Кейс на тему: «Детские страхи».
методическая разработка (старшая группа)

Одегова Юлия Николаевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 Московского района Санкт-Петербурга.

 

Кейс на тему:

«Детские страхи».

 

Выполнила: Одегова

Юлия Николаевна

 

 

 

 Санкт-Петербург, 2020 г

Содержание

1. Актуальность …………………………………………………………   ……....3

2.Диагностика и определение причин детских страхов                   ……  ...…..3

3. Классификация страхов…                                               ……………....…    …5

4. Методы и способы преодоления страхов                                                          6

5. Советы и рекомендации психолога для родителей……………  ……………8

6. Список полезной  литературы.………………………            ………...  ......…….9

 

В течение года ко мне обращались родители с разными вопросами о проблемах воспитания, которые особенно их тревожат. И все чаще звучал вопрос о наличие у ребенка, какого либо страха. С одной стороны это нормальное возрастное явление. Но с другой- когда это доходит до истерик или наоборот, ребенок замыкается, держит в себе, что может привести к неврозу. Подойдя к этому вопросу, мы решили разобраться, что такое страх, нужно ли его выявлять и как помочь ребенку его преодолеть. 

Страх родился вместе с человеком. В той или иной степени он присутствует в жизни всех, независимо от прожитых лет, благополучия, материального положения. Нельзя оставлять без внимания детские тревоги и опасения, возникающие у ребёнка в ответ на реальную или воображаемую угрозу. Не замеченные в дошкольном периоде страхи могут вызвать неврозы во взрослом возрасте. Способов их коррекции существует достаточно много, разберем основные, доступные родителям.

Откуда появляются страх у ребенка

У детей страхи обычно появляются как следствие психологического влияния родителей или других взрослых, самовнушения, бурной фантазии. У них мало жизненного опыта, знаний об окружающем мире, зато присутствует богатое воображение. Ребёнка может очень напугать произошедшая с ним ситуация (нападение собаки, увиденная драка или авария), просмотр неправильных фильмов или передач. Нехватка общения со взрослыми, детское одиночество, агрессивное или авторитарное поведение близких, недостаточность физических нагрузок, гиперопека — всё это может способствовать появлению страхов у ребёнка.

Бывает так называемый синдром детских патологических страхов — это несоответствие боязни чего-либо действию, этот страх вызвавшему. То есть беспричинные, необоснованные тревоги, которые могут проявляться интенсивно и длительно. Синдром этот связан с психопатологическим состоянием ребёнка, может быть следствием заболеваний нервной системы с раннего возраста. Условно их выделено пять видов:

  • навязчивые — достаточно простые и понятные (боязнь высоты, болезней, загрязнения);
  • сверхценные — преувеличенные, дети уверены в опасениях, не делают попыток их преодолеть (темнота, одиночество, животные, разные «пугалки», придуманные взрослыми);
  • бредовые — сопровождаются подозрительностью, настороженностью, ожидание в чьих-либо действиях угрозы (чужие люди, тени за окном, громкие звуки);
  • ночные — беспокойный сон, кошмары, пробуждение с криками и плачем, утром ребёнок ничего или почти ничего не помнит;
  • недифференцированные — бессодержательные, с переживанием неопределённой опасности, сопровождаются тахикардией, потливостью, болями в сердце, спазмами в животе.

У детей разного возраста и пола страхи и опасения отличаются. Взрослым нужно их правильно распознать и скорректировать.

2. Как диагностировать и определить причину страхов.

Реакция родителей на тревоги детей бывает разной. Одни ругают малыша, считая их манипуляцией, другие успокаивают, третьи думают, что само пройдёт. Игнорировать детские страхи нельзя, они могут нанести психологическую травму, спровоцировать невроз и остаться на долгую жизнь. Ведь все взрослые родом из детства. Правильно поступить — это пойти к психологу, который поможет решить проблему в самом начале, не запустить.

Чтобы диагностировать, какой природы страх у ребёнка, нужно установить причины его возникновения. Есть достаточно методик, тестов и анкет, разработанных детскими психологами для того, чтобы понять, откуда взялся страх и как его победить. Важно установить с ребёнком эмоциональный и доверительный контакт. Затем в процессе беседы или игры получить ответы на интересующие вопросы.

