Консультация для воспитателей на тему:"Развитие речи, как основной фактор готовности детей к успешному обучению в школе"
консультация

Дрыгалова Татьяна Ивановна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya.docx11.49 КБ

Предварительный просмотр:

   

Консультация для воспитателей

на тему:

«Развитие речи, как основной фактор готовности детей к успешному обучению в школе»

Составила: воспитатель

ГБОУ Школа №2075, д/о№2

Дрыгалова Татьяна Ивановна

2017г

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головки детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития.

   Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8 – 9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребёнок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать всё, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребёнка.

   Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.

   К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображённые предметы или называют действия, времени. В работе по серии картин они не могут определить последовательности событий, выявить причинно-следственные отношения. Эти недостатки особенно остро ощутимы у детей с нарушением речи.

   Как нельзя построить дом без кирпичей, так невозможно и развитие речи без достаточного словарного запаса. Работа строится по общепринятым темам. Идёт накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, т.е. всех основных частей речи. Причём предусматривается не только его количественное развитие, пополнение новыми словами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, с синонимическим рядом. Дети обогащают словарный запас более точными понятиями: не просто «чашка», а кружка, бокал, стакан; в обогащающем, родовом понятии выделяют понятия более узкие, видовые: посуда, столовая, чайная, кухонная. Углубление знаний о предмете обогащает речь словами, обозначающими части и детали предметов (носик, крышка). Большое внимание уделяется и развитию словаря признаков. В первую очередь это качественные прилагательные, обозначающие цвет, форму, размер, физические свойства: твёрдый, мягкий, холодный, упругий, гладкий и т.д.

   Дети образуют и относительные прилагательные, рассказывая, из какого материала сделан предмет. Отвечая на вопрос чья? (чьё? чьи? чей?), учатся использовать притяжательные прилагательные. Сравнивая качество предметов, находят слова с противоположным смыслом (антонимы: глубокий – мелкий) или слова, схожие по значению (синонимы: большой, крупный). При описании функции предмета идёт работа по обогащению и активации глагольного словаря. Необходимо также обращать внимание на образование приставочных глаголов, их значение и употребление.

   Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи. Ни одна тема не обходится без работы по устранению и предупреждению аграмматизмов. Каждая тема связана с определённым не только лексическим, но и грамматическим материалом. Например, на теме «Игрушки» удобно поупражняться в согласовании существительных прилагательными, в употреблении существительных множественного родительного падежа. Тема «Одежда» даёт возможность научить правильно употреблять слово пальто и закрепить предложный падеж единственного и множественного числа существительных. (В чём?). Тема «Инструменты» даёт материал для освоения существительных единственного и множественного творительного падежа и т.д. Практически каждая тема предполагает образование родственных слов, что обогащает словарь и помогает развитию языкового «чутья».

   Детей необходимо познакомить с фразеологизмами, поговорками, пословицами и загадками, которые тематически можно связать с изучаемым материалом. Детям старших и подготовительных групп доступны такие выражения, как «горе луковое», «работать спустя рукава», «мастер – золотые руки» и др. Работа с загадками и пословицами даёт возможность почувствовать красоту и образность родного языка. Дети легко подбирают сравнения: «хитрая как лиса», «упрямый как осёл», объясняют значения пословиц и поговорок: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «красна птица пением, а человек – умением».

   Но наличие богатого словаря у ребёнка ещё не даёт умения рассказывать. Необходимо задействовать словарный запас, заставить его работать. Для этого необходимо научить составлению описательного рассказа. При этом необходимо научить ребёнка выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать своё отношение к описываемому объекту и грамматически правильно оформлять фразу.

