Тематическое мероприятие «День Ивана Купала" 06.07.2016г.
материал

Бастрыгина Елена Николаевна

Тематическое мероприятие

«День Ивана Купала"

06.07.2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_kupala.docx213.73 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АНТОШКА»

(АОУ детский сад №23 «Антошка»)

Тематическое мероприятие

«День Ивана Купала»

D:\ЭЛИЗА\для Элизы\мои роли\IMG-20190603-WA0010.jpg

Подготовила и провела

воспитатель:

Бастрыгина Елена Николаевна

г.Долгопрудный

06.07.2016г.

Иван Купала. История и традиции

Сейчас этот древний языческий праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, а по старому стилю он приходился на 23-24 июня, дни летнего солнцестояния.

У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале, но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя. Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы. В волшебную ночь накануне Иванова дня справлялось множество обрядов, и все они были связаны с водой, огнем и травами.

Одни язычники непременно купались в эту ночь, чтобы очиститься, другие, наоборот, считали купание опасным, потому что на Купалу праздновал свои именины водяной, который очень не любил, когда «мутили воду», и топил всех, осмелившихся войти в его владения.

В ночь на Ивана Купалу жгли костры: они, как и вода, имели очищающую силу. Вокруг костров плясали, через костры прыгали, матери бросали в купальские костры одежду больных детей, чтобы вместе с ней сгорели и болезни. У медленно догоравших костров устраивали шумные игры, бегали наперегонки, играли в горелки, пели, словом, веселились, как могли. В эту ночь главное было — не заснуть, потому что самой короткой ночью в году спешила воспользоваться нечистая сила всех мастей — русалки, оборотни, лешие, ведьмы и колдуны.

В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу: считалось, что они и от болезней спасут, и нечисть прогонят, и приворожат, и отвадят. А еще существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, и за те несколько мгновений, что цветет цветок, можно увидеть все клады, как бы глубоко они ни были спрятаны под землей. Впрочем, считалось, что клады, найденные не без помощи нечистой силы, не приносят людям счастья. Об одном таком злополучном кладоискателе рассказал Н. В. Гоголь в своей повести «Вечер накануне Ивана Купалы», живописной и жутковатой, как сам праздник.

Чем заняться в ночь на Ивана Купала?

Лучше всего, конечно, вовремя лечь спать. Совершенно точно не стоит ждать, когда зацветет папоротник. Костры лучше жечь вместе со взрослыми, но если они не хотят составить тебе компанию, а спать совсем не хочется — вот несколько способов уподобиться предкам-язычникам.

Можно перелезть через двенадцать огородов — тогда все желания сбудутся. Можно сорвать цветок Иван-да-Марья и положить в угол на даче — тогда в дом не войдет вор, потому что брат с сестрой (то есть Иван и Марья, или желтый и фиолетовый цветки растения) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что в доме кто-то есть. Если ты боишься ведьм, которые становятся особенно опасными в эту ночь, нарви крапивы и положи ее на пороге и на подоконниках. Смотри, не обожгись — крапива куда реальней ведьмы!

В ночь накануне Ивана Купалы можно погадать, например, опустить на реку венки с зажженной свечкой. У кого венок проплывет дальше всех, тот будет самым счастливым, а у кого свеча дольше горит, тот проживет долгую жизнь. А еще можно налить в широкий и глубокий таз воды, на закате солнца шепотом сказать воде свое желание и бросить в таз камушек. Если число кругов будет четным — желание сбудется, если нечетным — значит, не судьба. Помни, между четными и нечетными числами разница небольшая — один лишний круг всегда можно разглядеть при желании!

Для этой необыкновенной ночи есть еще одно, самое сказочное занятие: сесть и послушать шелест травы и листьев! Говорят, на Ивана Купалу все растения наполняются чудодейственной силой и тихо переговариваются между собой.

Ход мероприятия:

Цель: прививать  детям народные традиции; развивать кругозор; вызывать у детей праздничное настроение.

Предварительная работа: беседа с детьми о празднике

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы вам хотим рассказать о празднике Иван Купала.

А может вы и сами что-нибудь знаете об этом празднике?

(ответы детей)

Ведущий: В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считается, что вода в реках и озерах обретает в эту ночь целебной силой, потому и пошел обычай обливать друг друга водой.

В народе существует и другое название этого праздника — Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. А еще с этого дня начинался сенокос — заготовка сена для домашних животных.

Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем. И вот уговор — никто ни на кого не обижается! Договорились? (да)

Для разминки начнем с загадок:

1. Оно за весною к нам в гости идет,

С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски (ЛЕТО)

2. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним — прочь бегут (ДОЖДЬ)

3. Золотое яблочко по небу катается,

С утра всем улыбается (СОЛНЦЕ)

4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем, ищем ищем не найдем (РОСА)

5. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

И сады, и огороды, все округи полила (ГРОЗА)

6. Поднялись в небо ворота,

Всему миру красота (РАДУГА)

Ведущий: Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки.

А еще была забава-

Полежать в высоких травах,

Только нужно на заре,

Чтоб трава была в росе.

В озере, в реке купались,

Все играли, все смеялись…

Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано!

По поверьям, раньше в вое жили кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ И т. д.)

Давайте выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину. А вы ребята решайте, у кого коса длиннее. Можно распустить косы. Чтобы было виднее.

Конкурс на самые длинные волосы

(Выходит ВОДИЦА — Водяному старшая сестрица)

ВОДИЦА: Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, Очень рада видеть вас. Давайте познакомимся — я — ВОДИЦА, Водяному старшая сестрица

(ХОДИТ ЗНАКОМИТСЯ С ДЕТЬМИ)

Ведущий: А что ж это сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник?