 

Тест «Страхи в домиках»

Это тест, для детей старше трёх лет, предполагающий установление всех видов страхов, которые есть у ребёнка, для последующей их корректировки.

Нужно нарисовать два простых домика: красный и чёрный. Объяснить малышу, что в чёрный дом будем селить страшные страхи, а в красный — нестрашные. Далее, называя опасения, записывать, какие ребёнок поместил в чёрный домик.

Ты боишься:

  • когда остаёшься один;
  • нападения;
  • заболеть, заразиться;
  • умереть;
  • того, что умрут твои родители;
  • каких-то детей;
  • каких-то людей;
  • мамы или папы;
  • того, что они тебя накажут;
  • Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Чёрной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
  • перед тем как заснуть;
  • страшных снов (каких именно);
  • темноты;
  • волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  • машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);
  • бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  • когда очень высоко (страх высоты);
  • когда очень глубоко (страх глубины);
  • в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  • воды, огня;
  • пожара;
  • войны;
  • больших улиц, площадей;
  • врачей (кроме зубных);
  • крови (когда идёт кровь);
  • уколов;
  • боли (когда больно);
  • неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  • сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
  • опоздать в сад (школу).
  • Перечисленные 30 страхов делятся на группы:
  • связанные с медициной (боль, уколы, врачи);
  • с причинением физического вреда (транспорт, война, стихии, резкие звуки);
  • смерти;
  • животных;
  • сказочных персонажей:
  • темноты и страшных снов;
  • социальные (людей, одиночества, наказания);
  • пространственные (высоты, замкнутого пространства, глубины).

Это неторопливая беседа с ребёнком, когда он отвечает: да — нет, боюсь — не боюсь. Взрослый человек, проводящий тест должен сидеть рядом с малышом, не повторять часто вопросы, чтобы невольно не внушить ребёнку страх. Спрашивать, не читая по бумажке, лучше выучить список или заглядывать в него иногда. Время от времени хвалить и подбадривать тестируемого. По окончании предложить ребёнку нарисовать на чёрном доме замок, тем самым закрыв его, а ключ выбросить. Это успокоит выявленные беспокойства.

Затем подсчитывают, сколько их оказалось в чёрном домике, и соотносят с возрастом малыша. Из 30 перечисленных страхов, у детей бывает от 6 до 15. Причём проживание в больших городах увеличивает количество тревог. Ответы объединяют в группы по видам страхов. Если получилось три «да» из пяти, значит, этот испуг имеется.

Хочется отметить, что лечение ребёнка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьёй и стойко поддерживаются ею.

3. Классификация страхов.

Детские тревоги обычно не связаны с какой-либо реальной угрозой, это часто отображение полученной информации, которую вольно или невольно дают малышу взрослые.

Основные страхи делятся на три группы:

  • ситуационные — полученные на собственном опыте (злая собака, врач, сделавший больно);
  • внушённые — часто результат опеки взрослых (будешь реветь — отдам чужому дяде, не лезь — упадёшь, разговоры при ребёнке о том, как всё плохо);
  • фантазийные — как следствие прочитанных сказок, услышанных историй или просмотренных мультиков (боязнь темноты, теней, чудовищ под кроватью).

Каждому детскому возрасту присущи свои переживания.

Возрастные отличия

Совсем крошечные младенцы очень связаны с мамой, они боятся остаться без неё, опасаются чужих людей, громких звуков, новой обстановки — это естественно. Дальше ребята растут, развиваются, социализируются, их страхи тоже меняются.

1–3 ГОДА

В этом возрасте дети начинают ходить, говорить, понимать, что кроме семьи есть ещё много других людей. Остаётся сильная связь с мамой. Малыши боятся разлуки с близкими, им передаётся мамино настроение, вероятно появление ночных страхов.

4–7 ЛЕТ

Эмоциональная составляющая жизни ребёнка увеличивается, развивается воображение, может часто меняться настроение. Дети обычно посещают детский сад, у них появляются друзья и подружки. Они начинают делить людей на хороших и плохих и бояться последних. Ребёнок в 4–7 лет опасается одиночества, болезней, смерти, наказания, замкнутого пространства, темноты. Персонажи сказок или детских фильмов ассоциируются у него с реальными людьми, малыш может начать их бояться.

Очень важна в преодолении страхов любовь родителей и спокойная доброжелательная обстановка в семье. Следует не ругать маленького ребёнка, не травмировать угрозами и криками, а объяснять ему непонятные вещи, показывать, что окружающий мир не такой страшный.

Напряжённая обстановка в семье может стать причиной детских страхов, а спокойная атмосфера, наоборот, помогает преодолевать тревоги

7–10 ЛЕТ

Ребёнок вовсю живёт в социуме. Он много общается с товарищами, учителями. Появляются школьные страхи: боязнь ошибки, плохой оценки, опоздания, быть не таким как все. Продолжает оставаться боязнь болезни или смерти близких. Он опасается катаклизмов (пожаров, наводнений, ураганов), физического насилия.

Большую роль у старших детей играет собственная самооценка. Родители должны помогать ей оставаться высокой, поддерживать своё дитя. Каждый ребёнок для родных ему людей самый хороший, красивый и умный.

 

4. Методы коррекции и способы преодоления детских страхов

Дети чувствительны, впечатлительны, восприимчивы, ранимы. Многие их опасения возникают в определённом возрасте, имеют временный характер и проходят. Коррекция — это оказание психологической помощи ребёнку. Малыши редко могут чётко сформулировать, что их пугает, поэтому для того, чтобы выяснить причину и принести пользу, существует множество разработанных психологами методов и стратегий преодоления страхов.

АРТ-ТЕРАПИЯ — это эффективное лечение при помощи совместного с детьми творчества, где очень важен процесс. Она имеет разные варианты:

ИЗОТЕРАПИЯ

Включает в себя любое рисование (красками, карандашами, мелом, пальцами), изображения на песке, лепку из пластилина или глины. Дети любят это делать, у них такой способ самовыражения и осмысления.

Описание: Изотерапия как способ коррекции детских страхов

Рисование своих страхов поможет от них избавится

Предложить ребёнку нарисовать или слепить из пластилина свой страх. Далее с этим злодеем можно делать всё что угодно: порвать или сломать и выбросить. Или превратить его в смешного, жалкого и нестрашного. При этом можно включить классическую музыку, это снимет психоэмоциональное напряжение и позволит достать из подсознания пугающие образы. Такие занятия-игры интересны, долго не надоедают и не утомляют, не требуют больших затрат.

БИБЛИОТЕРАПИЯ И ИМАГОТЕРАПИЯ (ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ, ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ)

Перевоплощения при помощи костюмов помогут ребёнку проассоциировать себя со смелым героем, который ничего не боится. Можно инсценировать рассказы, стихи, сказки. Вместе с ребёнком прочитать или придумать историю о страшном существе и предложить малышу закончить её смешно и весело.

ИГРОТЕРАПИЯ

Игры с детьми являются профилактикой детских страхов, помогают выявить и скорректировать боязнь, помочь её преодолеть. Дома можно поиграть в обыкновенные «прятки». Сначала оговорить места, куда нельзя прятаться. Затем ребёнок закрывает глаза, а мама или папа где-нибудь затаиваются, и наоборот. Делать это можно сначала днём, а потом почти во тьме, включив маленький ночник. Это игра для преодоления страха темноты, замкнутого пространства, одиночества.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Играя в песочнице, дошкольник может при помощи формочек и фигурок воссоздать волнующую ситуацию и изменить её так, как бы ему хотелось. Кроме этого, песок «заземляет» отрицательные эмоции.

Песочная терапия поможет прогнать страхи

СКАЗКОТЕРАПИЯ. Отличное средство, чтобы помочь ребёнку победить свои страхи, стать увереннее и самостоятельнее. Это именно то, что более всего понятно малышу. Мама его не учит, не читает нотаций, не ругает, а просто рассказывает. Сказок существует миллион, на все случаи жизни. Нужно только выбрать правильную.

