Трудовое воспитание в ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Голошевская Ирина Александровна

Основная задача детского сада организовать среду обитания детей так, чтобы повысить их нравственно-трудовые, личностные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический доклад

«Трудовое воспитание в ДОУ»

Подготовила воспитатель МБДОУ «Малышок» Голошевская И.А.

Основная задача детского сада организовать среду обитания детей так, чтобы повысить их нравственно-трудовые, личностные качества.
1. Расширять кругозор детей о труде.
2. Вызывать интерес детей к разнообразным профессиям, привлекать внимание детей к профессиям их родителей.
3. Знакомить детей с профессиями родного края.
4. Привязать у детей любовь, уважение к труду.
5. Вызывать желание трудиться сообща.
6. Приучить детей к порядку и аккуратности.

Чтобы успешно решить задачи, я запланировала перспективный план работы на год. Я считаю, что мои дети интересуются любыми видами труда, охотно выполняют любые задания. Дети часто выполняют разнообразные работы: мытье игрушек, стирка кукольного белья, дежурство в уголке природы, по столовой, уборка группы. В процессе труда я стараюсь объяснить и распределить работу между детьми. Дети с удовольствием вовлекаются в процесс труда, активно помогают друг другу, стараются проявить заботу о товарищах, стремятся к сотрудничеству. У малоактивных детей появляется уверенность в своих силах, желание проявить себя. Поддержка друзей – это основной стимул деятельности. Медлительные, неумелые дети заметно подтягиваются. Ребята с более устойчивыми навыками переживают неудачи своих товарищей, стараются научить их быть быстрее, проявляя при этом свою самостоятельность. Достижение общих целей способствует тому, что на деле ребята начинают осознавать дружескую поддержку и взаимопомощь.

В результате коллективной деятельности и обмена опытом, начинает проявляться отношение сотрудничества между детьми. Ребята сравнивают успехи в другой подгруппе со своими, переживают, хотят передать свой опыт. Играя, дети подражают взрослым, принимают на себя роль учителя, воспитателя, врача, продавца, водителя и другие профессии. В процессе игровой деятельности у детей на примерах труда воспитываются положительные навыки трудового общения. Дети успешно выполняют несложные задания, ответственно относятся за полученное дело. Таким образом, у них прививается психологическая готовность к труду.

Для рациональной организации бытового труда в условиях детского сада мы используем следующие направления. Это совместная деятельность детей и взрослых, это показ разнообразного труда взрослых детям и объяснение его назначения. Эти направления, на мой взгляд, воспитывают у детей положительное отношение к труду. Ознакомление с трудом взрослых зависит от наблюдения труда, а также от того на какие стороны направляется внимание детей. Например, во время экскурсий в магазин я старалась обратить внимание детей на порядок (продукты лежат на витрине, продавец взвешивает, раскладывает по пакетам). Во время наблюдения за работой парикмахера обращала внимание на специфику их работы, оборудование и материалы, необходимые для работы. Парикмахер делает прическу, чтобы человек был красивым, привлекательным. Старалась вызвать у детей чувство радости, волшебными превращениями, которые происходят во время труда. Так, наблюдая, как маляры красят фасад трехэтажного дома, находящегося около нашего детского сада, дети восхищались удивительной красотой дома. Гуляя на участке детского сада, мы наблюдали за работой дворника. Оказывали дворнику посильную помощь. Наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым.

В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых я использовала иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин», «Ферма», «Аэропорт», «Дорожные движения» и другие; дидактические игры: «Кем быть?», «Играем в профессии», рассматривание альбомов «Отважен труд людей», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, показ слайдов на тему: «Труд людей», заучивание пословиц, поговорок о труде, рисование и аппликации на темы: «Труженики села», «Строители», «Мой папа на работе» и другие. Старалась прививать детям бережное отношение к вещам, стремление к самостоятельности, самообслуживанию и оказание помощи младшим детям, любовь к порядку и аккуратности, делая упор на результат их труда.

Также использовала хозяйственно-бытовой труд. Планировала следующие виды труда: наведение порядка в помещении, на участке детского сада, использовала формы работы: дежурство, коллективный труд, поручение.

Труд на участке – это самый распространенный вид хозяйственно-бытового труда (весной, летом, осенью, зимой). Дети нашей группы очень любят трудиться в природе. В группе очень много комнатных растений, ребята сажают, ухаживают за комнатными растениями, за обитателями уголка природы. Проводим большую работу в цветнике и фитоогороде. В процессе труда у детей воспитывается бережное отношение к животным. Ручной труд самый распространенный вид труда. Дети делают красивые игрушки, атрибуты для игр, поделки из бумаги способом оригами.

Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: родительские собрания, благоустройства территории «Марафон добра», выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки», «Папа может все», «Галерея природы».

В итоге моей работы по трудовому воспитанию детей, я сделала вывод: дети овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями и животными. У ребят сформированы качества личности, как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: "Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков".

АктуальностьВоспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. УшинскийВоспитание является одной ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»

Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает ...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  на тему «Профессии наших родителей»...