План по самообразованию воспитателя
статья (подготовительная группа)

Самообразование — это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности.

Самообразование — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx676.35 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №1 «Росинка»

города Козьмодемьянск республики Марий Эл

План работы по самообразованию

«Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

http://ds5ishim.ru/sites/default/files/mmm.png

Составила: воспитатель

1 квалификационной категории

Зиновьева Е. Е.

Козьмодемьянск 2019г

В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется, трах-бабах !
И нет его!

http://6liski.detkin-club.ru/images/custom_4/c94a0a3c3a11b076e0853c7dff33afce_5c17a9dde4f2b.jpg

Эти строки из замечательной песни Г.Остера как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 5-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-

исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:

  • создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;

  • объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

  • развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

  • развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

  • Подбор и

Сентябрь

1.

Дыбина О.В.

Изучение методики,

изучение

Неизведанное рядом:

технологии по

методической

занимательные опыты

познавательно-

литературы

и эксперименты для

исследовательской

дошкольников. М.,

деятельности для

2005.

развития

2.Костюченко М.П.,

Деятельность дошкольников в детской

экспериментальной лаборатории.

Программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов.

Издадельство «Учитель»

Волгоград

собственного

познавательного

3.ВостроухинаТ.В., Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. Издательство «ТЦ Сфера»

 

4.Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г

5.

Бондаренко Т.М.

экологические занятия

для детей 5-6 лет.

Практическое пособие

для воспитателей и

методистов ДОУ.

Т.Ц.Учитель. Воронеж,

2002

  Работа с детьми

Сентябрь

Мониторинг по

Выявление у детей

образовательной области

уровня овладения

«Познавательное развитие»

необходимых

навыков и умений

по разделу

экспериментировани

я

Сентябрь

Эксперименты с камнями

Сформировать

представление детей

о некоторых

свойствах камней

Октябрь

Путешествие за секретами

Обобщение и

здоровья

закрепление

представлений детей

о здоровье, здоровом

питании, витаминах

и полезных

продуктах

Ноябрь

Наблюдение, исследование

Закрепление знаний

свойств воды во время режимных

детей о свойствах

моментов, в игровой

воды. Формирование

деятельности, в повседневно-

у детей потребности

бытовых ситуациях, в

к сохранению воды

исследовательской деятельности.

Ноябрь

Изучение свойств воздуха в

Развитие

повседневных бытовых

исследовательской

ситуациях, в игровой

деятельности

деятельности, в

дошкольников в ходе

исследовательской деятельности.

совместной

практической

деятельности с

воспитателем

Декабрь

Изучение свойств магнита в

Повышение

самостоятельной деятельности,

познавательной

во время коллективных занятий,

активности детей,

опытно-экспериментальной

интереса к

 деятельности.

предметам

окружающего мира

Декабрь

Познавательное занятие

Путём практического

«Льдинка и снежинка»

исследования

(рассматривание

снежинок и льдинок

через лупу,

изготовление и цветных

льдинок) побуждать

детей делать выводы.

Умение называть

сходства и различия

снега и льда, делать

выводы и

умозаключения

Январь

Проект «О чем поспорили Кока-

Презентация детского

кола и Вода?»

исследовательского

проекта «О чем

поспорили Кока-кола и

Вода»; фотоальбом с

результатами опытно-

экспериментальной

деятельности по

проекту

Февраль

Викторина «Моя малая Родина»

Закрепление знаний о

Республике Марий Эл,

знаменитых людях,

развитие интереса к

исследованиям

исторических данных

Март

Игра-путешествие в страну

Формирование

«Витаминия»

представлений детей о

здоровье, как одном из

главных ценностей

человеческой жизни,

закрепление знаний

детей о пользе

витаминов, оформление

«Витаминного» уголка

в группе

Апрель

Интегрированное занятие

Расширение знаний

«Сахарно морожено на блюдечко

детей о мороженом,

положено»

оформление выставки

поделок детей

Май

Познавательный проект «Чудо

Обобщение знаний

пуговка»

детей о пуговицах в

процессе

познавательно-

исследовательской

деятельности, выставка

поделок детей из

пуговиц

Работа с

Сентябрь

Ознакомление родителей с

Знакомство родителей с

родителями

работой дошкольного учреждения

условиями,

и задачами по познавательному

содержанием, методами

развитию

воспитания по

познавательному

развитию

Сентябрь

Привлечение родителей к

Дооформление Центра

пополнению Центра «Познание и

экспериментирование

Октябрь

Консультация для родителей на

Папка-передвижка

тему «Организация детского

«Эксперименты на

экспериментирования в

кухне

домашних условиях».

Ноябрь

Изготовление пособий для

Набор пособий для

проведения опытов с воздухом

опытов с воздухом

Декабрь

Участие родителей в оформлении

Участие в конкурсе

прогулочной площадки

«Снежный городок»

Январь

Открытый показ образовательной

Презентация детского

деятельности «О чем поспорили

исследовательского

Кока-кола и Вода?»

проекта «О чем

поспорили Кока-кола и

Вода?»

Февраль

Консультация для родителей

Информационный лист

«Техника безопасности при

«Правила безопасности

проведении опытов на кухне»

при проведении опытов

на кухне»

Март

Оказание помощи родителей для

Оформление

организации игры-путешествия в

«Витаминного» уголка

страну «Витаминия»

в группе

Апрель

Распечатка фотографий с

Фотоальбом «Юные

экспериментальной деятельности

исследователи»

для оформления альбома

Самореализаци

Сентябрь-

Подбор и изучение литературы

Картотека опытов и

я

май

для создания картотеки опытов и

экспериментов для

экспериментов для детей

детей 5-7 лет

старшего дошкольного возраста

Октябрь

Консультация для родителей на

Папка-передвижка

тему «Организация детского

«Эксперименты на

экспериментирования в

кухне

домашних условиях».

Февраль

Консультация для родителей

Информационный лист

«Техника безопасности при

«Правила безопасности

проведении опытов на кухне

при проведении опытов

на кухне»

Март

Методическая разработка

Выступление на

«Значение поисково-

семинаре. Публикация в

исследовательской деятельности

социальной сети для

в развитии ребенка».

педагогов

Ноябрь-май

Фотоотчеты о реализации

Публикации в

проектов по исследовательской

социальных сетях для

деятельности

педагогов и на сайте

МАДОУ

Май

Отчет о проделанной работе по

Выступление на

теме самообразования с

педсовете

подготовкой презентации

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Вывод:

 

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно..

Самостоятельноформулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам .Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей.

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи .

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

На начало года: Детей с высоким уровнем знаний-2, это 8%

                                          со средним уровнем знаний-8, это 33%

                                           с низким уровнем знаний-14, это 59%

Вывод:

На основании обследования и наблюдения воспитателя за степенью овладения экспериментальной деятельностью показали, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью.

Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.

  1. Ожидаемые результаты

  1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  4. Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  5. Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  6. Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  7. Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  8. Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год

План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....