Аффирмации— это короткая фраза, словесная формула, регулярное повторение которой закрепляет в сознании требуемый образ или установку. Дети любят своих родителей и подражают им. Поведение и высказывания родных могут расширить кругозор маленького человека, избавить его от страхов или, наоборот, внушить беспокойство. Аффирмации для детей должны быть просты и понятны. Чтобы получить пользу, нужно на своём примере показать ребёнку, как их произносить: радостно, с энтузиазмом, улыбкой и в настоящем времени. Это своего рода игра в волшебные заклинания. Например:

  • У меня всё получается.
  • Я хорошо (учусь, рисую, понимаю).
  • Я могу сделать это.
  • Я хороший друг (подруга).
  • Я ощущаю спокойствие.

Родители сами могут придумать стимулирующие ребёнка аффирмации. Произносить их лучше перед сном, чтобы закончить день положительными эмоциями.

Медитации

Медитация — это психологическое упражнение, умственное действие, приводящее психику человека в состояние сосредоточенности, сопровождающееся отрешённостью, отсутствием эмоций и телесной расслабленностью. С их помощью можно научить ребят старше 5 лет снимать напряжение, развивать саморегуляцию, избавляться от страхов. Медитации с детьми должен проводить взрослый, хорошо понимающий и умеющий это делать.

Советы и рекомендации психологов

Будьте внимательны к своему ребенку. Многие детские страхи можно предотвратить, чтобы в будущем малыш не сталкивался с более серьезными проблемами.

  • Никогда не насмехайтесь с того, чего малыш боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема. Исключите фразы типа: «Ты такой большой — и боишься?». Это не уберёт испуг, а ребёнок может замкнуться в себе.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
  • Обязательно уделяйте малышу время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе кроха будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
  • Разрешите ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
  • Дайте малышу возможность общаться со сверстниками, не ограничивайте его в этом.

Помните, что страхи возникают очень быстро, но вот борьба с ними займет немало времени и сил. Часто возникают ситуации, когда возникновение боязни можно было избежать, если бы родители знали как повести себя в определенной ситуации.

Если вы все же заметили, что ребенок испытывает страх, обратитесь к специалисту незамедлительно и вскоре ваш малыш избавиться от детского страха.

 

6. Список полезной литературы

Детские фобии изучали и продолжают это делать многие педагоги и психологи. Вот небольшой список полезных книг на эту тему:

  • Анна Быкова «10 стратегий преодоления детских страхов». Автор — педагог, практикующий психолог. Предлагает конкретные примеры избавления от страхов при помощи арт-терапии.
  • Гизела Эберлейн «Страхи здоровых детей». Автор — австрийский доктор медицины. Освещает способы лечения и профилактики различных боязней у детей, которые приводят к нервозности, нарушениям сна, снижению внимания.
  • Ольга Никольская «Детские страхи». Автор — доктор психологических наук. Обучает самостоятельному преодолению страха, осторожно стимулируя влечения ребёнка, развивая механизм психодрамы.
  • Юлия Кочетова «Психологическая коррекция детских страхов». Автор — кандидат психологических наук. Рассматривает разные приёмы работы с детскими страхами, в том числе арт-терапию, поведенческую психотерапию, способы самоконтроля.
  • Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей». Автор — доктор психологических наук, кандидат медицинских наук. Книга для психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять насущные проблемы развития детей.
  • Наталья Чуб «Азбука храбрости». Автор — детский писатель и психолог. Детская книга, которая поможет малышу избавиться от обычных детских страхов, сказкотерапия.
  • Зигмунд Фрейд «Психоанализ детских страхов». Автор — австрийский психолог и психиатр. Исследует реальные и невротические страхи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_strahi_u_detey.docx74.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 Московского района Санкт-Петербурга.

Кейс на тему:

«Детские страхи».

