Кризис шести – семи лет.
консультация (подготовительная группа)

Плотникова Нина Михайловна

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis.docx467.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы

Кризис шести – семи лет.

Основной причиной кризиса 6 – 7 лет является то, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. До этого возраста дети с помощью игр осваивали различные социальные  роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своим поведением и эмоциями. Но приходит момент, когда игр становится не достаточно для познания этого сложного мира. Дети стараются стать похожими на взрослых, у которых, по их мнению, есть могущество всезнания.http://kindereducation.com/wp-content/uploads/2013/11/6-7year.jpg

Дети в это возрасте начинают очень ревностно относится к своим близким. Они не отходят от родителей, не давая возможности им остаться наедине.

Очень  часто  дети  в  этом  возрасте  доходят  до  непреднамеренного  вандализма.  Таким образом,  они  пытаются  усовершенствовать  то,  что  имеют.  Взрослые  же,  считают  это  за поломку.

Признаки кризиса.http://nata-sait.ucoz.ru/roditelym/family_2.jpg

  • Повышенная утомляемость
  • Раздражительность
  • Вспышки гнева
  • Замкнутость
  • Плохая успеваемость
  • Агрессивность или, наоборот, излишняя  застенчивость
  • Повышенная тревожность.

Возможные неблагоприятные последствия

Нежелание  учиться,  посещать  детский сад;  низкая  успеваемость;  проблемы  в  общении  со  сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Советы родителям

Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче,  когда  она  только  возникла  и  не  привела  еще  к  негативным  последствиям.https://i0.wp.com/o-krohe.ru/images/article/thumb/400-0/2017/02/agressiya-u-rebenka-7-let-sovety-psihologa-2.jpg

В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их стратегии уже неэффективны. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Если же родители  пытаются  сохранить  старые  формы  взаимодействия,  то  это  приводит  к неблагополучию в отношениях с ребенком и к собственным эмоциональным проблемам.http://mtdata.ru/u28/photo75AD/20481352718-0/original.jpg

Еще один важный момент – ребенок нуждается в обратной связи, то есть в ответной реакции на свое поведение. Ребенку надо увидеть себя в новом качестве взрослого. Что становится таким зеркалом? С одной стороны, это внешние реакции взрослых, с другой – внутренняя реакция более широкого плана.https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2016/2/2/234364_56b0fdd5f242156b0fdd5f2457.jpeg

Возможны две полярные стратегии поведения родителей: безусловный запрет и полное попустительство. Обе эти стратегии вызывают конфликты.

Известный российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил, чтобы наладить общение с ребенком. Некоторые из них касаются того, как помочь ребенку взрослеть.

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило  3. Позволяйте  вашему  ребенку  встречаться  с  отрицательными  последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

Один  из  важных  принципов  воспитания – это  принцип  динамического  равновесия, подразумевающий гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Особенно важен этот  принцип  в  критические  периоды,  когда  ребенок  выходит  на  новый уровень самостоятельности. Ребенок  должен  понимать,  что  получение  новых  прав  сопряжено  с появлением новых обязанностей.https://okrohe.com/wp-content/uploads/2018/08/Krizis-7-let-u-rebenka-1-min.jpg

Другой важный принцип, который признается и отечественными, и зарубежными психологами, это  то,  что в  жизни  каждого  ребенка  обязательно должны  быть  правила (ограничения, требования, запреты). Но их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Автор российского бестселлера "Общаться с ребенком. Как?" Ю. Б. Гиппенрейтер предлагает использовать    образ    четырех    цветовых    зон    поведения ребенка:

зеленая зона – все то, что разрешено делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию;

желтая зона – действия ребенка, в которых ему предоставлена относительная свобода (определенные границы: может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил);

оранжевая зона – такие действия ребенка, которые, в общем, родители не приветствуют, но   ввиду   особых   обстоятельств   допускают   (возможны   исключения);

красная  зона – категорические  "нельзя",  действия,  неприемлемые  ни  при каких обстоятельствах.

Кризис  семи  лет – первый  из  критических  возрастов,  когда  возможны  вербальные (словесные) формы помощи ребенку в проживании трудного периода.https://i2.wp.com/apatii.net/wp-content/uploads/2016/06/rebionok-10-1280x851.jpg

При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку,  почему  в  семье  возникли  такие  правила  и  уклад – ребенок  уже  в  состоянии воспринять логические доводы и обоснования.

Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм деятельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие – то новые обязанности.https://knigarazuma.ru/src/uploads/c36f4ac2961dbe3e12e0405d4c823d51/e79e86b29c2f88ef7d7b5706530d2c7c.jpg

Расширение  сферы  интересов  ребенка,  происходящее  в  этом  возрасте,  нуждается  в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии). Не стоит жалеть времени на разговоры об увиденном.

И еще один момент. Даже в самых простых ситуациях можно дать ребенку почувствовать свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Иногда взрослым не стоит бояться проявить свою "слабость", особенно если у ребенка ярко выражено стремление к взрослости.

Терпения и успехов Вам, дорогие родители! Радуйтесь Вашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис шести-семи лет Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной группы

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проя...

Кризис шести-семи лет Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной группы

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проя...

Консультация для родителей подготовительной группы Кризис шести-семи лет

           Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его при...

Консультация для родителей "Кризис шести-семи лет"

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...

Консультация для родителей "Кризис шести-семи лет"

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...

Консультация для родителей подготовительной группы Кризис шести-семи лет

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...

Кризис шести-семи лет

что из себя представляет кризис 6-7 лет и как помочь ребенку с ним справиться...