Коммуникативная компетентность. Диалог как форма работы с родителями
план-конспект

Багирова Алена Сергеевна

Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80% зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями  может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что неред-ко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами. Статистика говорит, что семь из десяти педагогов не могут выстроить отношения с родителями не потому, что не справляются со своими обязанностями или не владеют знания-ми о методах и формах работы, а по причине коммуникатив-ной некомпетентности. Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с труд-ностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               ДИАЛОГ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80% зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями  может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами. Статистика говорит, что семь из десяти педагогов не могут выстроить отношения с родителями не потому, что не справляются со своими обязанностями или не владеют знаниями о методах и формах работы, а по причине коммуникативной некомпетентности. Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.).

При обсуждении данной проблемы с педагогами можно сделать интересное наблюдение. Большинство из них искажают предметные позиции, воспроизводя разговоры с родителями по памяти, забывают собственные высказывания о родителях:

  • агрессивные;
  • скандальные;
  • невоспитанные;
  • незаинтересованные.

Многие используют определенные табуированные (запретные) слова и фразы, например обвинения, жалобы, ссылки на детскую неуспешность:

  • «А знаете, ваш ребенок...»;
  • «Почему вы позволяете...»;
  • «Сегодня у вашего ребенка не получилось...»;
  • «Он сегодня опять...»;
  • «Я в который раз вам говорю о том, что... а вы...».

 Схожие ситуации наблюдаются при обсуждении данной проблемы с родителями, которые соглашаются с необходимостью вести диалог с педагогами, а на практике ссылаются на грубость или некомпетентность педагогов, собственную занятость. Это выражается, например, в погружении родителей в свои проблемы, в свое плохое самочувствие:

  • «Я сегодня очень устала...»;
  • «Я себя плохо чувствую...»;
  • «Вы знаете, я не могу думать ни о чем другом, кроме...»;
  • «У меня был трудный день...».

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что педагог по-разному может выступать в процедуре общения: во-первых, может быть инициатором; во-вторых, субьектом; в-третьих, в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником взаимодействия.

Коммуникативная компетентность педагога заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления процессом общения. Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через правильно организованную систему общения. Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических задач: обеспечить управляющую роль в процессе общения; придать педагогически целесообразное направление формам общения с родителями; соответственно настроениям, чувствам и деятельности, как своей, так и родителей, создать нужный социально-психологический климат, настраивающий на обсуждение конкретной ситуации. Существуют устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении.

- оперативность при организации изначального контакта с родителями;

      - оперативный переход от организационных процедур (приветствия, приглашения и т. п.) к деловому и личностному общению;

       - отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

       - оперативное достижение социально-психологического единства с родителями, формирование чувства «мы»;

              - введение личностных аспектов во взаимодействие с родителями;

        - преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;

               - постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать родителей;

- внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т. п.

  - использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики, контакт глазами и т. п.;

       - умение «транслировать» родителям собственную расположенность к детям, дружественность;

        - нахождение ярких, притягательных примеров, показ достижений детей;

         - понимание ситуативной внутренней настроенности родителей, учет этого состояния, передача им этого понимания;

          - достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у родителей потребность во взаимодействии с педагогом.

В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определенную потребность в деятельности, предполагающей общение, т. е. в диалоге.

Диалог — это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристики различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Способствует развитию коммуникативной компетентности родителей целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в жизни детского сада. Ниже приведены некоторые из них.

1. Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

2. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

3. Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

4. Член родительского совета. Родительский совет это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

5. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.

Приведенные ниже примеры направлены на перенос смысловой нагрузки, инициативы процесса общения на родителей и освобождение педагогов от установки «завлекать», «привлекать», «(за)мотивировать» родителей на активное участие в жизни их детей в дошкольном образовательном учреждении.

1. Обучение родителей практическим умениям. Педагог показывает родителям оптимальные приемы общения с ребенком или способы ухода за ним. Следует соблюдать краткость при показе приемов.

2. Метод имитации рабочего дня воспитателя. Среди родителей проводится конкурс «Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по нескольким направлениям:

            - прием детей;

- организация игры;

            - составление плана рабочего дня для показа родителям и т.д.

3. Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества. Родители знакомятся с видеозаписями или другими материалами, собранными педагогами; рассматривают и обсуждают детские поделки, коллективные работы; дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей; формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с детьми.

4. Этюд-беседа. Работа ведется в соответствии с выбранной темой:

- «Самый грустный день моего ребенка»;

- «Самый веселый день моего ребенка»;

- «Любимая игра моего ребенка»;

 -  «Мой ребенок больше всего любит, когда я...» и т. п.

5. Эссе на заданную тему. Например, темы могут быть такими:

- «Каким я хочу видеть своего ребенка»;

- «Хрустальные воспоминания детства»;

- «Я его люблю, потому...» и т. п.

6. Письмо ребенку о любви. Родители пишут письмо в стиле обращения к ребенку в день совершеннолетия (временная точка может быть выбрана самими родителями) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, какими они хотят видеть его в будущем. Письмо можно торжественно «замуровать» в специальную колбу или коробку, оформленную ребенком совместно с родителями.