Выполнила: Одегова

Юлия Николаевна

 Санкт-Петербург, 2020 г

Содержание

1. Актуальность …………………………………………………………   ……....2

2.Диагностика и определение причин детских страхов                   ……  ...…..3

3. Классификация страхов…                                               ……………....…    …4

4. Методы и способы преодоления страхов                                                          6

5. Советы и рекомендации психолога для родителей……………  ……………8

6. Список полезной  литературы.………………………            ……….........…….10

В течение года ко мне обращались родители с разными вопросами о проблемах воспитания, которые особенно их тревожат. И все чаще звучал вопрос о наличие у ребенка, какого либо страха. С одной стороны это нормальное возрастное явление. Но с другой- когда это доходит до истерик или наоборот, ребенок замыкается, держит в себе, что может привести к неврозу. Подойдя к этому вопросу, мы решили разобраться, что такое страх, нужно ли его выявлять и как помочь ребенку его преодолеть.  

Страх родился вместе с человеком. В той или иной степени он присутствует в жизни всех, независимо от прожитых лет, благополучия, материального положения. Нельзя оставлять без внимания детские тревоги и опасения, возникающие у ребёнка в ответ на реальную или воображаемую угрозу. Не замеченные в дошкольном периоде страхи могут вызвать неврозы во взрослом возрасте. Способов их коррекции существует достаточно много, разберем основные, доступные родителям.

Откуда появляются страх у ребенка

У детей страхи обычно появляются как следствие психологического влияния родителей или других взрослых, самовнушения, бурной фантазии. У них мало жизненного опыта, знаний об окружающем мире, зато присутствует богатое воображение. Ребёнка может очень напугать произошедшая с ним ситуация (нападение собаки, увиденная драка или авария), просмотр неправильных фильмов или передач. Нехватка общения со взрослыми, детское одиночество, агрессивное или авторитарное поведение близких, недостаточность физических нагрузок, гиперопека — всё это может способствовать появлению страхов у ребёнка.

Бывает так называемый синдром детских патологических страхов — это несоответствие боязни чего-либо действию, этот страх вызвавшему. То есть беспричинные, необоснованные тревоги, которые могут проявляться интенсивно и длительно. Синдром этот связан с психопатологическим состоянием ребёнка, может быть следствием заболеваний нервной системы с раннего возраста. Условно их выделено пять видов:

  • навязчивые — достаточно простые и понятные (боязнь высоты, болезней, загрязнения);
  • сверхценные — преувеличенные, дети уверены в опасениях, не делают попыток их преодолеть (темнота, одиночество, животные, разные «пугалки», придуманные взрослыми);
  • бредовые — сопровождаются подозрительностью, настороженностью, ожидание в чьих-либо действиях угрозы (чужие люди, тени за окном, громкие звуки);
  • ночные — беспокойный сон, кошмары, пробуждение с криками и плачем, утром ребёнок ничего или почти ничего не помнит;
  • недифференцированные — бессодержательные, с переживанием неопределённой опасности, сопровождаются тахикардией, потливостью, болями в сердце, спазмами в животе.

У детей разного возраста и пола страхи и опасения отличаются. Взрослым нужно их правильно распознать и скорректировать.

2. Как диагностировать и определить причину страхов.

Реакция родителей на тревоги детей бывает разной. Одни ругают малыша, считая их манипуляцией, другие успокаивают, третьи думают, что само пройдёт. Игнорировать детские страхи нельзя, они могут нанести психологическую травму, спровоцировать невроз и остаться на долгую жизнь. Ведь все взрослые родом из детства. Правильно поступить — это пойти к психологу, который поможет решить проблему в самом начале, не запустить.

Чтобы диагностировать, какой природы страх у ребёнка, нужно установить причины его возникновения. Есть достаточно методик, тестов и анкет, разработанных детскими психологами для того, чтобы понять, откуда взялся страх и как его победить. Важно установить с ребёнком эмоциональный и доверительный контакт. Затем в процессе беседы или игры получить ответы на интересующие вопросы.

Тест «Страхи в домиках»

Это тест, для детей старше трёх лет, предполагающий установление всех видов страхов, которые есть у ребёнка, для последующей их корректировки.

Нужно нарисовать два простых домика: красный и чёрный. Объяснить малышу, что в чёрный дом будем селить страшные страхи, а в красный — нестрашные. Далее, называя опасения, записывать, какие ребёнок поместил в чёрный домик.

