Картотека пальчиковых игр
материал (подготовительная группа)

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. Объясняется это тем, что в головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при работе пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики. В результате выполнения пальчиковых игр пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и ручного труда. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь. Занятия по развитию мелкой моторики являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук со своими воспитанниками провожу ежедневно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр.

1.Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца.

Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить».

 С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко расставив пальцы.

2.Осень

Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью, (делают плавные взмахи ладонями вверх – вниз)

Мы в осенний парк пойдём, (шагают пальцами обеих рук)

В букеты листья соберем, (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист (поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)

На дорожку спрыгнул вниз, (звонко хлопают в ладоши)

3.Компот

 Будем мы варить компот,

 Фруктов нужно много вот:

 Будем яблоки крошить,

 Грушу будим, мы рубить.

 Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок

( Левую ладошку держат  «ковшиком» пальцем правой  руки мешают.

 Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

  Варим, варим мы компот.

  Угостим честной народ.

4.Грибы

Мы в лесок пошли, (пальчики шагают по столу)

 И грибы нашли. Будем мы грибы солить, (имитация движений - солим, режим, мешаем ложкой)

Резать, жарить и варить. Папу с мамой угостим, (руки вперед ладошками вверх - «на», угощайтесь)

Пообедаем и спим, (имитация движений - едим, ладошки под щечку – «спим»)

5.Дикие животные

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» – колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

(Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок»)

6.Котятки

Все котятки мыли лапки: Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)

Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так! (имитируем движения)

А потом они устали: Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

7.Семья

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить

А тебе посуду мыть. 

А тебе печь топить,

 А тебе воду носить,

 А тебе обед варить, (поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять, (на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.)

8.Цветки

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки, (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки,(пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)

Закрывают лепестки. Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)

Головой качают.

9.Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки, (руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение «дождик»).

Паучков на землю смыл, (хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками «солнышко светит»)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке, (действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

10.Зимующие птицы

Мы распахнём по шире дверь, (руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны, ладонями вверх.)

И выпустим на волю голубей,  (махи руками – имитация полёта голубей.)

И, крыльями взмахнув легко

Они взлетают высоко.

Вернувшись из полёта,

Воркуют друзья:

Жить без свободы птицам нельзя! (Выполняют «птичку»: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.)

11.Переезд.

Скоро мы переезжаем,

Все с собою забираем, (сжимают – разжимают пальцы на обеих руках одновременно)

Стулья, стол, сервант, комод

Переедут тоже, (ритмично ударяют кулак о кулак)

Вот! (делают громкий хлопок в ладоши)

В новом доме будут с нами (складывают ладони уголком – «домик»)

Два стола, комод с вещами,

Кресла два, диван, кроватка, (поочередно загибают пальцы обеих рук на каждое название предметов мебели)

Где братишка мой спит сладко, (сложенные вместе ладони подкладывают под щеку)

12.Наперсток

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно, пальцу колко, (в правой руке воображаемая иголка «шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке.)

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг! (надевают наперсток.)

Говорит иголке:

-Шей, а колоться ты не смей! ( «шьют» грозят пальчиком.) ОВОЩИ

13.Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

(Поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз.)

Мы капусту солим-солим,

(Поочередное поглаживание подушечек пальцев.)

Мы капусту трем-трем,

(Потирать кулачок о кулачок.)

Мы капусту жмем-жмем.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

14.Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой — крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то

правой руки, начиная с больших.)

15.Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть, (сложенными вместе ладонями изображать, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближать ладони.)

Рыбка спинку изогнула. (Снова «рыбка поплыла».)

Крошку хлебную взяла. (Хватательные движения руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова «плыть».)

16.В школу

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду.

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Научусь писать, читать,

Быстро правильно считать.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

(Грозят указательным пальчиком правой руки.)

17.Планеты

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Меркурий — раз, Венера — два-с,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

А за ним уж, потом,

Девять — дальше всех — Плутон.

(Загибать пальцы по одному.)

18.Фигурное катанье

Фигурное катанье на коньках (Потирать ладони друг о друга.)

Похоже на витанье в облаках. (Шевелить пальцами.)

Похоже на стремительный полет, (Скрестить большие пальцы обеих рук, махать «крыльями».)

Как будто всюду небо, а не лед. (Потирать ладони друг о друга.)

И трудно после этого ногам

К своим же приучаться сапогам.

(«Шагать» по столу средним и указательным пальцами.)

19.Самолет

Я построю самолет,

(Разводим большой палец и мизинец в стороны, остальные пальцы сжать.)

Шлем надену, и в полет.

(Сложить пальцы замком, ладони развести в стороны, чтобы  образовался купол.)

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны, (Шевелим пальчиками.)

Над морями и лесами,

Над горами и полями,

(Делать «брызгающие» движения пальцами.)

Облечу весь шар земной, (Сложить круг из пальцев.)

А потом вернуть домой.

(Скрестить большие пальцы обеих рук, «махать» крыльями.)

20.Музыканты

Я на дудочке играю, (Шевелить пальцами, имитирую игру на дудочке.)

Саша на гармошке, (Сводить и разводить сжатые кулачки, имитирую игру на гармошке.)

Петр на балалайке, (Движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке.)

А Илья на ложках. (Стучать указательными пальцами один о другой.)

21.Утюг

Мой незаменимый друг

Под рукой пыхтит утюг. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Гладит ровно гладко.

Но порой то там, то тут (Ладонью одной руки гладить  другую.)

Слёзы он роняет вдруг

От работы жаркой! (Барабанить по столу подушечками пальцев.)

22.Снежный ком

Взяли дети белый ком,

Лепить будем снежный дом.

(Имитировать движения, изображающие лепку снежком.)

Мы польем его водой,

Домик будет ледяной. («Плескать» ладонями воду.)

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом. (Ставить кулачок на кулачок, затем  сделать из ладоней домик.)

23.Подснежник

Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок».)

Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук.)

Утром весенним раскрыл лепесток,

В мягкой землице его корешки. (Соединить ладони тыльными

сторонами, пальцы опустить вниз.)

24.Лето

(Загибаются пальцы по одному на каждый счет.)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...