   Чтобы достичь этого, уже с первой темы вводится план описательного рассказа, который даёт возможность систематизировать все полученные знания, спланировать процесс высказывания. План не только устанавливает последовательность, но и определяет содержание описательного рассказа. Количество и порядок прохождения тем меняется в зависимости от уровня развития детей в группе, от времени года, от задач педагога. Начинается работа после обследования речевого развития детей. Первая тема – «Игрушки». Игрушки – это каждодневный мир ребёнка, его окружение, его интересы. Все свойства и особенности игрушки не только осознаются ребёнком, но и как бы проходят через кончики его пальцев. Далее идут темы: «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Человек», «Профессии», «Инструменты», «Транспорт», «Природа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Времена года».

   Работа по этим темам находит своё, продолжение на занятиях по изодеятельности, математике, ознакомлению с окружающим миром, при чтении художественной литературы, в быту, в работе с родителями. На каждую тему отводится примерно неделя, т.е. все пять дней мы живём одной темой. Первое занятие – введение в тему, второе – составление описательного рассказа. Здесь главное – эмоциональное насыщение занятия, только в этом случае у детей пробуждается к нему интерес. Если это получилось, можно добиться решения всех поставленных задач. Итак, в результате работы дети значительно расширили и обогатили свой словарь, приобрели навыки описательного рассказа, рассуждения, у детей появилось желание доказывать и отставить свою точку зрения. Они почувствовали вкус родного языка, познакомились с поговорками, пословицами, научились сами придумывать загадки, сравнения.

   Цель 2-го периода – научить детей составлять рассказ по картине. Работа, которую мы предлагаем, не совсем обычна. Наш опыт показал, что такая работа интересна для детей, доступна им, а главное – результативна.

   Первая картина, с которой знакомятся дети, - это натюрморт. Объектом изображения здесь являются неживые предметы. Собранные вместе художником, они интересны своей формой, цветом, фактурой. От детей требуется составить описательный рассказ, имея перед глазами уже не отдельный предмет, как это было раньше, а группу предметов, что требует обобщения знаний и умений. Это более высокий уровень развития связной речи. Надо, чтобы ребёнок видел особенности композиции, фона; почувствовал мастерство художника и его настроение. После разбора картины необходимо уделить внимание построению рассказа.

   Ребёнок должен не только перечислить изображённые на картине предметы, определяя характерные признаки (цвет, форму, размер и т.д.), но и объяснить почему они объединены в одну группу, от него требуется понять увиденное, высказать свою оценку картине в целом. Задача педагога – вызвать у ребёнка эмоциональное отношение к изображённому.

   Следующим этапом работы является составление рассказа по пейзажной картине. Описание природы «разное время года – работа, которой дети уже занимались, и она должным образом их подготовила к воспитанию пейзажа к живописи. К этому времени у детей складывается общий подход к составлению рассказа по картине. На этом этапе они используют приобретённое ими умение опираться на план.

   Дети с интересом разглядывают картины русских художников, делают свои заключения («Шишкина назвали, наверное, так потому, что он хорошо рисовал шишки», Алёша, 6 лет). Методика на этом этапе несколько меняется. Раньше предлагалась одна картина вниманию детей. Теперь же перед их взором предстают 2 -3 картины и предлагается выбрать одну из них для составления рассказа. Это позволяет детям проявить свои предпочтения.

   Одна из основных задач при этой работе – развитие образной речи, что идёт через опору на эмоциональную сторону восприятия картины. Дети учатся подбирать сравнения («Рябина осенняя стоит в зелёной юбочке, в блузке жёлто-красной и с яркими серёжками», Маша, 5 лет), образные выражения, более точные слова (не «белый», а «белоснежный»). Восприятие картины необходимо связать со стихами поэтов, музыкой.

   Детям предлагается решить, почему художник выбрал этот пейзаж. Их спрашивают: согласен ли ты с названием картины? Чтобы ты хотел нарисовать? Какие краски нужны художнику для изображения летней ночи? Зимней ночи? В каком из стихотворений изображён такой же пейзаж? И т.д.

