Творческая презентация "Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников"
презентация

Гущина Анжелика Леонидовна

Презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска

«Детский сад № 23»

Тема  моей творческой презентации:  «Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников»

Музыкальный руководитель Гущина А.Л.

«Русский фольклор –душа русского искусства.

И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а

значит и интересно. С фольклором малыш встречается

раньше, чем с литературой, и именно фольклор

является своеобразным проводником

в прекрасный мир природы»

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Для этого всем живущим на Земле, необходимо осознавать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими не менее значимыми видами. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней. 2017 г. объявлен нашим президентом В.В. Путиным годом  - экологии.

Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, где красной нитью проходят вопрос о характере человека и природы, связанных с сохранением жизни на Земле.

Пришло время взглянуть на воспитание и обучение дошкольника через призму новых открытий науки, как на открытую природную систему. Сама природа ставит перед Человечеством задачу воспитания Нового Человека с новым мышлением к окружающей его действительности, к природе. Необходима программа, в которой были бы сконцентрированы знания о развитии и воспитании ребёнка, согласно с последними познаниями Законов Мира для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных особенностей, способностей, талантов.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

В чем же заключается экологическое воспитание детей в период дошкольного детства?

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.

В последние годы, наряду с  поиском  современных  моделей  воспитания, образования детей дошкольного возраста  возрастает интерес к устному народному творчеству, возрождаются  лучшие  образцы  народной педагогики. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению.

Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок, потешек, загадок- осознать увиденное и услышанное. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение.

     Наличие произведений устного народного творчества на экологическую тему с одной стороны и отсутствие целенаправленной работы по использованию экологического фольклора с другой стороны, подтолкнуло меня на углубленное изучение данной проблемы.

Следовательно проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, современна и достаточно сложна, поэтому её решение необходимо начинать как можно раньше.

Фольклор - одно из действенных  и ярких   средств,   таящий огромные   дидактические     возможности. Русская песня, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об  окружающем мире. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.

Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией — тема  мало изученная и очень интересная. Этим и обоснована необходимость моей исследовательской работы.Тем более, что 2017 г. объявлен нашим президентом В.В. Путиным годом  - экологии.
Цель  моегоисследования: выявить и  изучить  возможности фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

 -формировать экологическую культуру, опираясь на воздействие русского фольклора;

-развивать интерес, эмоциональную отзывчивость, экологические убеждения;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство экологического воспитания.

Предмет исследования: эффективность использования фольклорных произведений в процессе формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:

1. Возрастное соответствие -  предлагаемые произведения устного народного творчества учитывают возможности детей дошкольного возраста.

2. Доступность предлагаемого материала.

3.Системность и постепенность его усвоения.

4.Преемственность- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

5.Наглядность-использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

6.Коллективное взаимодействие.

7.Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Новизна проекта.

Посредством  фольклорных праздников, музыкально-игровой  деятельности  – формируется экологическое образование детей.  

Я разработала систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий, подобрала репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности.  Составила сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного материала

Реализуя задачи, я знакомлю детей с народным творчеством через следующие  приёмы:

  • Музыкально-игровой материал-

 игры с припевами, приговорами. Яркий образ, динамичность вызывает желание у детей двигаться. Развиваются  двигательные умения и навыки; воспитываются лучшие черты характера русского человека: доброта, смекалка, прививается любовь к животным и птицам, помогает изучить их образ жизни, повадки, воспитывает бережное отношение к природе.

  • Пение прибауток, детских русских народных песен, частушек, закличек.

Русская народная песня – это итог наблюдения за окружающей природой, с которой неразрывна связана жизнь простого народа. Простой ритмический рисунок, обилие гласных, интересное содержание потешек помогают в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. У детей исчезает излишнее напряжение дыхательного и артикуляционного  аппарата, скованность голосовых связок. Хороводные русские народные песни, частушки, заклички, прибаутки, частушки поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, у детей формируется художественный вкус, речь обогащается народными выражениями, поэтическими оборотами, воспитывается гуманное отношение детей к природе.

  • Театрализованная деятельность.

Постановка русских-народных сказок экологической направленности, инсценирование русских – народных песен, потешек, музыкально-творческих постановок на основе русских народных сказок, разыгрывание сценок, показ кукольных спектаклей.

Приступая к занятиям по театрализованной деятельности,  я ставлю задачи:

а) познакомить с культурным наследием русского народа, формировать у детей любовь   к русскому фольклору;

б) бережно относиться к природе;

в) развивать умение исполнять русские народные песни, танцы, хороводы.

Театрализованная деятельность на основе русского фольклора экологической направленности, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Это один из  самых  эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

  • Игра на музыкальных инструментах  - интересная и  полезная музыкальная деятельность детей. Использование музыкальных инструментов вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятий.

Дети, обучаясь игре на музыкальных инструментах,  одновременно знакомятся с  историей,  культурой и традициями русского и других народов; овладевают навыками и способами игры на детских музыкальных инструментах.  

Постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою  эмоциональную отзывчивость, развивать музыкальные способности, вырабатывать исполнительские навыки.

