План работы по самообразованию «Обучение грамоте детей подготовительной группы» на 2019-2020 уч. год. Подготовительная группа «Ромашка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гонтова Маргарита Энгельсовна

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми,  растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. Где дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз. Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквенными, звуко-слоговым и лексико–синтаксическим анализом до поступления в школу. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Цель моей работы по самообразованию: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки  детей  к обучению звуковому анализу слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_gontova_m.e._2019.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  детское образовательное учреждение

детский сад № 11 общеразвивающего вида

Согласовано:                                                                Утверждено:

Зам. заведующей                                                                  Заведующая МБДОУ

по УВР МБДОУ                                                                  детский сад № 11

детский сад № 11                                                                  «Берёзка»

«Берёзка»                                                                            Г. Я. Амерханова

Е. В. Тодоренко                                                         _____________

_______________                

План работы по самообразованию

«Обучение грамоте детей подготовительной группы»
Подготовительная группа «Ромашка»

 на 2019-2020 уч. год

Воспитатель:

Гонтова Маргарита Энгельсовна

г. Гусиноозёрск

2019 год

Тема:  «Обучение грамоте детей подготовительной группы»

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки  детей  к обучению звуковому анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание  подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Актуальность.

Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от  нации, социального статуса, психофизических и других особенностей». В связи с этим возникает  потребность в применении разных технологий для подготовки детей к обучению грамоте.

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми,  растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. Где дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.

Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквенными, звуко-слоговым и лексико–синтаксическим анализом до поступления в школу.

          Принципы работы:

•        От простого  - к сложному.

•        Доступность  содержания программы.

•        Систематичность и последовательность материала.

•        Наглядность.

•        Игровая форма.

•        Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

•        Взаимосвязь с родителями и социальными партнерами.

•        Взаимосвязь с логопедом.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать  буквы;

-  по слоговые и слитные способы чтения.

План работы с родителями

     Цель: повышение уровня знаний родителей по речевому развитию детей.

Содержание работы с семьей

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Оформление центра книги в группе.

Анкетирование: «Книжный уголок для ребенка»

Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Изучить потребности родителей в оказании помощи при подборе и оформлении книжного уголка для детей.

Октябрь

Консультация «С чего начинать обучение чтению»

Развитие у родителей умений по улучшению развития речи дошкольников и подготовке к обучению грамоте.

Ноябрь

Памятка «Образцы графических заданий».

Подбор материала для  развития у детей графических навыков.

Декабрь

Игротека «Развитие мелкой моторики у детей»

Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики

Январь

Папка-передвижка «Игры с буквами для дошколят»

Оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.

Февраль

Папка-передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Расширение знаний о значении пальчиковых игр в развитии дошкольников.

Март

Изготовление  атрибутов к НОД

Помощь в обогащении материалом для НОД

Апрель

Памятка «Страна букв»

Получение информации по развитию познавательно-речевой сферы  деятельности дошкольника в условиях детского сада и дома.

Май

Экскурсия в библиотеку

Стимулирование детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.


План  работы на 2019 – 2020 уч. год

Сентябрь

1. Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.

2.  Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Октябрь

1. Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки

2. Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

3. Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Ноябрь

1. Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.

2. Подбор материала по формированию графических умений.

3. Оформление картотеки с пальчиковыми играми.

4. Изготовление индивидуального материала на  каждого ребенка «Касса букв»

Декабрь

1. Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

2. Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Январь

1. Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»

2. Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Февраль

1. Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

2. Обновление обводок, штриховок.

Март

1. Изготовление дидактических игр

2. Обновление наглядного материала на звуки

Апрель

1. Оформление памятки для родителей «Страна букв»

2. Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Досуг «В стране звуков»

Май

1. Итоговое мероприятие – досуг.

2. Анализ работы.

3. Мониторинг.


Методическая литература

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2009 г.
  2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс»,  2000 г
  3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ - Сфера», 2014 г
  4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2010 г
  5. Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва: Росмен, 2014 г.
  6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва: Росмен, 2014 г.
  7. Журова Л. Е., Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
  8. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Обучение детей дошкольного возраста английскому языку»

План самообразования воспитателя детского сада Даминовой Адели Радиковны по теме "Обучение детей дошкольного возраста английскому языку"...

Перспективный план работы по предупреждению детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ) на 2019-2020 учебный год (подготовительная группа)

Перспективный план работы  по предупреждению детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ) на 2019-2020 учебный год (подготовительная группа). Составила: воспитатель Илясова В.А.Содержание ...

ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ МБДОУ «Солнышко» на 2019-2020 учебный год

Данный материал поможет в работе старшего воспитателя по планированию работы по антитеррористической безопасности в ДОУ...

План работы с родителями за 2018 - 2019 г. и за 2019-2020 г.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальн...

План работы Муниципального методического объединения инструкторов по физической культуре на 2019- 2020 учебный год.

Тема: «Модернизация системы физкультурно-оздоровительной работы  в ДОУ в контексте реализации ФГОС».Цель: повышение профессионального потенциала инструкторов по физической культуре че...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.

Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...