Лаборатория научных забав. Какие опыты можно проводить с дошкольниками
материал

 Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Лаборатория научных забав. Какие опыты можно проводить с дошкольниками»

http://ds7ishim.ru/sites/default/files/news/img_to_text/ekspirimenty.jpg

2020

 

«Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»  С.Л. Рубинштейн

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент.

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?  

 - Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

- в ходе экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

- создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. 

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что 
для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

  Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него

бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически

грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше

разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка

терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы,

желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

 Внешние (новизна, необычность объекта);

 Тайна, сюрприз;

 Мотив помощи;

 Познавательный мотив (почему так);

 Ситуация выбора.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

  Связь теории с практикой

 Развивающий характер воспитания и обучения.

 Индивидуализация и гуманизация образования.

 Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

 Целостность и системность обучающего процесса.

 Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

 

Успешность эксперимента:

 Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

 Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

 Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.

 Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой,

индивидуально.

 

 Трудности в работе:

Создание лаборатории.

Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.

Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование занятий.        

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

 Последовательность детского экспериментирования.
На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

            Примерная структура занятия  - экспериментирования

 -Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

-Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

- Уточнение плана исследования.

-Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

-Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

-Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

  Виды экспериментов в ДОО

  Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если

малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.

  Фронтальное наблюдение – вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они – в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того

чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности и т.д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов.

ВЫВОД:

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на

собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

  

Литература для подготовки консультации:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005 
6. Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В какой музей можно пойти с дошкольником

Статья для родителей, принимающих активное участие в развитии и воспитании своих детей....

Исследовательская работа в лаборатории (подготовительная группа) «Какую воду можно пить?»

Программное содержание:  закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды. Опытным путём показать значения водя для жизни человека и всего живого на земле. Формировать у детей научные пре...

Дополнительная общеобразовательная программа "Лаборатория научных забав"для детей 6-7 лет

Цель программы: Формирование элементарных научно-исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность....

Консультация для родителей: "Какие дела можно поручать ребенку-дошкольнику"

Консультация для родителей: "Какие дела можно поручать ребенку-дошкольнику"...

Лаборатория научных забав

Программа по дополнительной образовательной программе в подготовительной группе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»

Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в осн...

"Какие любопытные эксперименты можно проводить в домашних условиях?"

Физика и химия для самых маленьких – это вовсе несложно. Немного фантазии, и малыш сам начнет вас ежедневно просить о все новых и новых опытах. И в школе эти непростые науки будут ему даваться к...