   На этом работа по составлению рассказов по картине не заканчивается. Следующий этап – это описание портрета. Работа в первом периоде по темам: «Человек», «Семья», «Инструменты», «Профессия», «Одежда» даёт возможность работы с этим жанром живописи. Выясняем, есть ли фон на этих картинах, для чего он нужен, как определить характер человека, его занятие, решаем, следует ли обращать внимание на одежду и т.д. Вспоминаем эпитеты к словам: лицо, волосы, глаза, лоб, нос; определяем черты характера человека: добрый, весёлый, спокойный, шаловливый, хитрый. Основное в этом описание – помочь ребёнку находить характерные особенности изображённого, учить воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица. Эта работа помогает развить в детях наблюдательность и внимание к внешности человека, их речь обогащается новой лексикой.

   И последний этап этой работы – составление рассказов по сюжетным картинам. Сначала предлагаем жанровую живопись, доступную пониманию детей, способную взволновать ребёнка, вызвать желание обсудить увиденное («Прибыл на каникулы», «Опять двойка» Ф.П. Решетникова). Ведущая роль в составлении рассказа отводится педагогу, его умению показать картину, задать вопросы, подсказать последовательность изложения. Вначале выясняется место и время событий, называются действующие лица, затем рассказывается о происходящем. Это ещё более высокая ступень речевого развития, включающая в себя навыки описательного рассказа, портретной живописи и пейзажа. При правильном отборе материала эта работа доступна детям и даёт не только навыки связной речи, но и расширяет кругозор, приобщает к культуре, воспитывает.

   Задача 3-го периода – научить детей пересказу, при этом следует решить два вопроса: что пересказывать и как будет пересказывать ребёнок. Материал, не затрагивающий чувства детей, не будет хорошо пересказан. Только возникший интерес заставит ребёнка проникнуть в смысл текста, пробудит его внимание к выразительным средствам языка.

   Понимать текст литературного произведения – это прежде всего умение установить причинно-следственные отношения, уяснить причины описываемых событий. Ребёнку необходимо увидеть, представить главных героев, понять их действия, разгадать мотивы поступков, причины переживаний.

   Очень часто не только дети, но и педагоги путают понятия тема и главная мысль. На вопрос: «О чём же эта сказка?» дети начинают перечислять её главных героев или пытаются её пересказать. Сказку «Колобок» дети воспринимают только как последовательную цель действий Колобка. И на вопрос: «Почему же Лиса съела колобка?» можно услышать: «Она была голодной» или «Она была последней». И только после наводящих вопросов дети понимают, что это сказка о хитрости Лисы.

   В зависимости от поставленной цели пересказ может быть полным и кратким. Использование плана, который вначале предлагается в виде серии сюжетных картинок, даёт возможность ребёнку вспомнить последовательность событий, основное содержание произведения, и, если надо, помогает выборочно пересказать его, установить кульминационный момент. В дальнейшем план предлагается в виде картинок-подсказок. Например, план к рассказу К. Ушинского «Утренние лучи» представляет собой серию карточек с изображением солнца, жаворонка, зайца, петуха, пчелы, мальчика. С повышением уровня речевого развития детей, план постепенно теряет свою актуальность, и к концу года дети могут удерживать в памяти программу своего высказывания.

   В конце 3-го периода необходимо дать возможность детям реализовать свои творческие возможности. Дети сами придумывают сказки на заданную тему, учатся дополнять и изменять сюжеты знакомых сказок, рассказывать собственные, ставя нравственные проблемы и находя пути их разрешения. Тут требуется только с уважением относиться к фантазии детей, к их стремлению проявить себя в речевом творчестве.

   Работа по формированию связной речи сложна и многогранна. И, хочется надеяться, что вся работа по связной речи поможет разрешить возникающие трудности у ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».

Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....

Консультация для воспитателей на тему: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей на тему:Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка  в свободно...

«Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

«Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»                                    ...

«Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности. Речь взрослого человека – это его визитная карточка. Речь реб...

Консультация на тему: "Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе"

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе шк...