«Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ»
презентация к уроку (средняя группа)

Сергеева Елена Александровна

Выступление на педагогическом совете:

«Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_kopiya.docx26.52 КБ
Файл effektivnye_sposoby.pptx560.41 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»

Выступление на педагогическом совете:

«Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ»

Воспитатель: Сергеева Е.А.

(слайд 1) Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство.

И семья, и дошкольное учреждение по своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.

(слайд 2)

Семья – поистине высокое творенье

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье

 Она для нас основа всех начал
(Е.А. Мухачёва)

Работа с семьей – необходимая сложная деятельность педагогов детского учреждения.

(слайд 3)  Целью моей работы является вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Детский сад – семья”, интеграция работы ДОУ с семьей.

(слайд 4) Главные задачи моей работы

  • Установление единства в воспитании детей
  • Педагогическое просвещение родителей
  • Ознакомление родителей с жизнью и работой детского учреждения
  • Помощь семье воспитать гармонически развитого человека 

(слайд 5) В своей работе использую всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:
(слайд 6) Посещение семьи ребенка

Это много мне дает для изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания.с родителями  заранее согласовываю удобное для них время посещения, а также для себя определяю цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогают мне понять психологический климат семьи.
Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным.забываю о жалобах, замечаниях, не допускаю критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) даю тактично, ненавязчиво.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. (слайд 7) Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

  1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
  2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
  3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
  4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
  5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.


уже с первого посещения семьи видно, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем моем посещении семьи  заранее определяю конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи
. (слайд 8) Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаю следующие цели и темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста», «Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др.  Посещая малообеспеченую семью,  выясняю, какие конкретно трудности они испытывают; продумываю, чем ДОУ может помочь семье. Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.
Также во время посещений на дому отмечаю, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. предлагаю родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

Следующим традиционной формой является
(слайд 9) Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, использую сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.постоянно обновляю групповой стенд  «Для вас родители», содержащий информацию по  разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., (слайд 10)  и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.
(слайд 11) С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации, коллективные работы и т.д.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Родители посещают нод  Перед началом просмотра занятий рассказываю родителям, какое занятие они будут смотреть, егоцель, необходимость проведения.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
(слайд 12) Широкие возможности для наблюдения предоставляю родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.
В работе с родителями использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки.
(слайд 13) Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок разнообразные: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
О папках-передвижках упоминаю на родительских собраниях, рекомендую ознакомиться с папками, даю их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, провожу беседу о прочитанном, выслушиваю вопросы и предложения.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
(слайд 14) Беседы провожу как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяю цель: что необходимо выяснить, чем можно помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподношу таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
(слайд 15) Консультации. Обычно составляю систему консультаций, которые провожу индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаю родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей приглашаю на
мастер - классы. Эта форма работы дает возможность рассказать и показать.
(слайд 17) Родительские собрания
Групповые собрания провожу раз в 2-3 месяца. На обсуждение выношу 2-3 вопроса.  Ежегодно одно собрание посвящаю обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбираю тему, злободневную для данной группы, например, «Почему наши дети не любят помогать взрослым?», , «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».
(слайд 18) В своей работе используюнетрадиционные формы работы с родителями.
Учитывая занятость родителей, использую  такие
нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта», библиотека игр, творческая мастерская «Очумелые ручки»,устный журнал. Об этих и других формах работы расскажет  воспитатель Пинигина М.С.
(слайд 19) Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Так, если представить результаты сотрудничества с родителями в виде диаграммы, то можно заметить значительное увеличение просветительской работы с родителями, их желание участвовать в жизни группы.

 (слайд 20) Если сочетать формы как традиционные, так и нетрадиционные, то можно добиться следующих результатов по взаимодействию с родителями:

  • У родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
  • Измениться характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
  • Овладению родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  • Росту посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
  • Пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
  • Проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Желаю успехов во взаимодействии с семьёй.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ» Подготовила: Сергеева Е.А., воспитатель МКДОУ Куртамышского района « Куртамышский детский сад№5»

Слайд 2

Семья – поистине высокое творенье Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва )

Слайд 3

Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Детский сад – семья”, интеграция работы ДОУ с семьей.

Слайд 4

Задачи: Установление единства в воспитании детей Педагогическое и медицинское просвещение родителей Ознакомление родителей с жизнью и работой детского учреждения Помощь семье в воспитании гармонически развитого человека

Слайд 5

Методы и формы: Традиционые Нетрадиционые

Слайд 6

Посещение семьи

Слайд 7

Задачи: Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье. Определение уровня педагогической культуры родителей. Выявление трудностей, испытываемых родителями. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей.

Слайд 8

Темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка» «Соблюдение режима дня ребенка» «Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др.

Слайд 9

Наглядная пропаганда

Слайд 10

Наглядная пропаганда

Слайд 11

Работы детей:

Слайд 12

Педагогическая пропаганда:

Слайд 13

Папки-передвижки:

Слайд 14

Беседы:

Слайд 15

Консультации :

Слайд 16

Мастер – классы:

Слайд 17

Родительские собрания:

Слайд 18

Нетрадиционные формы: «Родительская почта» Библиотека игр: Творческая мастерская «Очумелые ручки» Устный журнал:

Слайд 19

Результативность:

Слайд 20

У родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей. Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний. Родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Возросла посещаемость родителей мероприятий по педагогическому просвещению; Стали активнее принимать участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д. Стали больше проявлять интерес к активному включению в планирование образовательного процесса. Результативность:

Слайд 21

Желаю успехов во взаимодействии с семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства"

Этот доклад был представлен мною на семинаре воспитателей по теме: "Эффективные способы работы с родителями в детском саду"...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единого образовательного пространства"

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, ока...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Консультация для педагогов "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада"

В программе выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое вни...

Доклад «Способы и формы вовлечения родителей в жизнь детского сада»

Родители - главные воспитатели ребёнка, поэтому «воспитание детей начинать именно с родителей»: так говорил Сухомлинский....


 

Комментарии

Грачёва Светлана Петровна

В данном материале хорошо представлены традиционные формы и методы взаимодействия с родителями в ДОУ.