Ты боишься:

  • когда остаёшься один;
  • нападения;
  • заболеть, заразиться;
  • умереть;
  • того, что умрут твои родители;
  • каких-то детей;
  • каких-то людей;
  • мамы или папы;
  • того, что они тебя накажут;
  • Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Чёрной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
  • перед тем как заснуть;
  • страшных снов (каких именно);
  • темноты;
  • волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  • машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);
  • бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  • когда очень высоко (страх высоты);
  • когда очень глубоко (страх глубины);
  • в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  • воды, огня;
  • пожара;
  • войны;
  • больших улиц, площадей;
  • врачей (кроме зубных);
  • крови (когда идёт кровь);
  • уколов;
  • боли (когда больно);
  • неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  • сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
  • опоздать в сад (школу).
  • Перечисленные 30 страхов делятся на группы:
  • связанные с медициной (боль, уколы, врачи);
  • с причинением физического вреда (транспорт, война, стихии, резкие звуки);
  • смерти;
  • животных;
  • сказочных персонажей:
  • темноты и страшных снов;
  • социальные (людей, одиночества, наказания);
  • пространственные (высоты, замкнутого пространства, глубины).

Это неторопливая беседа с ребёнком, когда он отвечает: да — нет, боюсь — не боюсь. Взрослый человек, проводящий тест должен сидеть рядом с малышом, не повторять часто вопросы, чтобы невольно не внушить ребёнку страх. Спрашивать, не читая по бумажке, лучше выучить список или заглядывать в него иногда. Время от времени хвалить и подбадривать тестируемого. По окончании предложить ребёнку нарисовать на чёрном доме замок, тем самым закрыв его, а ключ выбросить. Это успокоит выявленные беспокойства.

Затем подсчитывают, сколько их оказалось в чёрном домике, и соотносят с возрастом малыша. Из 30 перечисленных страхов, у детей бывает от 6 до 15. Причём проживание в больших городах увеличивает количество тревог. Ответы объединяют в группы по видам страхов. Если получилось три «да» из пяти, значит, этот испуг имеется.

Хочется отметить, что лечение ребёнка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьёй и стойко поддерживаются ею.

3. Классификация страхов.

Детские тревоги обычно не связаны с какой-либо реальной угрозой, это часто отображение полученной информации, которую вольно или невольно дают малышу взрослые.

Основные страхи делятся на три группы:

  • ситуационные — полученные на собственном опыте (злая собака, врач, сделавший больно);
  • внушённые — часто результат опеки взрослых (будешь реветь — отдам чужому дяде, не лезь — упадёшь, разговоры при ребёнке о том, как всё плохо);
  • фантазийные — как следствие прочитанных сказок, услышанных историй или просмотренных мультиков (боязнь темноты, теней, чудовищ под кроватью).

Каждому детскому возрасту присущи свои переживания.

Возрастные отличия

Совсем крошечные младенцы очень связаны с мамой, они боятся остаться без неё, опасаются чужих людей, громких звуков, новой обстановки — это естественно. Дальше ребята растут, развиваются, социализируются, их страхи тоже меняются.

1–3 ГОДА

В этом возрасте дети начинают ходить, говорить, понимать, что кроме семьи есть ещё много других людей. Остаётся сильная связь с мамой. Малыши боятся разлуки с близкими, им передаётся мамино настроение, вероятно появление ночных страхов.

4–7 ЛЕТ

Эмоциональная составляющая жизни ребёнка увеличивается, развивается воображение, может часто меняться настроение. Дети обычно посещают детский сад, у них появляются друзья и подружки. Они начинают делить людей на хороших и плохих и бояться последних. Ребёнок в 4–7 лет опасается одиночества, болезней, смерти, наказания, замкнутого пространства, темноты. Персонажи сказок или детских фильмов ассоциируются у него с реальными людьми, малыш может начать их бояться.

Очень важна в преодолении страхов любовь родителей и спокойная доброжелательная обстановка в семье. Следует не ругать маленького ребёнка, не травмировать угрозами и криками, а объяснять ему непонятные вещи, показывать, что окружающий мир не такой страшный.

