"Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей младших дошкольников"( долгосрочный ) 2019 - 2020г
проект (младшая группа)

Карижская Марина Николаевна

Творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей младших дошкольников»

Вид проекта: долгосрочный  (2019-2020г.), творческий, ролевой, игровой
Участники проекта:
- дети младшей группы, воспитатель
- родители воспитанников

Актуальность:
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Постановка проблемы:
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.

Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.

 В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;
2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми;
4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Раскрыть для родителей  значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.

 Предполагаемый результат:
Дети  научатся пользоваться разными видами  театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит  преодолевать робость, застенчивость и  неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления,  эмоций при проигрывании ролей.

 Намечены следующие этапы работы:
I. Подготовительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта;
2. Изучить литературу по теме проекта;

3. Работа с родителями:
•  Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
•  Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
 • Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;

4.  Пополнение методической  копилки по теме проекта.

 II. Основной
• Работа с родителями:
1.     Распределение заданий между родителями  по изготовлению персонажей сказки своими руками;
2.     Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные  возможности театрализованной деятельности в детском саду»;
3.     Выступление на родительском собрании по теме проекта.
• Формы работы с детьми:

1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Чтение художественных произведений;
3. Театрализованные представления для детей;

4. НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей;
5. Театрализованные игры, развлечения, праздники;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
7. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.

III. Заключительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
2. Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок, выступление по теме проекта;
3. Подтверждение гипотезы проекта;

4. Подведение итогов и оформление  проекта.  

 Реализация проекта:
Подготовительный этап проекта  (сентябрь – ноябрь)
Подбор и изучение педагогической литературы  по теме:
• А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
• И. Н. Рослякова «На что способен театр»
• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»
• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»
• Л.В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»
• М.Д.  Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в саду»

Работа с детьми:
Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек; работа с загадками о героях сказок;

 Работа с родителями:
1. Беседы, консультации, оформление папки-передвижки по темам:
•  «Театр в жизни ребенка»;
•  «Как устроить домашний театр».
 2.  Распределение заданий между родителями (пополнить театральный уголок  различными видами театра: настольный, пальчиковый, кукольный).

 Методическая копилка:
    1. Картотека театрализованных игр;
     2.  Картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;    
     3. Разработаны  конспекты  НОД с инсценировками и мини сценками,
         сценарии  развлечений и досугов.
 
Определение целей и задач проекта.
 Основной этап реализации проекта (ноябрь – апрель)

 Ресурсное обеспечение:
  • настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;
  • театр на магнитах: «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;
• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»,  «Волк и семеро козлят»;
• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;
• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;
• сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;
• ИКТ для показа мультфильмов, презентаций и интерактивных дидактических игр по теме проекта;
• дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай  сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок,  раскраски по мотивам р.н.с.  сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок»,  разрезные картинки по р. н. сказкам;

• картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижных  и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.

 Работа с родителями:
1.      Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок  различными видами театра: настольный, пальчиковый, магнитный);
2.      Выступление на родительском собрании на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду»;
3.      Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами упражнений.
4. При участии родителей:
 • Уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый);
•  Изготовлены маски.

 Работа с детьми:
•   Чтение и  прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок  – «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»;
•  Посещение театральных представлений в ДОУ;
•  Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и  иллюстраций к сказкам;
•  Комплексы утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке», «Медвежата»;
•  Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, магнитного, пальчикового и кукол би-ба-бо;
•  Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами;
•  Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;
•  Развитие мелкой моторики: лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги по сюжетам сказок;
•  Театрализованные игры,  упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания «Изобрази  героев сказки и их голоса»;
•  Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам;
•  Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра;
• Ряжение в костюмы героев сказок для игр - драматизаций;
• Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса»;
• Разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой»;
• Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок.
 
Непосредственная образовательная деятельность:
- НОД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Курочка Ряба»;
- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений» (с театрализацией сказки «Репка»);
- НОД по лепке с элементами театрализованной деятельности:  «Пирожки  для Маши» (по сказке «Маша и медведь»);
- НОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок»;
- НОД по речевому развитию: Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

   Заключительный этап: (май)
1. Интегрированные досуг для воспитанников с театрализацией сказки «Репка».
2. Открытый показ для воспитателей: НОД по речевому развитию: сказка «У страха глаза велики».
3. Выступление на педсовете по теме проекта.

Итоги проекта:
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и  развивать свои личностные качества  посредством театрализованной деятельности;

2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения,  навыки совместного взаимодействия со сверстниками;

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

4. У родителей появился интерес к театру и совместной  с детьми театрализованной деятельности;

5. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный, пальчиковый, магнитный театры);

6. Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.

Заключение:
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что,  театрализованная деятельность, игры-драматизации,   и частые выступления в группе способствовали  реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе,  создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

 Список литературы
Васильева Н. С. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
 Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников"

Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку необходимо воплощать в живые образы и действия. Входя в о...

Рекомендация для родителей первой младшей группы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников»

Для организации детского театра используются разнообразные куклы, маски и декорации. При помощи театра формируются различные умения и навыки, которые стимулируют детское творчество. Так же с ребенком ...

Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...

План самообразования воспитателя по теме «Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»

Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются ...