Консультация «ОБУЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
консультация (подготовительная группа)

Домненко Галина Владимировна

Речь в жизни ребенка выполняет самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой, речь является результатом мысли, а не опережает или подменяет ее. К 5-6 годам современный ребенок овладевает всей системой родного языка.

Развитие речи – процесс сложный и творческий.

В настоящее время проблема речевого развития у детей особенно актуальна. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия успешного обучения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.

Наиболее значимые причины снижения речевой активности:

- Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости. Дети поступают в детские сады уже с задержкой речевого развития.

- Существенное уменьшение общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объёме.

Это - «дети телевизора и компьютера».

При недостаточности развития речевых функций коммуникации ребёнка ограничены, снижается уровень успешности в усвоении новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, анализ перечисленных проблем позволил сделать вывод о поиске новых путей и средств развития речевой активности дошкольников.

По мнению Л.С. Выготского, «индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях…». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_aist.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему: «ОБУЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

                         

                                                                  Воспитатель: Домненко Г.В.

Новый Уренгой, 2020г.

Речь в жизни ребенка выполняет самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой, речь является результатом мысли, а не опережает или подменяет ее. К 5-6 годам современный ребенок овладевает всей системой родного языка.

Развитие речи – процесс сложный и творческий.

В настоящее время проблема речевого развития у детей особенно актуальна. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия успешного обучения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.

Наиболее значимые причины снижения речевой активности:

- Ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости. Дети поступают в детские сады уже с задержкой речевого развития.

- Существенное уменьшение общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объёме.

Это - «дети телевизора и компьютера».

При недостаточности развития речевых функций коммуникации ребёнка ограничены, снижается уровень успешности в усвоении новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, анализ перечисленных проблем позволил сделать вывод о поиске новых путей и средств развития речевой активности дошкольников.

По мнению Л.С. Выготского, «индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях…».

Мы как педагоги, и как родители хотим воспитать интеллектуально развитую личность, а для этого необходимо совершенствовать познавательную деятельность детей, т.е. создать оптимальные условия для её саморазвития.

Изучив проблему, проанализировав научную литературу, рассмотрев разные методики по речевому развитию и познавательной деятельности (экспериментирование, а так же наблюдая за деятельностью детей сделала для себя вывод, что экспериментирование - наиболее интересный и результативный метод для успешной речевой активности детей. 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде.

Дошкольники – прирожденные исследователи, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации способствует мыслительной деятельности, развивает речь, в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, а необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы, оказывают большое влияние на развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса детей путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.

Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи, т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями, чему они учатся во время эксперимента.

Работая в данном направлении, были определены следующие задачи:

-  Создать условия для развития активной самостоятельной детской деятельности, познавательной активности в развивающей предметно-пространственной среде.

– В процессе познавательно-исследовательской деятельности стимулировать и активизировать речь дошкольников.

– Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

– Воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, прививать навыки самоконтроля и анализа своих действий.

– Привлекать родителей к совместной проектно-исследовательской деятельности.

Для решения этих поставленных задач в группе создана детская лаборатория. Все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, и ребёнок может самостоятельно заняться познавательно-исследовательской деятельностью. Функционирует мини-библиотека, в которой находятся детские книги, книжки-малышки, энциклопедии, журналы и другие книги познавательного характера. Книги постоянно пополняются и обновляются. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Это хороший метод речевого и познавательного развития детей. Яркие впечатления и интерес к заданиям – это мотивация, внутренняя потребность высказать свои мысли и чувства, мотив к речи.

Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях. Экспериментирование пронизывает все виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, творческую, а самое главное речевую.

Игры-эксперименты являются одновременно и занятиями по развитию речи, как части занятий в разных видах деятельности, а также на прогулках, в режимных моментах, в играх и совместной деятельности с детьми. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций – всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению сенсомоторного опыта, пробуждает творческую активность, стимулирует высказывания, тем самым способствует развитию коммуникативной функции речи.

Дети очень любят экспериментировать, особенно с водой и песком, интерес детей к этим играм можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. В процессе игр с песком дети узнают свойства материала: сыпучесть сухого песка, его способность пропускать воду; пластичность сырого песка. Учатся его использовать в своём творчестве.

Наша мини - лаборатория оснащёна природными материалами (камешки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, засушенные листья, семена фруктов и овощей);бросовым материалом (пробки, проволока, контейнеры из под киндер сюрпризов, деревянные катушки); приборами -помощниками (увеличительное стекло, песочные часы); красителями (акварельные краски,); прочим материалом (зеркала, воздушные шары, соломинки для коктейля); игровым оборудованием (теневой театр, ванна для игр с песком и водой) и т.д.

Дети с удовольствием проводят время в экспериментальном уголке, продолжая познавать всё новые свойства и качества, связи и зависимости. А новые знания рождают новые вопросы.

Занимаясь экспериментированием, мы отметили, что увеличился активный словарь детей, речь стала более связной,  дети приобрели коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умение участвовать в беседе, умение делиться с педагогами и детьми разнообразными впечатлениями, аргументировать свои высказывания, чаще можно наблюдать попытки детей решать спорные вопросы с помощью речи.

В дальнейшем мы будем продолжать работу над этой проблемой. Детское  экспериментирование как метод речевого развития заслуживает большего внимания, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей.

Список литературы

  1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012г.
  2. Дыбина О.В. «Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов». ТЦ «Сфера», 2010г.
  3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013г.
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002г.
  5. https://infourok.ru/rechevoe-razvitie-cherez-poznavatelno-issledovatelskuyu-deyatelnost-3246387.html
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/02/18/statya-po-temerazvitie-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Обучение с увлечением"

В публикации представлены дидактические игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему: «Обучение с увлечением»

В данной консультации  даются рекомендации по выбору игр способствующих развитию творческих спсособностей ребенка. Во все перечисленные игры можно играть дома....

Консультация "Обучение с увлечением"

Информация для родителей....

Консультация "Обучение с увлечением."

Дорогие, родители! Игры, которые хотим Вам предложить, рассчитаны на развитие творческих способностей у детей младшего возраста. Но нужно запомнить, что все дети имеют разный уровень развития и ...

Консультация "Обучение с увлечением"

Консультация для родителей "Обучение с увлечением"...