Изготовленные совместно родителями и детьми разнообразные музыкальные инструменты для музицирования в шумовом оркестре, приносят большую радость и родителям и детям.

Игра на самодельных музыкальных инструментах и вовлечение ребёнка в создание музыкального инструмента даёт почувствовать себя творцом, личностью,  по-иному  воспринимать окружающее, слышать музыку в звуках окружающего мира.

Создавая детский оркестр самодельных музыкальных инструментов, я открываю перед детьми прекрасный мир звуков, способствующий развитию психических процессов (внимание, ощущение, память, мышление, воображение), развиваю стремление к сотворчеству, тем самым обогащаю внутренний мир ребёнка.

  • Музыкально - ритмические движения

Знакомя детей с  музыкально - ритмическими движениями  в русских народных плясках и хороводах,  дети  учатся воспевать природу. Нравятся детям исполнять русские народные пляски с определённым сюжетом, связанным с русской природой, так же с интересом  водят орнаментальные хороводы.

  • Развивающие музыкальные игры

включают музыкально-дидактические игры, образно-двигательную музыкальную грамоту и серию опытов со звуком.   Образно-двигательная музыкальная грамота даёт детям почувствовать, как можно управлять звуками с помощью движения. Работая со звуковысотностью, с длительностями я работаю в тесной связи с образами природы (солнце, деревья, птицы) в русских народных потешках, попевках.

А чтобы ещё более заинтересовать детей, вовлечь их в мир звуков провожу

  • Опыты со звуком: «Музыкальные и шумовые звуки», «Как рождается звук», «Почему всё звучит?», «Откуда берётся голос?», «Как распространяется звук», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?». В ходе опыта дети учатся слышать и экспериментировать со звуком, у них развивается умение сопоставлять и анализировать, рассуждать,  как рождается звук, какими обладает свойствами, как распространяется.

Развивающие музыкальные игры  помогают обучать детей с интересом работать со звуками, расширяют возможности детского восприятия, способствуют развитию музыкальности в более широком понятии.  

Организуя работу по данному направлению, использовала  ведущие для дошкольниковвиды деятельности:

- игровую,

- коммуникативную,

-позновательно-исследовательскую

Для работы над этой проблемой нами были составлены:

1.Картотека народных игр с использованием русского народного творчества для развития двигательной активности детей.

2. Картотека хороводных игр экологической направленности.

3. Логоритмические игры с использованием русского народного фольклора

4. Картотека загадок, пословиц и поговорок.

Наш опыт показывает: сочетание экологического воспитания с народной педагогикой может носить всесторонне упорядоченный характер и охватывать такие параметры педагогического процесса, как развивающая среда, содержание и формы работы с детьми.

Одновременно шла работа с родителями по использованию фольклора в экологическом воспитании  дошкольников. Выяснилось, происходит это только при одном условии, если взрослые,воспитывающие ребёнка,сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.Отношению к миру дети учатся у нас, взрослых, часто принимая всё на веру  и не требуя доказательств.

На первом собрании провели анкетирование родителей, в котором выяснялось их в целом положительное отношение к фольклору, в частности в экологическом воспитании. Было выявлено, что большая часть  родителей знают произведения устного и народного творчества, но прибегают к ним редко.

В работе с родителями используются все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей. Проводятся беседы, консультации, оформляем тематические ширмы, родительские собрание, где рассказываем о своей работе с детьми. В музыкальном уголке для консультаций родителей  размещаю песни, пословицы, народные приметы, пословицы и поговорки.Родители принимают активное участие в озеленении и оформлении нашего участка.

Оценку результативности экологического воспитания осуществляла на основе использования  системы объективных критериев.

УРОВНИ

Начало года

Конец года

%

%

ВЫСОКИЙ

8

85

СРЕДНИЙ

75

15

НИЗКИЙ

17

0

Из таблицы видно, по результатам мониторинга - наблюдается положительная динамика в использовании фольклора в  экологическом воспитании детей.

Таким образом, через детский фольклор детям становится ближе и понятнее мир природы, животный мир, дети лучше запоминают названия животных, их внешний вид, повадки и т.д. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами детский фольклор вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование  экологических представлений о живой природе.

Заключительная часть моего проекта.

Ожидаемый результат:

-знают русские народные праздники,  понимают, что русские народные праздники связаны с природой;

- сформирован интерес к народным песням, играм;

- передают  свой опыт младшим, организуют игровое общение с другими детьми;  

- сформировано  экологическое мышление дошкольников, которое приблизит  его к реальной жизни;

- социализация ребёнка, постепенный переход с позиции «ребёнок - наблюдатель» на позицию «ребёнок - участник» в практической деятельности.

В заключении хотелось бы отметить: познавательная ценность и воспитательное значение образного языка устного фольклора помогает воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Неоценимую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывет фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитани...

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края...

Роль мордовского фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к.  наиболее благоприятным...

"Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников"

Перефразируя писателя известного,                   Мы говорим, на сердце руку положа:...

«Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»

«Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»1 слайдДобрый день, разрешите представиться, Климович Наталья Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного образовательного учреждения Неклюдовский ...

Семинар «Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников».

Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя…Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всес...