Семинар - практикум "Играев в театр"
учебно-методический материал

Деркачёва Юлия Викторовна

Семинар - практикум по театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_teatr_10.2019.docx26.51 КБ
Файл zadanie_1.docx11.65 КБ
Файл zadanie_2.docx15.58 КБ
Файл zadanie_3.docx10.74 КБ
Файл zadanie_4.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Лужок» с.Ждановка

Краснокутского района Саратовской области

Семинар - практикум

на тему:

«Играем в театр»

Составила: старший воспитатель

Деркачёва Ю.В.

27.10. 2019 год

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.

2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.

- Итак, давайте встанем в круг для приветствия.

Приветствие

- Кто-то сегодня уже виделся друг с другом, кто-то нет. Давайте мы поприветствуем, друг друга, не повторяясь, можно использовать жесты по кругу, я начну «Добрый день» (коллеги приветствуют друг друга, не повторяясь).

Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Театр – это синтез всех видов искусства.

Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Мы знаем, что игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - А. Асмолов. 

Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Значение театра (на слайде).

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС,

• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.);

• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

• в самостоятельную деятельность детей;

Как вы понимаете?

• Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?

во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.

• Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?

это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

• Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?

в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение).

Элементы структуры - творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила.

Различие между сюжетно - ролевой и театрализованной игрой.

- в  сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления

- в театрализованных играх берут сюжеты из литературных произведений.

В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка.

Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы:

• режиссёрские игры

• игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами»«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

К режиссёрским играм относится:

• настольный театр,

• теневой театр,

• театр на фланелеграфе.

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушектеатр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др.  

К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

- А сейчас мы немного побудем

Задание  1. Распределить виды театра по Л.В.Куцаковой, С.И.Мярзлякова

Настольный кукольный театр – на кружках, магнитный театр, конусный театр, плоскостной театр (картинки), театр игрушки (готовой)  

Стендовый театр – теневой театр, на фленелеграф, стенд-книжка, магнитный стендовый театр.

Театр на руке – пальчиковый театр, картинки на руке, варежковый (перчаточный), театр теней,

Верховые куклы – бибабо, куклы на гапите, куклы на ложках, тростевые куклы

Напольные куклы  - марионетки, конусный театр

Театр «Живой куклы» - театр масок, театр с живой рукой, ростовые куклы, люди - куклы, платковой театр.  

Задание 2 Кроссворд по кругу.

  1. Импровизация (разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.)
  2. Драматизация (игра, основанная на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
  3. Режиссёрская (игра «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист)
  4. Театрализованная  (деятельность как  важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия) 

Задание 3. «Пантомима»

Каждой команде раздаются по 2 карточки с пословицами. (на обсуждении команде дается 1 минута).

Представители команд по очереди изображают пословицу (не озвучивая ее, другая команда отгадывает

Язык мой – это враг мой.

Поспешишь, людей насмешишь.

Как ты волка не подкармливай, так он в лес все равно смотрит.

 «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»;

Задание 4. Тест

1.Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы.

  • Дидактические и подвижные игры
  • Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры
  • Все варианты

2.Какие игры относятся к играм с правилами? 

  • дидактические и подвижные игры
  • строительные игры
  • театрализованные игры
  • игры на бытовые темы
  • все варианты

3.Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? 

  • игры на бытовые темы,
  • с производственной тематикой,
  • строительные игры,
  • игры с природным материалом,
  • игры-забавы, театрализованные игры
  • все варианты

4.Основные элементы структуры театрализованной игры и сюжетно – ролевой игры

  • замысел
  • сюжет
  • содержание
  •  игровая ситуация
  •  роль
  •  ролевое взаимодействие
  •  правила
  • все варианты

5.Назовите различие между сюжетно-ролевой  и театрализованной играми. 

  • В сюжетно-ролевой  игре есть конечный продукт, а в театрализованной игре нет.
  • В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления,  а в  театрализованных берут сюжеты из литературных произведений.  
  • В сюжетно-ролевой  игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка.
  • В сюжетно-ролевых играх дети придумывают сюжет сами,  а в  театрализованных предлагает воспитатель.  

