Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)
статья (младшая группа)

Татьяна Сергеевна Дмитриева

Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroy.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дмитриева Т.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 103 компенсирующего вида

Невского района

Санкт-Петербурга

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у дошкольников является важным звеном в системе педагогической работы, что, в свою очередь, закладывает основу культуры поведения  в быту. При формировании навыков самообслуживания идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, "вхождения" его в мир взрослых. Формирование культурно – гигиенических навыков необходимо проводить в дидактических играх в совместной деятельности, а также в режимных моментах. Большое практическое значение имеют:  показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, проблемные ситуации, алгоритмы и схемы - модели. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Дидактические игры по формированию навыков к.г.н. включают в себя: создание положительно-эмоционального отношения к навыку; игру с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем), демонстрацию действия воспитателя (показ на себе и комментирование каждого действия), совместные действия воспитателя с ребенком; действие ребенка по подражанию действиям взрослого, самостоятельные действия ребенка. Большое значение уделяется восприятию художественных произведений, сюжет которых имеет большое воспитательное значение в формировании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Например, потешки: («Кисонька - Мурысенька» (рус), «Водичка-водичка» (рус), «Наша Маша» (рус), «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), стихотворения и рассказы (Я. Аким «Мама»,  Н. Артюхова «Ручеек»,  A. Барто «Девочка чумазая», B. Берестов «Больная кукла, П. Воронько «Спать пора»,  Капутикян «Хлюп-хлюп», «Маша обедает», О. Кригер «На прогулку»; Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла...»; И. Муравейка «Я сама»; Н. Найденова «Наши полотенца», М. Пожарова «Толя и медвежонок», Н. Саконская «Где мой пальчик?» Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру», К. Чуковский «Мойдодыр», Г.Цыферов «Когда не хватает игрушек») и другие.  В процессе культурно-гигиенического обучения широко используются наглядные пособия. Ребенок лучше поймет и осмыслит гигиенические сведения, если объяснение и рассказ воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью используют также игры, демонстрация фильмов, организация праздников. Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой. Культурно – гигиенические навыки формируют предпосылки основ эстетического вкуса, способствуют речевому развитию, развитию нравственных чувств, внимания и воли, стремлению к самостоятельности, создают условия для охраны здоровья и познания окружающего мира. Работа по формированию к.г.н. ведётся во всех дошкольных возрастах. В младшей группе мы ставим следующие задачи: побуждать детей к самостоятельности, развивать предпосылки трудовой деятельности, воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно пользоваться туалетом, формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т.д. В среднем дошкольном возрасте продолжаем воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом, закреплять умение пользовать расческой, носовым платком, приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком, совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды. В старшем и подготовительном возрасте работа продолжается и углубляется. К концу дошкольного возраста желательно, чтобы ребёнок умел обслужить себя, владел и пользовался полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены, владел культурой приёма пищи и соблюдал правила культуры еды, самостоятельно умывался и мыл руки.

В последнее время в дошкольном образовании активно используется метод проектов. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателя. Организация проектной деятельности важна для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности. Нами были успешно реализованы проекты по формированию культурно – гигиенических навыков «Лучший друг - зубная щетка», «Чистые руки», «Неряха». Проекты имеют большое значение, так как именно в проектах работа идёт по пяти образовательным областям. Проект является эффективной формой взаимодействия детского сада с семьёй ребенка. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском учреждении. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем и, требуя от него выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

«Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

   Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

“Использование метода проектов в формировании культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста.”

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в дошкольной организации....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для формирования культурно-гигиенических навыков у детей с использованием проектной деятельности....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (из опыта работы).

Использование проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...