7. Волшебный цветок мудрости. В приемной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Примеры тем:

- «Детские капризы»;

- «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым»;

- «Когда у нас родился второй ребенок, мы...»;

          - «Чтобы ребенок не болел»;

          - «В  выходной можно пойти с ребенком»и т.п.

8. Недописанный тезис. На стенде размещается фраза, например:

- «Счастливая семья это...»;

- «Хороший воспитатель это...»;

- «Успешный ребенок — это...»;

- «Мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому

что...» и т. п.

Родители анонимно продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.

9. Педагогическое интервью родителей записывается на магнитофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях, конференциях, семинарах. Темы интервью могут быть, например, такими:

- «Каким бы вы хотели видеть вашего сына (дочь) ?»;

                - «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребенка?»;

                 - «Какой должна быть среда в детском саду?» и т. п.

10. Портрет идеального родителя. В приемной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывают на этом листе черты идеального родителя. Используется лист при личных беседах, во время консультаций, собраний.

11. Портрет идеального воспитателя. В приемной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывают на этом листе черты идеального воспитателя. Используется лист при проведении педсоветов, совещаний, разрешении конфликтных ситуаций в группе.

12. Клуб «Бабушкины пироги». Организуется клуб общения для бабушек-волонтеров, куда могут прийти все желающие. Темы заседаний объявляются заранее:

 — «Как связать носочки ребенку?»;

 — «Немецкий сахарный пирог (с дегустацией)»;

 — «Как солить капусту?» и т. п.

13. Географическая карта моей родословной. На карте в группе дети обозначают места, откуда приехали их предки, специальными фишками, которые изготавливаются в семьях. Обсуждение этих мест может проходить на занятии, во время беседы с родителями, самостоятельной деятельности детей.

14. Презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т. п.). Готовится совместно с родителями, защищается в любой форме: от газеты, буклета, книги до видео-премьеры или семейного спектакля.

15. Решение педагогических кроссвордов. Помогает уточнить знания родителей по определенной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество воспитания детей.

16. Фотоконкурс «Моя мама — профессионал». Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сняты на рабочих местах. Важно показать ребенку, как полезен для общества труд его мамы.

17. Проектирование модели работы с родителями. Родители делятся на группы, ищут ответы на проблемные вопросы, представляя себя на месте педагогов, администрации.

Для консультирования родителей по актуальным вопросам используются компьютерные презентации. Для удовлетворения интересов родителей в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми используются компьютерные программы типа «Энциклопедия здоровья ребенка».

18. Экспресс-опрос. Проводится при личной встрече педагога с родителями. Приведем пример такого опроса.

А. Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященными вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

— Если да, то хлопните в ладоши.

— Если нет, то топните ногой.

Б. Единодушны ли вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?

- Если да, то помашите рукой.

- Если нет, то дотроньтесь до кончика носа.

В. Кого вы считаете ответственным за воспитание ребенка?

— Если семью, то улыбнитесь.

- Если окружение, среду, социум, то вытяните руку вперед.

19. «Школа бабушек». В ДОУ проводится специальный
цикл занятий для молодых бабушек.

Примерное планирование занятий дли молодых бабушек

20. Телевизионный клуб для родителей. Специалисты ДОУ организуют «съемку передачи» на заданную тему («Здоровье наших детей», «Труд в природе», «Любимые игры наших детей» и т. п.). При этом используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс телезрителей, поддерживается рубрика «По вашим письмам». Время эфира от 20 до 40 минут. Такие «телепередачи» оказывают большую помощь родителям в обучении и воспитании детей, помогают в решении проблем семейного воспитания.

21. Вручение медалей родительской гордости. Награда «Детская ладошка» вручается после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ). «Орден родительской славы» выдается на выпускном вечере. «Медаль гордости» получают за успехи ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков, проявлении лидерских качеств и т. д.

22. Талисман или оберег счастья вашей семьи. Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом. Это могут быть, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения мечты. Помещается талисман в кабинке ребенка (ламинируется) или в личном ящике-«сокровищнице» ребенка (при наличии таковых в группе).

23. Метод лечебной педагогики. Важно, чтобы у родителей в ДОУ была комната, где они могут отдохнуть, ожидая ребенка. Как правило, для такой цели используются кабинет психоэмоциональной разгрузки для педагогов или специальное место в холле с диваном и креслами. Можно включить музыку или иные звуки для релаксации (в жаркий день шум дождя,

водопада; зимой пение птиц или стрекотание насекомых).

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова О.И. , Майер А.А.  Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения  с родителями. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013, С. 94-102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Диалог как форма работы с семьёй"

Педагогические  идеи  по  повышению  родительской  активности...

Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

Формирование коммуникативной компетентности (диалог)

Мотивация, самооценка, поведенческие симптокомплексы напрямую зависят от формирования и поддержания ребёнком диалога в игровой деятельности. В статье отражены методы игры, задачи, формы образовательно...

ДИАЛОГ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

При обсуждении данной проблемы с педагогами можно сделать интересное наблюдение. Большинство из них искажают предметные позиции, воспроизводя разговоры с родителями по памяти, забывают собственные выс...

"Диалог как форма работы с родителями"

Педагогические идеи по повышению родительской активности...