Консультация для педагогов «Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста»
консультация

Шойжонимаева Сэсэгма Дабасамбуевна

Дошкольный возраст – это этап приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, и впитывать культуру своего народа, через произведения народно-прикладного искусства, в традициях народных посиделок, где активно применяется народное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_iskusstvo.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»

(присмотра и оздоровления) г.Улан-Удэ»

Консультация для педагогов

«Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

Учитель бурятского языка

Шойжонимаева

Сэсэгма Дабасамбуевна

г. Улан-Удэ

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Дошкольный возраст – это этап приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, и впитывать культуру своего народа, через произведения народно-прикладного искусства, в традициях народных посиделок, где активно применяется народное творчество.

Только в этом случае народное творчество, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет не поддельный интерес. Дети познают Культуру России, знакомясь с произведениями народного мастерства.

Необходимость изучения народного творчества в детском саду не вызывает сомнений. Детское творчество – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностях детей разных возрастных групп. Формирования эстетической индивидуальности личности уже на первых этапах осуществляется, при условии знакомства детей с основами декоративно-прикладного искусства во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях . О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Культуру своего народа ребенок познает, через устное народное творчество, детский фольклор, рукоделия народных мастеров. Программная задача педагога расширила возможность ведение детей в особый и неповторимый мир народного искусства .Используемые методики позволяют детям разглядеть в привычных бытовых предметах обихода, не что необычное, важное в мире народно промысла. Приобщение детей к народному промыслу, безусловно даст сильный импульс, для развития творческих способностей, удовлетворению художественных фантазий, содержательного познания народной культуры. Истоки народной культуры прочно внедрились в образовательную деятельность, ребенок знакомясь, с народным ремеслом, в последствии сам способен создавать своими руками незатейливые рисунки Городецкой, Гжельской, Дымковской росписи и т.д. Дошкольники приобщенные к многообразию и основам народно-прикладного искусства успешно развиваются как творческие личности.
Формирование творческой личности и её становления, о роли и значении народного декоративного искусства в воспитании творческий способностей детей – отмечают многие писатели, педагоги, особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте. (А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н.Шацкая, Б.Т.Лихачев, Л.П.Печко, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие).

Народный промысел получает свое конкретное определение, как декоративно-прикладное искусство. Обилие красок, многообразие сочетаний сложных узоров с простейшими элементами обусловлено оригинальностью и самобытность, народного творчества. Декоративно-прикладному искусству присуще характерная индивидуальность, чудесная свежесть, впечатляющая яркость исключительного народного колорита. Органичность восхитительного реалистического стиля рисунка, завораживают детей, отвечает их художественным потребностям. Познавая народное творчество, сохраняют глубокие художественные традиции, усваивают нравы и обычаи своего народа, эстетическое восприятие мира, устремленные в будущность.

Точное определение дал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Народно-художественный промысел или художественное ремесло дало новое понятие, как декоративно-прикладное искусство, которое представляет собой область произведения декоративно-прикладного искусства: отвечающим нескольким характеристикам:

  • служат созданию, оформления художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.)
  • обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект явление декоративно-прикладного искусства в массовом сознании, возникает как приобретения навыков рукоделия и о владения мастерством.

Народный промысел на основе декоративно-прикладного искусства, может стать эталоном педагогической концепции, движущей силой в воспитании культурно-нравственной личности. Системный культурологический подход (В.С.Библер, Е.В.Бондаренко, Н.Б.Крылов), коллективного художественного творчества может стать основным критерием воспитании дошкольника. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается опыт, масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков. Формируется духовный мир личности, эмоциональное отношение к миру и к самому себе, а также ценности, которые составляют основу данного опыта необходимых в дальнейшей жизни.

О характере народного воспитания А.С. Макаренко сказал, что оно осуществляется « как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность, и обряды, и развлечения, устного народного творчества.

Предметы декоративно-прикладного искусства, вызывают положительные эмоции, бережное отношение к культурному наследию и познавательный интерес к народному творчеству.

Целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности, формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать народное искусство нашла свое отражение в актуальной конструктивной проектной деятельности. Проект декоративно-прикладного искусства способствует активизации приобщения детей к практической творческой деятельности. Гармоничная связь возможно, через совместное творчество: воспитателя и детей; воспитателя – семьи т.е. родители и дети. Огромное значение в духовном, моральном развитии ребенка имеет совместное творчество с родителями. Педагог подбирает литературу, иллюстрации знакомит с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства На основе освоения родителями художественного опыта народных мастеров развивается желание к творческому союзу .В кругу семьи, у детей активно проявляется самостоятельность, творческая инициатива , получает удовольствие от совместной работы с родителями.

Профессиональная деятельность педагога содействует активизации желания у родителей и детей принять участие в мероприятии изготовления тряпичной куклы. Оформление родительского уголка: консультации и рекомендации по теме проекта; сбор наглядно-дидактического материала создают условия для проведения совместно с родителями мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы и с последующей их демонстрацией.