Напряжённая обстановка в семье может стать причиной детских страхов, а спокойная атмосфера, наоборот, помогает преодолевать тревоги

7–10 ЛЕТ

Ребёнок вовсю живёт в социуме. Он много общается с товарищами, учителями. Появляются школьные страхи: боязнь ошибки, плохой оценки, опоздания, быть не таким как все. Продолжает оставаться боязнь болезни или смерти близких. Он опасается катаклизмов (пожаров, наводнений, ураганов), физического насилия.

Большую роль у старших детей играет собственная самооценка. Родители должны помогать ей оставаться высокой, поддерживать своё дитя. Каждый ребёнок для родных ему людей самый хороший, красивый и умный.

4. Методы коррекции и способы преодоления детских страхов

Дети чувствительны, впечатлительны, восприимчивы, ранимы. Многие их опасения возникают в определённом возрасте, имеют временный характер и проходят. Коррекция — это оказание психологической помощи ребёнку. Малыши редко могут чётко сформулировать, что их пугает, поэтому для того, чтобы выяснить причину и принести пользу, существует множество разработанных психологами методов и стратегий преодоления страхов.

АРТ-ТЕРАПИЯ — это эффективное лечение при помощи совместного с детьми творчества, где очень важен процесс. Она имеет разные варианты:

ИЗОТЕРАПИЯ

Включает в себя любое рисование (красками, карандашами, мелом, пальцами), изображения на песке, лепку из пластилина или глины. Дети любят это делать, у них такой способ самовыражения и осмысления.

Изотерапия как способ коррекции детских страхов

Рисование своих страхов поможет от них избавится

Предложить ребёнку нарисовать или слепить из пластилина свой страх. Далее с этим злодеем можно делать всё что угодно: порвать или сломать и выбросить. Или превратить его в смешного, жалкого и нестрашного. При этом можно включить классическую музыку, это снимет психоэмоциональное напряжение и позволит достать из подсознания пугающие образы. Такие занятия-игры интересны, долго не надоедают и не утомляют, не требуют больших затрат.

БИБЛИОТЕРАПИЯ И ИМАГОТЕРАПИЯ (ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ, ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ)

Перевоплощения при помощи костюмов помогут ребёнку проассоциировать себя со смелым героем, который ничего не боится. Можно инсценировать рассказы, стихи, сказки. Вместе с ребёнком прочитать или придумать историю о страшном существе и предложить малышу закончить её смешно и весело.

ИГРОТЕРАПИЯ

Игры с детьми являются профилактикой детских страхов, помогают выявить и скорректировать боязнь, помочь её преодолеть. Дома можно поиграть в обыкновенные «прятки». Сначала оговорить места, куда нельзя прятаться. Затем ребёнок закрывает глаза, а мама или папа где-нибудь затаиваются, и наоборот. Делать это можно сначала днём, а потом почти во тьме, включив маленький ночник. Это игра для преодоления страха темноты, замкнутого пространства, одиночества.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Играя в песочнице, дошкольник может при помощи формочек и фигурок воссоздать волнующую ситуацию и изменить её так, как бы ему хотелось. Кроме этого, песок «заземляет» отрицательные эмоции.

Песочная терапия поможет прогнать страхи

СКАЗКОТЕРАПИЯ. Отличное средство, чтобы помочь ребёнку победить свои страхи, стать увереннее и самостоятельнее. Это именно то, что более всего понятно малышу. Мама его не учит, не читает нотаций, не ругает, а просто рассказывает. Сказок существует миллион, на все случаи жизни. Нужно только выбрать правильную.

Аффирмации— это короткая фраза, словесная формула, регулярное повторение которой закрепляет в сознании требуемый образ или установку. Дети любят своих родителей и подражают им. Поведение и высказывания родных могут расширить кругозор маленького человека, избавить его от страхов или, наоборот, внушить беспокойство. Аффирмации для детей должны быть просты и понятны. Чтобы получить пользу, нужно на своём примере показать ребёнку, как их произносить: радостно, с энтузиазмом, улыбкой и в настоящем времени. Это своего рода игра в волшебные заклинания. Например:

  • У меня всё получается.
  • Я хорошо (учусь, рисую, понимаю).
  • Я могу сделать это.
  • Я хороший друг (подруга).
  • Я ощущаю спокойствие.

