая программа (старшая группа)

Хлыстунова Валентина Евгеньевна

Создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastinografiya_moy_kruzhok.docx663.98 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\титул программа.jpg

Содержание

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «пластилинография»

Характеристика дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «пластилинография»

  Актуальность программы

  Цель, задачи ,принципы реализации программы.

  возрастные особенности детей 5-6 лет

  Характеристика особенностей художественно-эстетического

развития детей старшего дошкольного возраста.

  Обьем знаний (неделя/ месяц).

  Содержание программы.

  Методы и средства.

  Планируемый результат освоения программ.

  организационно - педагогические условия.

   учебный план

   Календарный учебный график.

   Расписание занятий.

   Тематические планы.

   Методический материал.

   Материально – техническое обеспечение .

Приложения

   Паспорт дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «Пластилинография»

Цель:

Создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.

Задачи:

              Образовательные области

Обучающие: Знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем, посредством пластилинографии. Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать примазывать, разглаживать границы соединений частей).Знакомить с правилами безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами.

Развивающие: развивать пространственные представления и композиционные навыки. Развивать образное мышление, умение создавать образ, с опорой на жизненный опыт , при создании лепных картин использовать узоры из декоративно- прикладного искусства (гжель, городец..). интерес к экспериментированию в работе : включать в оформление бросовый материал для создания необычной поверхности в изображаемом объекте. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности.

Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой. Воспитывать желание помочь другу, сопереживание.

Направленность

Художественно–эстетическое развитие.

Дополнительное образование

Модифицированная, составлена на основе методической литературы по изобразительной деятельности для дошкольников.

Уровень освоения образовательной программы

Общекультурный

Срок реализации:

1год.

Возраст:

Программа предназначена для детей, 5-6 лет.

Количество обучающихся в объединении

16 человек

Форма организации

режим занятий

Работа по подгруппам ,8 человек в подгруппе

1 занятие в неделю, по 25 минут

Формы проведения итогов реализации программы

Фотоотчеты;

Выставки;

Мастер- классы;

Совместная деятельность детей и родителей.

Методическое обеспечение программы

Г.Н. Давыдова «Пластилинография-2» Издательство «Скрипторий», год 2008

Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Детский дизайн» Издательство «Скрипторий», год 2011

«Веселый пластилин»

№2,№4,издательство «Фламинго»,год2014

Программа реализуется посредством кружковой работы и направлена на:

- создание эффективной системы выявления и развития способностей, заложенных в ребенке;

- на формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации в творческой деятельности;

- удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и запросами родителей (их законных представителей);

- развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности, творческого совершенствования детей дошкольного возраста.

    Актуальность программы.

Из года в год диагностика показывает, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Для решения проблемы разработана программа дополнительного образования « пластилинография» .

Данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям от младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.

Развитию мелкой моторики, развитию руки, ручной умелости необходимо уделять особое внимание, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как одно из средств выразительности и передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Программа «пластилинография» предусматривает обучение детей нетрадиционной технике работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей, посещающих детский сад в художественно – эстетическом развитии детей.

    Цель, задачи и принципы реализации программы.

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста творческих ( в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения, развитие пространственного мышления , тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.

Обучающие задачи.

Знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем, посредством пластилинографии. Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать примазывать, разглаживать границы соединений частей).

Развивающие задачи.

Развивать пространственные представления и композиционные навыки. Развивать образное мышление, умение создавать образ, с опорой на жизненный опыт , при создании лепных картин использовать узоры из декоративно- прикладного искусства (гжель, городец..). интерес к экспериментированию в работе : включать в оформление бросовый материал для создания необычной поверхности в изображаемом объекте. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи.

Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности.

Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой. Воспитывать желание помочь другу, сопереживание.

Принципы и подходы к формированию программы.

-Принцип научной обоснованности и практической применяемости.

- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.

- Принцип интеграции.

- Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

-Принцип свободы выбора.