ВОДИЦА: Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает, режим не соблюдает, вот и хворает. А гляжу, у вас тут праздник никак? А что это за красавицы, поди русалочки? А ну-ка погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.

Ведущий: Вот ты нам и помоги, определи у кого длиннее волосы.

ВОДИЦА: Хорошо, где тут мои ножницы?

Ведущий: Что ты, что ты, девочки старались, растили, а ты за ножницы хватаешься. Ты бы лучше приказ какой дала.

ВОДИЦА: Ааа! Так я мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку.

Ведущий: Да не нужны нам лягушки, нам подарочек какой, той у кого волос длиннее!

ВОДИЦА: Да шучу я, шучу. Вот припасла на случай. Ладно, поделюсь (достает приз). Только вы пройдитесь, волосом похвалитесь, а может, кто и станцует!

(Звучит музыка девочки танцуют или просто проходят)

ВОДИЦА: Воды много принесла,

Поиграем друзья?

Ведущий: Давайте построимся в две команды.

ВОДИЦА: Первая эстафета «ВОДОНОСЫ». Вам нужно по очереди кто больше наносит воды в бутылку.

Два стаканчика, вода в тазу, две бутылки и две лейки в них, два стула

ВОДИЦА: Вторая эстафета «РЫБНЫЙ БАССЕЙН». Вам нужно задуть веером как можно больше рыбок в бассейн.

Два обруча, два веера, рыбки вокруг бассейна

ВОДИЦА: Третья эстафета «БЕГ В БУТЫЛКАХ». Вам нужно обежать вокруг стула и вернуться обратно, какая команда это быстрее сделает.

Две пары бутылок, два стула

ВОДИЦА: Четвертая эстафета «БЕГ В МЕШКАХ». Вам нужно обежать вокруг стула и вернуться обратно, какая команда это быстрее сделает.

ВОДИЦА: Выношу тазик с травой, веточками от разных растений.

Ведущий: Что это ты принесла, Водица?

ВОДИЦА: А вот сейчас и определим, что! Сама не знаю. Водяной передал, что ему нужны какие-то травы, цветочки, а я не знаю, что где. Ребята, помогите. А то ведь Водяной, дядька сердитый!

Игра — опрос «УГАДАЙ ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Ромашка, зверобой, календула, подорожник, одуванчик, тысячелистник.

Ребенок: На лужайке зоревой,

Где роса и радуга.

Появился зверобой,

Молодой и радостный.

Вскинул желтые лучи

И лепечет по утру:

— Я пришел людей лечить,

Обратитесь к доктору.

Ребенок: У травы красивый листик,

Имя ей — тысячелистник.

Рану быстро исцелит,

Возбуждает аппетит.

Останавливает кровь,

Даже прекращает боль.

Ребенок: ромашка: На лугу и в поле мы его встречаем,

Лепесточки белые мы на нем считаем,

Серединка желтая у цветка того,

Будто крошка-солнышко забралось в него.

Ребенок: одуванчик

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок — и нет цветка.

Ребенок: календула

Что за странные цветки

Под названьем Ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках

Целый день они смеются.

Все Календулой зовутся.

Ребенок: подорожник

Если вдруг неосторожно

Пальчик ты поранил,

Каждый знает -

Листик можно

Положить на рану.

На полянке, в огороде,

У дороги там и тут -

Потому-то его люди

Подорожником зовут!

ВОДИЦА: Вот спасибо, вот удружили, теперь нипочем не побоюсь на болото идти. Задание Водяного выполнено!

Ведущий: Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее, ручеек течет наш веселее.

Игра «РУЧЕЕК» с двумя группами вместе

Ведущий: Все готовились к обрядам,

Хороводы, песни пели,

Праздник длился всю неделю.

Кучу веток собирали,

А потом их все сжигали,

И обычай был таков:

Перепрыгнуть тот костер.

Прыгнешь если высоко,

Урожай будет год!

Вот и мы костер зажжем,

Прыгать высоко начнем…

(Дети прыгают через «небольшой костер»)

ВОДИЦА: Ну вот и позабавились.

В этот праздник, в летний зной,

Окроплю я всех водой.

(обрызгивает с прыскалки)

ВОДИЦА: Вот мы с вами повстречались,

От души все посмеялись.

В путь дорогу мне пора,

До свиданья, детвора! 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического мероприятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий тематического досуга с использованием ИКТ для детей старшей и подготовительной групп детского сада....

Образовательное музыкально-тематическое мероприятие "День Победы!"

Цель:  воспитание уважения и благодарного отношения к героям и событиям Великой Отечественной войны....

Конспект совместной деятельности тематического мероприятия "День Российского флага" для детей дошкольного возраста

Конспект совместной деятельности тематического мероприятия "День Российского флага" для детей дошкольного возраста. Цель: познакомить детей с понятиями Родина, Отечество, воспитывать гражданско - патр...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Цели и задачи: 1. Воспитывать чувство уважения к Российской Армии, любви к Родине.2.Формировать волевые качества, целеустремленность, выдержку; поддерживать в детях желание и умение преодолевать препя...

Спортивно-тематическое мероприятие «День памяти неизвестного солдата» для детей подготовительной группы

Дать детям представления о неизвестных героях Великой Отечественной войны; расширить представление о значимости победы добра над злом (победа русских солдат над фашистами); приобщение детей к добру и ...

Тематическое мероприятие "День защитников Отечества!".

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко, змейкой вьётсяч по земле лёгкая позёмка.Поднимаясь лентой ввысь самолётов звенья, Слава армии родной в день её рожденья!21 февраля 2017 года в нашем детском...

Сценарий тематического мероприятия День матери

Сценарий для организации совместного с родителями мероприятия, посвященного Дню матери...