Консультация для воспитателей на тему: «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование» 2015
консультация

Гонтова Маргарита Энгельсовна

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выражена в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Экспериментальная деятельность вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Экспериментирование как нельзя лучше формирует потребность ребенка в знаниях через развитие познавательного интереса. Старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.  

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования дошкольного образования. Вся работа с детьми построена с учетом их возрастными  особенностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Консультация для воспитателей

на тему:

«Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»

Воспитатель: Гонтова М.Э

2015 г.


«Усваивается все крепко и надолго,

 когда ребенок слышит,

видит и делает сам»

/Р.Эмерсон/

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выражена в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Экспериментальная деятельность вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Экспериментирование как нельзя лучше формирует потребность ребенка в знаниях через развитие познавательного интереса. Старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.  

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования дошкольного образования. Вся работа с детьми построена с учетом их возрастными  особенностями, совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю с детьми старшей группы по 20-25 минут, а в подготовительной группе 25-30 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми во второй половине дня.  

Работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строим по трем взаимосвязанным направлениям:

I. Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.) Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений. Смазали одну сторону листа вазелином, наблюдали и сделали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Провели цикл занятий «Посев и проращивание семян», «необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от изменения температуры.

II. Неживая природа (воздух, вода, почва, цвет, теплота и др.) В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойство воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не вкуса. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами. Случайно на глазах детей роняли в таз с водой металлические и не металлические предметы. Как их достать изводы не намочив рук?

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с песком. Например: ставим проблему слепить фигуру из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему? Проводим опыты снежинка на ладошке.

III. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и другое). Закрепляем представление детей об органах чувств, их назначении (уши –слышать, узнавать различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус)

Для того, что бы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Опытно- экспериментальная деятельность – это интегрирующийся с другими видами детской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако само наблюдение может происходить и без эксперимента.

Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, на первый взгляд как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов  без выполнения трудовых действий не бывает.

 Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Большое значение отводится игровым технологиям, используются дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и др.

Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо» и др. развивать у детей внимание, воображение, повышает знания об окружающем мире.

Строительные игры  с песком, водой помогают решать многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый нет, где быстрее прорастить зерно в земле и в песке, каким вещам вода на пользу, каким вещам вода на пользу, а каким во вред) Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязь и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры – опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Игры с соломинкой», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Коробка с секретом» и др.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение  опыта, в то время как пополнения знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи  свелось бы к простому манипулированию словами.  

Экспериментирование связано и с чтением художественной литературы, так как в процессе  экспериментирование большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас. Например, после ознакомления со свойствами воды, прочитали рассказ «Умная галка», который помог понять детям, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов  постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять формы и размеры, производить иные операции. Все это предает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

 В процессе проведения опытов все дети активно принимают активное участие. Такие опыты детям чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, а главное они – они все проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умения. Находить пути решения проблемных ситуаций. Если дети устали, эксперимент прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

В работе по экспериментированию используем наглядные методы: наблюдение, иллюстрации, просмотр видео презентации об изучаемых явлениях.  Словесные методы: беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практические методы.

В процессе экспериментирования хотелось бы использовать компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Намного интереснее не просто прослушать рассказ, о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть глазами с помощью презентации.  

Предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный воспитателем, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как  возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Формы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

 Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

•        специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

 - совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

-  свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее представления.

Основной формой  детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставим проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

Продолжительность эксперимента определяем многими факторами:

•        Особенностями изучаемого явления,

•        Наличием свободного времени,

•        Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

•        Если дети устали, эксперимент  прекращаем  заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

 Самостоятельная деятельность детей

 Планирование этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организуем уголок экспериментирования  с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.        

•        Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

- Например, после ознакомления со  свойствами  воды, чтения рассказ «Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу мы  решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети? (Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность).

•        Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли  скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

•        «Чудесная коробка» с  предметами;

•        Совместное начинание

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

  Методы и приемы  работы

В работе  используем как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

 - Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я  использовала наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

-  Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов).        

-  Практические  методы. Большое значение придавалось ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

•        Использование  инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  

•        Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

 Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они  их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети  «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

 Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания  о связях, свойствах, качествах природных объектов  явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".

Цель: Познакомить с эффектимным методом работы поисковой деятельности а, именно экспериментированием....

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование.»

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование.« Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...