-Принцип успешности.

-Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

-Принцип системности.

    Возрастные особенности детей

. Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личностного опыта.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

    Характеристика особенностей художественно-эстетического развития детей 5-6 лет .

У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится активным участником творческой продуктивной деятельности.

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т.д. у ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками.

В Программе учитывается:

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной

ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей;

-возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей .

     Обьем знаний (неделя/ месяц)

Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

25 минут.

33 часа в год.

Вводная часть

- Подготовка ребенка к работе.

- Развитие интереса у детей к предстоящей работе, сосредоточение их внимания на изучаемом материале.

Вступительная беседа.

- Сюрпризный момент.

- Чтение стихов.

- Загадки.

- Музыкальные произведения.

4минуты

Основная часть

-ознакомление с новым материалом;

-повторение пройденного;

- работа над техническими навыками;

- физкультминутка.

Показ способов рисования;

-худ. Слово

Заключительная часть

-Подведение итогов работы.

-оценка детских работ

Худ. Слово.

оценка

3мин.

    Содержание программы.

Начальная диагностика.

Определить уровень знаний и умений детей для осуществления индивидуального подхода. Выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.

Модуль 1

«пластилинография»

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Этап3 Заключительный. 

Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Модуль 1 . «Пластилинография»

Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание, выступает одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

•Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

•Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

•При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

     Методы и средства

 Подготовительный.

наглядные (наблюдение, показ, образец)-

словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение)

- практические (показ способов изображения и способов действия).

- пальчиковые игры -

- педагогическая оценка

К картон с контурным рисунком;

 набор пластилина;

 салфетка для рук;

 стеки;

бросовый и природный материалы.

2этап

Основной.

наглядные (наблюдение, показ, образец)-

словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение)

- практические (показ способов изображения и способов действия).

- пальчиковые игры -

- педагогическая оценка

К картон с контурным рисунком;

 набор пластилина;

 салфетка для рук;

 стеки;

 бросовый и природный материалы.

3этап

Заключительный. 

наглядные (наблюдение, показ, образец)-

словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение)

- практические (показ способов изображения и способов действия).

- пальчиковые игры -

- педагогическая оценка

картон с контурным рисунком;

 набор пластилина;

 салфетка для рук;

 стеки;

 бросовый и природный материалы.

      Планируемый результат освоения программы

Результаты освоения программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

1.Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

2 .В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря.

3.Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

4. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

5. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

7.Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

8. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Дети познакомятся с жанром изобразительного искусства пейзажем, посредством пластилинографии. Совершенствуют умение анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; по итогам освоения программы творческой мастерской дети свободно пользуются основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, разные виды мазков), создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира..

Появится интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности,

навыки аккуратного обращения с пластилином.

Дети будут стремиться доставить радость окружающим своей работой. помочь другу.

     Способы определения результативности:

Педагогическое наблюдение.

Контрольные задания.

Мониторинг.

     Срок реализации Программы- 1 год на основании календарного учебного графика. Продолжительность реализации Программы проводится во время всего учебного года и составляет не менее 33 недель:

-учебные недели-33нед.;

-каникулярные недели

При разработке учебно-тематического плана Программы учитываются зимние каникулы. В летнее каникулярное время совместная деятельность с детьми по пластилинографии не проводится.

      Календарный учебный график

И. м.- итоговое мероприятие

      расписание занятий

Среда 15.00-15.30

Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной программы за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования ( прогулки, игры ,основных занятий..) Количество и длительность занятий проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1. 3049-13.Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с подгруппой по 8 человек (наполняемость групп детей для занятий в кружках по Программе устанавливается в соответствии с калькуляцией.

      

Календарно - тематический план. Старшая группа

Тема

Цель

Дата

1

«Деревья осенью»

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

Обучать детей приемам работы в технике « пластилинография»: лепить отдельные детали, придавливать, примазывать, разглаживать соединения частей.

Сентябрь

2

«Подарки осени»

Закреплять знания о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени.

Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенном единым содержанием.

Закреплять умение работать пластилином на плоскости.

Учить приему « вливания одного цвета в другой»

Сентябрь

3

«Чудо-плоды»

Закрепить у детей знания об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.

Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.

Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы.

Октябрь

4

«Консервированные фрукты»

Закрепить у детей знания о фруктах, об их характерных особенностях.

Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.

Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предмета и мелких деталей.

Октябрь

5

« Натюрморт из чайной посуды»

Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов лепки

Формировать эстетическое отношение к бытовым придметам и их художественному изображению в натюрморте.

Закрепить знания детей о натюрморте.

Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности предмета.

Ноябрь

6

«Веселый клоун»

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.

Упражнять в выполнении изображения клоуна в нетрадиционной технике «пластилинографии»

Развивать чувство цвета.

Ноябрь

7

«Добрый друг-снеговичок»

Учить детей наносить мазки пластилином, плавно вливая один цвет в другой на границе их соединения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года.

Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилинографии на горизонтальной плоскости. Закреплять ранее полученные навыки.

Декабрь

   8

«Дед Мороз и Снегурочка»

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (художественное слово, иллюстрации).

Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала, учить детей наносить мазки пластилином, тонким слоем.

Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

Использовать данный вид работы, как источник, доставляющий радость не только ребенку, но и окружающим

людям

      Декабрь

   9

«Терем Деда Мороза»

Дать детям представления об архитектуре старинных зданий.

Продолжать развивать у детей умения выполнять лепную картину на плоскости.

Учить украшать сказочное здание башенками, окнами с решетками и т.д.

Оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветы, листики..)

Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы.

       Январь

     

  10

«Защитник Отечества»

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (художественное слово, иллюстрации).

Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала, учить детей наносить мазки пластилином, тонким слоем.

Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

Использовать данный вид работы, как источник, доставляющий радость не только ребенку, но и окружающим людям.Конспект

      Февраль

  11

«Букет для мамы»

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой.

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.

Продолжать развивать у детей умения выполнять лепную картину на плоскости, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Формировать композиционные навыки

      Март

  12

« Теремок»

(по мотивам русской народной сказки)

Развивать у детей воображение.

Развивать у детей умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали.

Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение дополнительных элементов.

Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

       Март

  13

«Рыбки в аквариуме»

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

Учить использовать в работе разные по структуре материалы.

Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источника, доставляющего ребенку и всем окружающим радость.

      Апрель

  14

«Удивительная дымка»

Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек.

Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы – водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

       Апрель

  15

«Чудо- хохлома»

Учить Воспитывать интерес к народным промыслам.

оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике

        Май

   16

« Бабочка»

Расширить представления детей об особенностях внешнего вида бабочек.

Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

Учить детей наносить мазки пластилином, плавно вливая один цвет в другой на границе их соединения.

        Май

  17

«Одуванчики - цветы словно солнышко желты»

Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

Учить создавать образы растений в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

          Май

   18

« Ежик»

Развивать познавательный интерес к природе .

Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить ,но и рисовать.

Закрепить навыки работы с пластилином :создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта.

Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.

  19

«Полевые цветы»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира.

Побуждать детей передавать разнообразие природных форм пллевых цветов.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.

  20

« Душистый снег»

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту в своем творчестве.

Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.

Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином

                             

       

Таблица оценки знаний, умений и навыков учащихся, развитие художественно-творческих способностей.

Критерии(индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Овладение основными знаниями

- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

- разнообразие техник работ с пластилином;

- жанр изобразительного искусства: пейзаж;

- о дымковской, хохломской и городецкой росписи;

- - основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;

- правила работы в коллективе.

Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала.

Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении.

Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении.

Овладение основными умениями и навыками

- пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности;

- пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;

- пользоваться различными видами пластилина;

- владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

- использовать жанр изобразительного искусства: пейзаж;

- применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;

- следовать устным инструкциям педагога;

- анализировать образец, анализировать свою работу;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;

- выполнять коллективные работы.

Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков.

Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения.

Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога.

Творческая активность.

Повышенный интерес, творческая активность.Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость.

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность, оригинальность.

1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом.

2. С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.

3. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку, оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога.

1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.

2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения.

3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.

4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности .

1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога.

2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.

3.Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.

4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности.

    Методический материал

    Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебно-методическими изделиями.

Предметы, курсы, дисциплины (модули)

Г.Н.Давыдова «Пластилинография-2» издательство «Скрипторий», год 2008

94стр.

печатный

Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Детский дизайн» Издательство «Скрипторий», год 2011

печатный

«Волшебный пластилин №2,№4»Издательство «Фламинго» 20 стр.

печатный

   Материально – техническое обеспечение.

Пластиковая доска

Скотч

Картон (белый и цветной)

Набор сюжетных картинок

Хлопчатобумажные салфетки

Ванночки для разогревания пластилина

Материалы и инструменты для каждого занятия одинаковые.

Приложения

Основные приёмы: Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

.Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком)

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин) .

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Кружковую работу можно вести 1 раз в неделю в течении 20 минут. 

    Материал и оборудование:

    Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой основе):

1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

2. Выбрать подходящую картинку.

3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.

4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем заполняется фон.

Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.

5. Готовую работу оформляем в рамочку..

      Пластилинография на цветном картоне.

      Рисунки на пластилине:

1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, ножом или пальцами.

2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или стеком, как в технике граттаж.

Вся выполняемая работа ребенком, требует от взрослых (педагога, родителей) внимания и поддержки.

Таким образом, данная разработка позволяет заметно улучшить развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений рук, глазомера; развитие психических процессов: мышление, внимание, память, воображение, восприятие. Развитие творческих способностей, развитие пространственной ориентации, сенсомоторной координации, развитие художественного творчества и эстетических чувств.

      Пальчиковая гимнастика

   Шарик красный.

Воздух мягко набираем ладошки сжатые в кулачки, прижаты друг к другу

Шарик красный надуваем расправить пальчики, соединить подушечки

Пальцев так чтобы получился шарик. Вдох

Шарик тужился, пыхтел руки в положении надутого шарика

Лопнул он и засвистел руки сжаты в кулачок.

Уточка, уточка,

По реке плывет.

Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево)

Лапками гребет (имитация движения лапок утки в воде)

Сидит белочка в тележке,

Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок)

Лисичке-сестричке, разогнуть большой палец)

Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)

Мишке толстокожему (разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)


На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)

Взаперти сидел щенок. разжать указательный палец)

Хвостиком вилял, (двигать указат. пальцем со стороны в)

Хозяев поджидал.

Паучок ходил по ветке, (скрест. руки, пал. одной руки пробежать по предплечью)

А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)

Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)

Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)

Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)

А за ним ползут все детки,


Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)

Раз, два, три, четыре, пять, (ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)

Глядь — (развести руками)

А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)


ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»

У Лариски – две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки-сорванца –

два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

Загибают пальчики на обеих руках.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.


«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки –

на ногах ботинки.

А у пса на лапках –

голубые тапки.

А козлёнок маленький

надевает валенки.

А сыночек Вовка –

новые кроссовки.

Вот так,

вот так,

новые кроссовки!

Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.

«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

«ПОСЧИТАЕМ В ПЕРВЫЙ РАЗ»

Работа над темпом и ритмом речи

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.

На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.


«ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали

От усталости упали.

Машут ладошками

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Машут ладошками.

Роняют ладони на стол.

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику начиная с большого.

Ритмичные хлопки в ладони и удары кулачками.

«БУРЁНУШКА»

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку —  на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творожку немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной  деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...

Кружковая работа «Пальчики - ладошки».

Рисование пальчиками прекрасно развивать мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребёнка. Позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к худ...

Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....

"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....

Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях.                  ...

Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...

Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....