6.Виды театрализованных игр.

  • игры на бытовые темы
  • режиссёрские игры
  • игры – драматизации
  • дидактические и подвижные игры

7.К режиссёрским играм относится:

  • пальчиковый театр
  • настольный театр
  • теневой театр
  • театр на фланелеграфе
  • плоскостной театр

ЛИТЕРАТУРА:

1. ФГОС ДО

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.

3. Антипина Е. А. Кукольный театр в детском саду. Сфера, 2010

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.

5. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

7. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.

8. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. М., 2009.



Предварительный просмотр:

Настольный кукольный театр

Стендовый театр

Театр на руке

Верховые куклы

Напольные куклы

Театр «Живой куклы»

на кружках

теневой

театр

пальчиковый театр

бибабо

марионетки

театр

масок

магнитный театр

на

фленелеграф

картинки на руке

куклы на гапите

конусный театр

театр

с живой рукой

конусный театр

стенд-книжка

варежковый (перчаточный)

куклы на ложках

ростовые

куклы

плоскостной театр (картинки)

магнитный стендовый театр

театр

теней

тростевые куклы

люди - куклы

театр игрушки (готовой)  

платковой театр



Предварительный просмотр:

Игра «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист

Игра, основанная на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.

Деятельность как  важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия

Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.



Предварительный просмотр:

Язык мой – это враг мой.

Поспешишь, людей насмешишь.

Как ты волка не подкармливай, так он в лес все равно          

смотрит.

   За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь        



Предварительный просмотр:

1.Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы.

  • Дидактические и подвижные игры
  • Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры
  • Все варианты

2.Какие игры относятся к играм с правилами? 

  • дидактические и подвижные игры
  • строительные игры
  • театрализованные игры
  • игры на бытовые темы
  • все варианты

3.Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? 

  • игры на бытовые темы,
  • с производственной тематикой,
  • строительные игры,
  • игры с природным материалом,
  • игры-забавы, театрализованные игры
  • все варианты

4.Основные элементы структуры театрализованной игры и сюжетно – ролевой игры

  • замысел
  • сюжет
  • содержание
  •  игровая ситуация
  •  роль
  •  ролевое взаимодействие
  •  правила
  • все варианты

5.Назовите различие между сюжетно-ролевой  и театрализованной играми. 

  • В сюжетно-ролевой  игре есть конечный продукт, а в театрализованной игре нет.
  • В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления,  а в  театрализованных берут сюжеты из литературных произведений.  
  • В сюжетно-ролевой  игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка.
  • В сюжетно-ролевых играх дети придумывают сюжет сами,  а в  театрализованных предлагает воспитатель.

  

6.Виды театрализованных игр.

  • игры на бытовые темы
  • режиссёрские игры
  • игры – драматизации
  • дидактические и подвижные игры

7.К режиссёрским играм относится:

  • пальчиковый театр
  • настольный театр
  • теневой театр
  • театр на фланелеграфе
  • плоскостной театр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"...

Выступление на проблемном семинаре для воспитателей Тема: «Вреден ли театр дошкольнику»

У педагогов и воспитателей существуют определенные устойчивые стереотипы: принято считать, что театр в детском саду – это всегда хорошо. Так ли это...?...

Семинар-практикум для педагогов "Театральный ринг" в рамках проекта "Неделя театра"

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практи...

Мастерим для театра Семинар – практикум

материал для работы с воспитателями...

"Семейный театр" Семинар-практикум для родителей

Семинар -  практикум в помощь  родителя для создания в домашних условиях семейного театра. Этот материал  поможет  вдумчивому и внимательному взрослому вовремя заметить и отреагиро...

семинар-практикум "Методический театр"

семинар-практикум в форме методического театра на тему "Комплексно-тематическое планирование" позволило педагогам, особенно начинающим специалистам, понять суть и вникнуть в проблему современного план...