Родители сами могут придумать стимулирующие ребёнка аффирмации. Произносить их лучше перед сном, чтобы закончить день положительными эмоциями.

Медитации

Медитация — это психологическое упражнение, умственное действие, приводящее психику человека в состояние сосредоточенности, сопровождающееся отрешённостью, отсутствием эмоций и телесной расслабленностью. С их помощью можно научить ребят старше 5 лет снимать напряжение, развивать саморегуляцию, избавляться от страхов. Медитации с детьми должен проводить взрослый, хорошо понимающий и умеющий это делать.

Советы и рекомендации психологов

Будьте внимательны к своему ребенку. Многие детские страхи можно предотвратить, чтобы в будущем малыш не сталкивался с более серьезными проблемами.

  • Никогда не насмехайтесь с того, чего малыш боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема. Исключите фразы типа: «Ты такой большой — и боишься?». Это не уберёт испуг, а ребёнок может замкнуться в себе.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
  • Обязательно уделяйте малышу время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе кроха будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
  • Разрешите ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
  • Дайте малышу возможность общаться со сверстниками, не ограничивайте его в этом.

Помните, что страхи возникают очень быстро, но вот борьба с ними займет немало времени и сил. Часто возникают ситуации, когда возникновение боязни можно было избежать, если бы родители знали как повести себя в определенной ситуации.

Если вы все же заметили, что ребенок испытывает страх, обратитесь к специалисту незамедлительно и вскоре ваш малыш избавиться от детского страха.

6. Список полезной литературы

Детские фобии изучали и продолжают это делать многие педагоги и психологи. Вот небольшой список полезных книг на эту тему:

  • Анна Быкова «10 стратегий преодоления детских страхов». Автор — педагог, практикующий психолог. Предлагает конкретные примеры избавления от страхов при помощи арт-терапии.
  • Гизела Эберлейн «Страхи здоровых детей». Автор — австрийский доктор медицины. Освещает способы лечения и профилактики различных боязней у детей, которые приводят к нервозности, нарушениям сна, снижению внимания.
  • Ольга Никольская «Детские страхи». Автор — доктор психологических наук. Обучает самостоятельному преодолению страха, осторожно стимулируя влечения ребёнка, развивая механизм психодрамы.
  • Юлия Кочетова «Психологическая коррекция детских страхов». Автор — кандидат психологических наук. Рассматривает разные приёмы работы с детскими страхами, в том числе арт-терапию, поведенческую психотерапию, способы самоконтроля.
  • Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей». Автор — доктор психологических наук, кандидат медицинских наук. Книга для психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять насущные проблемы развития детей.
  • Наталья Чуб «Азбука храбрости». Автор — детский писатель и психолог. Детская книга, которая поможет малышу избавиться от обычных детских страхов, сказкотерапия.
  • Зигмунд Фрейд «Психоанализ детских страхов». Автор — австрийский психолог и психиатр. Исследует реальные и невротические страхи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей на тему:"Детские страхи"

Памятка  для  родителей  содержит  рекомендации  по избавлению  детей  от   лишней  боязливости....

Консультация для родителей На тему: Детские страхи

Данная консультация поможет вам подчеркнуть новые знания в области детских страхов...

Консультация на тему: "Детские страхи в возрасте от 3-х до 5 лет"

В возрасте от 3 до 5 лет у ребенка активно продолжается эмоциональное развитие.В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание!...

Презентация на тему "Детские страхи"

Презентация на тему: "Детские страхи"...

Работа с родителями. Тема: Детские страхи!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.«Детский сад № 101»г. ТаганрогРабота с родителями. Тема: Детские страхи!               ...

Тема: «Детские страхи и способы их коррекции»

Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей....

Статья на тему: "Детские страхи"

Детские страхи...что это такое и откуда они берутся? Почему один ребенок боится, а другой нет?...