Основные задачи в работе по данной теме:

  1. Формировать устойчивый интерес к искусству народов России, Бурятии;
  2. Развивать художественно-творческие способности у детей;
  3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
  4. Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.

В педагогическом процессе используется народное искусство по трем направлениям:

- оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге;

- ознакомление детей с народным искусством;

- развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление и применение

Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского, бурятского народов» помог развить интерес у детей к устному народному творчеству, народным играм. В проекте использую элементы музейной педагогики. В проект входят познавательный блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д. и конечно, продуктивная творческая деятельность детей. При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей пословицами и поговорками: «Терпение и труд — все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит».

Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

В условиях Республики Бурятия в силу региональной совокупности различных факторов (педагогических, социально-экономических, культурных) одним из ведущих направлений развития творческих способностей детей дошкольного возраста является народное (бурятское, русское) декоративно-прикладное искусство. Как художественное явление и форма образного отражения мира, оно доступно и близко по своей природе творческому мышлению ребенка на эмоциональном и чувственном уровне. По словам известного исследователя детского творчества Н.П. Сакулиной, «декоративное народное искусство отвечает интересам детей, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений». Декоративно-прикладное искусство обладает такими устойчивыми характеристиками как традиционность, высокий уровень художественной выразительности, связь с окружающей действительностью, которые в комплексе представляют огромный воспитательный и развивающий потенциал (Н.Т. Климова, А.С. Хворостов, П.П. Хороших и др.).

В процессе ознакомления с народным искусством очень важно научить детей понимать и чувствовать художественные образы, помочь усвоить первые эстетические представления и отношения, приобрести элементарные прикладные навыки традиционного художественного творчества.

При создании благоприятных условий и последовательной работы педагогов, дошкольники овладевают способами и приемами декоративно-прикладного искусства, в результате чего обогащается содержание и выразительность детских работ. В процессе деятельности (декоративная роспись, аппликация, чеканка, работа с подручным материалом и т.д.), дети овладевают элементарными методами и приемами данного искусства, совершенствуются визуальные, тактильные, кинестетические виды восприятия, развивается крупная и мелкая моторика руки, координация движений, самоконтроль, самоорганизация и элементарные практические навыки. Практика показывает, что организованные занятия с детьми, основанные на материале народного искусства, способствуют эффективному развитию психических процессов: восприятия, мышления, воображения, речи, памяти.

Общеизвестно, что ребенка дошкольного возраста привлекает все яркое, необычное. В своей художественной деятельности он старается отбирать яркие, сочные тона, пытается их контрастно сочетать, может обобщать полученные образы. Поэтому, работы народных мастеров дети воспринимают глубже и полнее, чем произведения живописи, графики и скульптуры. Именно поэтому, народное декоративно-прикладное искусство интересно и понятно дошкольнику.

Если рассматривать народное искусство Бурятии в контексте целостной национальной культуры, вбирающей в себя все общечеловеческие ценности (гуманизм, оптимизм, мудрость, стремление к совершенству), то в образах искусства русского и бурятского народов важно раскрыть самобытность традиций, обычаев, быта, эстетических и этических идеалов.

С дошкольного возраста целесообразно подходить к ознакомлению с народным искусством Бурятии на сравнительной основе, применяя при этом разные дидактические методы и приемы, на занятиях и в совместной деятельности - чаще применять игровые, сюрпризные моменты (например, приход к детям смышленого и веселого Будамшу, неунывающего Петрушки или поездка в гости к мудрой бабушке Сэсэгме). Очень эффективны проблемные ситуации, где ребенок находится в ситуации нравственного выбора. Результативными являются эвристические беседы, в которых ребенок находится в позиции открывателя нового и необычного для себя.

Большое место в программе занимает работа педагога по ознакомлению дошкольников с орнаментальным искусством. Бурятский орнамент имеет свои характерные особенности (форму, цветовую гамму, различное композиционное решение). Данная работа с детьми предполагает несколько этапов:

• ознакомление детей с национальным декоративно-прикладным искусством, с понятием «орнамент», с историей бурятского орнамента.

•  рассматривание образцов бурятского орнаментального искусства через знакомство с изделиями народных мастеров и умельцев.

• беседы с детьми об орнаментальном творчестве бурят и русских, ознакомление с рисунками, аппликациями, вышивками, выполненными по мотивам бурятского орнамента.

• последовательная работа по использованию элементов бурятского орнамента в декоративных композициях на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной деятельности.

• использование фольклорных произведений, записей народных мелодий, наглядных дидактических средств (рисунки, диафильмы, альбомы, слайды, книжные иллюстрации и т.д.) в повседневной жизни детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...

Статья "Образ и роль народной куклы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Задача по воспи...

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и     воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации...

Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Развитие духовно-нравственного воспитания в детском саду....

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мастер – класс для педагогов«Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста....

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

С древних времен люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить свой род. Все, что способствовало воспитанию сильного, ловкого, смышленого и здорового чел...