Картотека дидактических игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)

Гурова Наталия Евгеньевна

Картотека дидактических игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty-statya.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Игры-эксперименты с различными материалами

Тема: «Бумага: ее качества и свойства».

Задачи: Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить определять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает).

Материалы и оборудование: Бумага, ножницы, емкость с водой, образцы разных видов бумаги для каждого ребенка, поднос.

Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Затем взрослый предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется), следовательно, непрочная; разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает).

Тема: «Дерево: его качества и свойства».

Задачи: Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить различать ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (не бьется, не тонет в воде).

Материалы и оборудование: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и брусочки.

Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребенка, что это и из чего сделаны предметы, предлагает определить качество материала. Ребенок берет дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается-прочный); роняет на пол (не бьется).

Тема: «Ткань: ее качества и свойства».

Задачи: Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщину, структуру поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

Материалы и оборудование: Образцы хлопчатобумажной ткани двух- трех цветов, ножницы, емкости с водой.

Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани.

Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета; что они еще знают об этом материале. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется). Взрослый разрезает кусок ткани на две части ножницами (режется); опускает ткань в емкость с водой (намокает).

Тема: «Свойства магнита, или волшебная рукавичка».

Задачи: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы и оборудование: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага)-рукавичка перестает быть волшебной. Определяют, почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Тема: «Красящие вещества фруктов».

Задачи: Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как сам фрукт, его сок.

Игры-эксперименты с воздухом и водой.

Тема: «Невидимый волшебник» (воздух).

Задачи: обнаружить воздух в пространстве и внутри нас; выявить его свойство – невидимость. Дать представление о том, ветер – это движение воздуха.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, пластиковые трубочки, стаканы с водой, веер.

Опыты:

1. Предложить поймать воздух полиэтиленовым пакетом. Выяснить, что в пакете ничего не видно, но он полон – это воздух – «невидимка». Воздух занял в пакете всё место. Сделать вывод о том, что воздух прозрачный, и чтобы его увидеть, его надо «поймать».

2. Надуть воздушный шар, зажать конец и опустить в воду, разжав пальцы. Выявить, что из шара выходит воздух в воду и образует пузыри.

3. Предложить детям подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузыри, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубку, и воздух выходит.

4. Предложить детям помахать веером над водой. Выяснить, почему появились волны. Веер подгоняет воздух, и воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Тема: «Волшебница-вода».

Задачи: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле. Познакомить с тем, что в воде одни предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности.

Материалы и оборудование: емкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики, свеча, ложка, тазик с водой, камешки, резиновая игрушка- утенок.

Опыты:

1.Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

2.Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

3.Воспитатель рассказывает детям историю: «Однажды зимой бельчонок принес домой льдинку, сосульку, он оставил ее в дупле, на полу. А сам пошел обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал за ней. Льдинка пропала-нигде нет, зато на полу блестела лужица». Посмотрите, ребята, вот лед. Давайте положим кусочек льда на ложку, и я подогрею его над пламенем свечи. Где же лед? Растаял!  Во что он превратился? В водичку!

4.Воспитатель показывает детям предметы: «Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это у меня? (верно, камушки и утенок). Смотрите, я вам покажу фокус». Воспитатель опускает камушек и утенка в воду. Что это, ребята, посмотрите, почему камушек утонул, а утенок плавает? Предлагает потрогать камушек. Какой он? (тяжелый). Верно, он тяжелый, поэтому он тонет. А утенок? (легкий). Поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности.

Тема: «Как научить яйцо плавать?»

Задачи: показать детям, что соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

Опыт: Положить яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно. Аккуратно вынуть яйцо и добавить соль в воду, размешать. Опустить яйцо в солёную воду, оно будет плавать на поверхности воды. Сделать вывод о том, что соль повысила плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Игры-эксперименты с источником света-солнцем.

Тема: «Солнечные зайчики».

Задачи: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материалы и оборудование: маленькие зеркала.

Опыт: в солнечный день поймать зеркалом солнечный луч и обратить внимание детей на «солнечного зайчика». Предложить детям поиграть с «зайчиком», поймать его. Затем дать детям возможность самим поиграть с солнечным лучом. Сделать вывод о том, что солнечный луч отражается от зеркала бликом – солнечным «зайчиком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Эксперименты с красками,с различными источниками света и почвой, воздухом, водой и красками....

Картотека игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Эксперименты с красками,с различными источниками света и почвой, воздухом, водой и красками....

Картотека игр - экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Использование картотеки поможет педагогам познакомить родителей с многообразием игр-экспериментов, способствующих развитию у детей познавательного интереса и воображения, а также формировать у родител...

Картотека ЭКСПЕРИМЕНТОВ для детей младшего дошкольного возраста

Картотека ЭКСПЕРИМЕНТОВ для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр с для детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр с для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: 1.  помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. 2. Создать  благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических проце...

Картотека дидактических игр по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста...