Психологическая готовность ребенка к школе
статья по коррекционной педагогике

Один из главных вопросов рассмотрения психического развития ребенка дошкольного возраста является его готовность к обучению в школе. На сегодняшний день это является актуальным. Подготовка ребенка к школе, является задачей многогранной, которая охватывает все сферы жизни каждого ребенка. Говоря о психологической готовности дошкольника к обучению, следует понимать сложное новообразование, которое предполагает высокий уровень развития сфер жизни ребенка. Стоит сделать акцент на двух моментах психологической готовности. Это мотивационная и интеллектуальная готовность к обучению в школе. От того насколько они сформированы у ребенка, зависит его адаптация к обучению, приспособление к новым условиям, к новому коллективу и к тем требованиям, которые будут предъявляться ребенку в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школе

Байзель Екатерина Сергеевна,

педагог-психолог

МДОБУ «Детский  сад № 21 Звездочка»

Один из главных вопросов рассмотрения психического развития ребенка дошкольного возраста является его готовность к обучению в школе. На сегодняшний день это является актуальным. Подготовка ребенка к школе, является задачей многогранной, которая охватывает все сферы жизни каждого ребенка. Говоря о психологической готовности дошкольника к обучению, следует понимать сложное новообразование, которое предполагает высокий уровень развития сфер жизни ребенка. Стоит сделать акцент на двух моментах психологической готовности. Это мотивационная и интеллектуальная готовность к обучению в школе. От того насколько они сформированы у ребенка, зависит его адаптация к обучению, приспособление к новым условиям, к новому коллективу и к тем требованиям, которые будут предъявляться ребенку в школе.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) считается наиболее благоприятным для развития познавательной активности, интересов и творчества детей. И вся атмосфера их детской жизни должна этому способствовать.

Дети старшего дошкольного возраста в процессе жизнедеятельности уже вполне способны осваивать нормы и правила культуры и поведения. Для них становятся более понятными мотивы выполнения тех или иных правил. Взрослый, поддерживая позитивное поведения и доброжелательные поступки ребенка, тем самым способствует развитию его самостоятельности и росту в нем чувства самоуважения.

Характерной чертой детей старшего дошкольного возраста является появление у них интереса к проблемам, которые выходят за пределы их личного опыта. Дети начинают интересоваться прошлым и будущим, жизнью в разных странах, животным и растительным миром и др.

Рассмотрев данные особенности детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что оптимальным для школьного обучения является старший дошкольный возраст. Считается, что в этом возрасте готовность ребенка к школе даже если и не полностью развита, она близка к идеалу.

Тем не менее, на практике многие дети, достигшие 6-7 лет и имеющие необходимые для школы знания и умения, испытывают трудности в обучении. Их психологическая готовность к школе не сформирована, и именно поэтому «учебные будни» обременяют этих детей.

В настоящее время существует довольно большая база психодиагностических методик, позволяющих определить уровень интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Это, например, тесты-опросники П. Кеэса, А.Н. Леонтьева, Н.И. Гуткиной, А. Керна – Й. Йерасика и др.

Психологическая готовность к школьному обучению – это достаточный уровень психологического развития ребенка, необходимый для усвоения школьной программы в современных условиях обучения.

Вопросом психологической готовности к школьному обучению занимались следующие педагоги: М.М. Бeзруких, Л.И. Бoжoвич, А.В. Зaпoрoжeц, Л.А. Вeнгeр, Л.М. Фридман, В.С. Мухина, Е.Е. Крaвцoвa и многие другие.

Л. М. Безруких считает, что готовность ребенка к обучению в школе - это определенный уровень психического, функционального и морфологического развития детей, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Л. А. Венгер интерпретирует понятие готовности к школе как определенный уровень социальных навыков, характеризующихся следующими умениями: умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуации, умения без которых обучение невозможно в принципе или затруднено (это развитие речи, мелкой моторики, координации, организация своей деятельности), а так же личностное развитие, включающие в себя мотивацию, самопознание, самооценку.

Принимая во внимание эти два определения, можно сделать вывод о том, что психологическая готовность к школе включает в себя несколько аспектов.

Интеллектуальная (познавательная) готовность.

Долгое время было принято судить о готовности ребенка к школе по количеству выявленных у него умений, по словарному запасу, по конкретным навыкам и знаниям. На сегодняшний день это нельзя назвать единственным мерилом интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Современные программы и их усвоение требуют от детей способности анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои собственные выводы, то есть – хорошо развитой когнитивной сферы. И если говорить об интеллектуальной готовности ребенка к школе, то стоит обращать внимание прежде всего на общие характеристики его мыслительных процессов. Для того, чтобы ребенок успешно адаптировался в школьной среде, к концу старшего дошкольного возраста у него должно быть сформировано наглядно-образное мышление и отдельные операции концептуального и логического мышления.

Значимость наглядно-образного мышления в интеллектуальной готовности к школе связана с его основными функциям, регулирующими деятельность. Оно позволяет наметить возможные направления действий, исходя из особенностей определенной ситуации. Если же образное мышление недостаточно развито, при довольно-таки высоком уровне логического мышления, последнее берет на себя ориентировку в той или иной ситуации. В практике начального образования это проявляется в том, что детям трудно решить простейшую математическую задачу, не выяснив, «на что эта задача».

Потребносто-мотивационная готовность.

Если говорить об потребностно-мотивационной готовности детей к школьному обучению, прежде всего, стоит обращать внимание на сформированность у них мотивационной сферы. Она предполагает следующее: хочет ли ребенок идти в школу, хочет ли он учиться, заинтересован ли он школьной жизни и обучением, что в свою очередь является основным фактором потребностно-мотивационной готовности.

