Консультация "Технологии Никитина"
консультация (средняя группа)

Кузьмина Оксана Павловна

Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_nikitina.odt40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии Никитина

(Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей.)

Биография

Борис Павлович Никитин. Родился 21 января 1916 года в станицеСуворовская Ставропольского края, сын военного фельдшера по трудовой книжке у Б.П. более десяти профессий.

С 40-50-х годов очень серьезно увлекается идеями А.С. Макаренко. 10 декабря 1957 года, на педагогической конференции в Москве Б.П. встречается с Леной Литвиновой.

Лена Алексеевна Литвинова родилась 31 января 1930 года в подмосковном поселке Болшево под Москвой (ныне г. Королев).

В 1959 году у молодой семьи родился старший сын Алексей. С первых же дней его жизниБ.П. начинает вести дневник наблюдений, куда заносит параметры физического развития, результаты медицинских осмотров, психологические наблюдения.

1960 год – рождается сын Антон, 1962 год – дочь Ольга. Для каждого заводится свой дневник.

Оба продолжали работать по очереди (Борис – утром, Лена – вечером). Опыта обращения с новорожденными у обоих не было. Няню нанимать и в голову не приходило, так оба были потрясены «Чудом, имя которому – Мой Ребенок» (цитата из книги «Мы и наши дети»). Помогать тоже было особенно некому – все родные работали. Действовали по интуиции, внимательно следя за реакциями малышей, радуясь своим открытиям.

Отличный спортсмен и опытный тренер, Б.П. сразу начал обращаться с малышами, как бы тренируя их. Так в доме появились турнички, кольца и другие спортивные снаряды. «Закаливание» и для родителей, и для детей не внедрялось специально, а было образом жизни – вся семья с удовольствием ходила босиком и в легкой одежде. А наблюдение, как легко и быстро учатся всему малыши, привело к появлению кубиков с буквами, географических карт на стенах, доступности настоящих инструментов и т.д. Борис и Лена пытались соответствовать скорости постижения ребенком окружающего мира и организовывали домашнее пространство таким образом, чтобы, без малейшего насилия, максимально помочь ему в этом. Результаты вдохновляли: дети на порядок меньше болели и быстро развивались в интеллектуальном отношении. (В семье не специально создавалась «спартанская» обстановка – просто семья жила на очень скромные средства,  считая это вполне нормальным).

В 1964 году родилась Анна, в 1966 – Юлия, в 1969 – Иван, в 1971 – Любовь.

О каждом родители по-прежнему ведут подробнейшие дневники наблюдений. Все выводы о крепком детском здоровье и возможностях быстрого и разностороннего развития детей до школы подтверждаются и дополняются в жизни, не только собственно семьи Никитиных, но и многих, кто начинает следовать их примеру.

С середины 60-х годов Никитиных начали приглашать выступать перед родителями, учителями, врачами. Устанавливаются тесные и теплые контакты со многими учеными, педагогами, медиками, которые находят возможность приехать в дом Никитиных. Пресса все чаще пишет о семье. Имеют успех и первые авторские публикации. С помощью друзей в 1969 году в сборнике научных работ Новосибирского Академгородка была опубликована «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» Б.П. Никитина.

Игры Никитиных

И сегодня это хороший вариант проводить время вместе с детьми, развивая их память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности, а также проверяя то же самое у родителей :). Более того: используя идеи и опыт Б.П., многие папы и мамы смогут и сами придумать новую «развивающую игру» именно для своего малыша - исходя из его особенностей, склонностей и интересов.

