Статья "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду"
статья

Кушматова Лолита Александровна

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

Кушматова Лолита Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории

МДОУ №55 «Полянка» г. Нерюнгри

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

Сухомлинский В.А.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Малыши хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь, снег, град?», «Почему рыбы плавают, а птицы летают?» и т.д. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

Одним из таких видов деятельности, где ребенок может самостоятельно познать мир является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы ДОУ. 

Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, коммуникативность, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Что же такое опытно – экспериментальная деятельность? Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации. Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы. Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

1. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

3. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Для реализации всего объема работы в ДОУ необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Возможно так же оборудовать экологическую лабораторию, где будут представлены различные материалы для исследования.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью использую следующие формы взаимодействия с родителями:

- анкетирование родителей;

-привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования;

- оформление наглядной информации в родительском уголке (консультации «Юные исследователи», памятки «Проведите с детьми дома», рекомендации по созданию уголка экспериментирования дома»;

- тематические родительские собрания;

- открытые мероприятия для родителей;

- экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях;

Анализ структуры познавательно-исследовательского

занятия с детьми 5-6 лет.

В ходе совместной деятельности дети опытным путем знакомятся со свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, шуршать, мочить, с назначением бумаги в повседневной жизни). В процессе деятельности дети знакомятся с историей бумаги, с разновидностями профессии «художник». У детей совершенствуется диалогическая речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Предварительная работа к познавательно – исследовательскому занятию проходила через:

- познавательные беседы «Как создается бумага», «Что можно сделать из бумаги», «Чтоб деревья нам спасти, ты бумагу береги!», «Как пользоваться салфеткой»;

- изготовление поделок из бумаги совместно с родителями «Дед Мороз и Снегурочка», «Картонная кормушка из коробочек», «Книжка для малышки»;

- рассматривание и чтение познавательных сказок «Сказка о бумажном листочке», «Бумажная сказка о храбром солдате»;

- опыт «Изготовление бумаги», где поэтапно делали бумагу.

Были использованы следующие материалы и оборудование:

- образцы бумаги разного назначения и вида;

- таз с водой, бумажные цветы;

- продукт предварительного опыта (образец самодельной бумаги);

- карточки – схемы: «Волшебный компьютер», восклицательный знак, глаз, ухо, нос, рука,

- фантики в коробке, карандаши, фломастеры, восковые мелки,

- "Секретное письмо" написанное с помощью свечки.

Занятие начинается с организационного момента – появление воспитателя в образе мультипликационного героя «Профессор Чудаков», образ которого был ранее предложен детьми.

Анализ этапов основной части занятия

Знакомство с объектом исследования.

На выставке в лаборатории представлен объект, который дети изучают в процессе совместной деятельности. В данной части использовала следующие методы и приемы: активизация самостоятельного мышления, отгадывание загадок, вопросы, объяснения.

Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей

Методы и приемы: рассматривание и анализ различных образцов бумаги разной формы, цвета и запаха, карточки – схемы по технологии ТРИЗ («Нос - «Имеет ли объект запах», глаз – «Что мы можем увидеть у объекта», уточняющие вопросы, объяснение).

Организация динамической паузы «Мы фантики бумажные»

Проведение опыта №1 «Издает ли звук бумага», «Что мы узнаем, потрогав объект». Цель: подвести детей к пониманию того, что бумага может издавать звук, может быть разной толщины.

Методы и приемы: сравнение разных видов бумаги, эксперимент с бумагой (шуршит, рвется, издавая звук).

Игра «Бывает – не бывает» (элементы технологии ТРИЗ)

Дети встают в круг. Профессор называет предмет с прилагательным «бумажный». Дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Проведение опыта №2 «Можно ли рисовать на бумаге, которую сделали сами?». Цель: подвести детей к пониманию того, что бумагу можно изготовить самим и опытным путем проверить свои предположения.

Методы и приемы: опора на предварительный опыт, вопросы к детям, эксперимент с бумагой, анализ полученного результата, объяснение нового материала с опорой на наглядность.

Проведение опыта №3 «Вода и бумага». Цель: формировать у детей представления о том, что все бумажные предметы портятся от встречи с водой, т. к. бумага – материал не прочный. Методы и приемы: эксперимент с бумагой, наблюдение.

Психологическое упражнение «Любящее сердце» Цель: способствовать установлению тесного эмоционального контакта с детьми через сюрпризный момент (фокус «Секретное письмо»).

Анализ заключительной части

Вывод: Дети совместно с педагогом делают вывод об изучаемом объекте с опорой на «Волшебный компьютер», в котором представлен иллюстративный ряд.

Таким образом, проведенная работа благотворно отразилась на познавательном развитии детей:

- дети выделяют основные признаки предмета, составлять рассказы об объектах из 3-4 предложений, «читать» простейшие знаки - символы;

- овладели простейшими навыки обследования объектов с помощью анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание);

- умеют обращаться к различным источникам информации: компьютер, книга, телевизор, специалист;

- устанавливают элементарные причинно – следственные связи между предметами, событиями и явлениями и делают умозаключения;

- высказывания детей стали более чёткими, связными и последовательными;

- повысился интерес детей к совместной образовательной деятельности по познавательному развитию.

Подведем итоги. Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.

Литература:

1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.

2. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.
3. Чемоданова М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С.970-972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.

Кружок "Хочу всё знать". Презентация....

Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".

Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

     К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потреб...

Экспериментальная деятельность в детском саду "Опыты с водой и льдом"

Экспериментальная деятельность в детском саду "Опыты с водой и льдом"...

памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"

Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...