При поступлении в первый класс ребенок включается в абсолютно новую для него систему социальных отношений. Изменяется отношение к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания. Требования к детям дошкольного возраста прежде всего связаны с их поведением: «хорошо себя вести» – то есть слушаться родителей, не капризничать, не шалить. Что касается первоклассников, сохраняя вышеуказанные требования, на первый план выходит требование «хорошо учиться», которое проявляется в необходимости правильно воспроизводить задаваемую учителем информацию, познавательно и инструментально усваивать социально выработанные способы решения различных задач.

Особенностью школы для ребенка является необходимость выполнения жестко заданных правил и норм. Поведение ребенка, особенно на уроке в классе, должно подчиняться строго установленным правилам: поднимать руку, прежде чем ответить, не подсказывать одноклассникам и др. Социальные отношения и с учителем и со сверстниками приобретают все более «нормативный» характер, нежели чем в садике – есть четкая структура группы.

Для диагностики потребносто-мотивационной готовности детей к школе используются методики М.Р. Гинзбурга, Д.В. Солдатова, А.Л. Венгера и др.

Эмоционально-волевая готовность.

Важным аспектом психологической готовности к школе является эмоциональное самосознание ребенка. Следует отметить, что при переходе ребенка на следующий возрастной этап, претерпевает изменения отношение ребенка к самому себе, что расширяет не только внешний круг жизни ребенка, но и его внутреннюю жизнь. Это связано с открытием ребенком собственных переживаний. До этого он так же имеет опыт переживаний, но сам не зная, что переживает и что является переживающим субъектом. Сейчас же у него возникает более действенное отношение к своим эмоциям. Самосознание ребенка, в том числе и самооценка, полностью меняется.

В понятии психологической готовности к школьному обучению все аспекты взаимосвязаны. Таким образом, волевая готовность тесно переплетена со всеми остальными. В процессе обучения ребенка ожидает напряженная работа, которая потребует от него несомненно волевых усилий: дисциплина, режим, программа, ему нужно будет делать не то, что хочется, а то, что потребует учитель. И здесь стоит обратить внимание на такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуация, где приходится делать выбор между «хочу» и «надо», чрезвычайно трудна для ребенка и не всегда его воли достаточно, чтобы не следовать за непосредственным «хочу». И только с поддержкой взрослого ребенок способен следовать социально более значимому мотиву.

Еще одним фактором психологической готовности к школе, связанным с волевыми усилиями, является функция планирования собственной деятельности ребенком. В возрасте 6-7 ребенок способен выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему, стремиться к конечной цели при выполнении промежуточных этапов. И здесь большую роль играет речь, подчинение ребенка сначала словесным инструкциям взрослого, а потом и собственным волевым вербализированным требованиям.

Диагностировать эмоционально-волевую готовность ребенка к школьному обучению можно с помощью методик А.Л. Венгера, А.З. Зака, М.Н. Костикова и др.

Социально-психологическая готовность.

Огромное значение в психологической готовности детей к школе играет формирование сфер социальных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. И причины трудностей ребенка в процессе обучения часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание вопросов учителей, их особое положение, специфика учебных ситуаций и образовательной коммуникации), либо во взаимодействии со сверстниками (неумение слушать друг друга, содержательно общаться с одноклассниками, согласовывать с ними свои интересы и желания, и т.д.), либо в их собственном самосознании (завышенная или заниженная оценка своих способностей и возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неправильное восприятие оценок учителя и т.д.). Все эти три группы трудностей выделены не случайно, именно они отражают основные аспекты социально-психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению.

В сфере взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками к концу старшего дошкольного возраста происходят значительные изменения. Общение приобретает некий социально-культурный контекст, становится внеситуативным. Ребенок теперь ориентируется не только на непосредственное общение, не только на имеющуюся ситуацию, но и на определенные, принятые сознательно, задачи, правила и нормы.

Для определения умения детей устанавливать содержательные контакты друг с другом, взаимодействовать в ситуации совместной деятельности, психологами используются самые различные методы. К ним можно отнести методики М.Я. Басова, Т.Д. Марцинковской, И.А. Орловой, Г.А. Урунтаевой и др.

Все рассмотренные нами аспекты психологической готовности детей к школе действуют совместно в комплексе, в системе. И при их оптимальном развитии ребенок старшего дошкольного возраста безболезненно включается в режим школьного обучения, у него создаются наиболее позитивные предпосылки к овладению учебной деятельности.

Для этого, во-первых, ребенок при поступлении в школу должен иметь такие мотивы, как желание стать школьником и желание учиться. В этом плане его отношение к школе должно быть позитивным, но реалистичным. Во-вторых, у ребенка должны быть достаточно развиты познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление и пр. В-третьих, ребенок с помощью силы воли должен уметь сознательно контролировать свое поведение для достижения поставленных школой целей. И, в-четвертых, ребенок должен признавать авторитет учителя, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении групповых заданий.

Таким образом, современные требования жизни к организации обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. В этом смысле проблема психологической готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, преемственность дошкольного и начального образования, успешность последующего обучения детей в школе. И ходе инновационной деятельности нами разрабатывается программа психолого-педагогического сопровождения детей, поступающих в первый класс.

Список использованной литературы:

  1. Безруких М. М. Ребенок идет в школу. М., 2010.
  2. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М., 2012.
  3. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога (под ред. Слободчикова В. В.). Томск, 2014.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004.
  5. Долгова В. И., Попова Е. В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками. М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....