Подробнее о сути игр лучше всего, на наш взгляд, рассказал автор, Б.П. Никитин, в своей книге "Интеллектуальные игры"

СЛОЖИ УЗОР (СУ)

УНИКУБ (У)

КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ (КВ)

 КИРПИЧИКИ (К)

ДРОБИ (Д)

СЛОЖИ КВАДРАТ  (СК)

РАМКИ МОНТЕССОРИ

ВНИМАНИЕ (В)

ТАБЛИЦА СОТНИ

ТАБЛИЦА ПИФАГОРА

ЧАСЫ (Ч)

ТЕРМОМЕТР

ТОЧЕЧКИ

УЗЕЛКИ

КОНСТРУКТОР

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НИКИТИНЫХ

В книге «Развивающие игры» Никитиных выделяют 14 основных правил организации игр, технология развивающих игр Никитина:

  1. Каждая игра должна приносить исключительно радость, как малышу, так и его родителям. Успех ребёнка, является общим достижением, которому необходимо радоваться, ведь это окрыляет малыша, становясь залогом для будущих успехов.
  2. Нельзя заставлять ребёнка играть, но нужно заинтересовывать. Нельзя допускать пресыщения игрой. Категорически нельзя критиковать и обижать малыша во время игры.
  3. Развивающие игры, прежде всего, являются творческими, поэтому ребёнок должен выполнять все задания самостоятельно. Никаких подсказок не должно быть, малышу необходимо научиться думать самостоятельно, принимать собственные решения, ошибаться и находить верное решение. Постепенно ребёнок будет справляться с более трудными заданиями, развивая свои творческие способности.
  4. Прежде чем дать задание ребёнку, необходимо выполнить его самостоятельно, чтобы ощутить его сложность. Желательно записать время, за которое задание было выполнено и попробовать выполнить его быстрее.
  5. Начинать нужно с довольно простых задач, или с лёгких частей более сложного задания. Обязательным условием является успех в самом начале.
  6.  Даже если ребёнок не справляется с заданием, не нужно подсказывать, делать всё за него и, тем более, ругать его. Дело не в том, что ребёнок не хочет думать, дело в том, что родители переоценили его уровень развития на данный момент. Поэтому, необходимо прерваться на несколько дней, а затем начать с задач попроще. Идеальный вариант, когда малыш сам выбирает задание.
  7. Порядок игр определяется родителями, однако, Никитин рекомендует начать с заданий «Рамки и вкладыши Монтессори» и «Сложи узор». В этих играх малыш должен различить форму, цвет, а задача родителей, наблюдать за ребёнком и фиксировать его успехи в дневник.
  8. Дети быстро остывают к играм, но через некоторое время интерес вновь появляется, поэтому, как только ребёнку стала скучна та или иная игра, стоит отложить её на пару месяцев, а затем, аккуратно напомнить о ней, сделав так, будто малыш сам вспомнил об игре.
  9. Игры должны стоять на видном, но не доступном для малыша месте. Если развивающие игры окажутся вместе с другими игрушками, ребёнок потеряет к ним всякий интерес.
  10. Играя с малышами до 3 лет, можно оживить процесс какой-нибудь сказкой, придумать совместно с ребёнком имена для моделей, узоров, рисунков и т. д.
  11. Если ребёнок не проявляет интереса к той или иной игре, есть две основные причины для этого. Либо у малыша не развиты необходимые для конкретного задания качества, либо, родители отбили у него желание играть, заставляя играть или критикуя. Детей необходимо хвалить за успехи и подбадривать в случае неудач.
  12. Если ребёнок захочет подвигаться, нельзя запрещать ему этого. Это ведь игра и проходить она должна в непринуждённой обстановке. Если ребёнок почувствует принуждение, он расхочет играть раз и навсегда.
  13. После того, как все готовые задания по складыванию моделей или узоров выполнены, нужно начинать придумывать собственные задания.
  14. Соревнуйтесь с детьми по скорости выполнения заданий, разумеется, подыгрывая малышам.

Никитиным были разработаны игры как для самых маленьких детишек, так и для подростков. В итоге обучение происходит в непринуждённой обстановке игры, где ребёнок сам выбирает сферу своей деятельности.Развивающие игры Никитиных стимулируют развитие творческих способностей. Задания-ступеньки игр, создают такие условия, при которых опережается развитие способностей. Когда ребёнок самостоятельно решает всё более сложные задачи, развитие происходит наиболее успешно. Игры Никитиных очень разнообразны и создают атмосферу свободного творчества. Также игры Никитиных полезны для родителей, которые постепенно учатся доверять своим делать принятие решений и не делать за них то, что они способны делать самостоятельно.