Детская агрессия и что с ней делать?
статья (средняя группа)

Мещерякова Юлия Юрьевна

Воспитателю и родителям приходится в своей практике взаимодействия с детьми сталкиваться с проблемой детской агрессии. Что такое агрессия, как может проявляться, и что с ней делать рассмотрим в этой статье.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия и что с ней делать?

Вопрос детской агрессии часто волнует родителей.

Для начала давайте разберемся, что такое агрессия, как она проявляется, какой бывает. И наконец, посмотрим, какие рекомендации психологов существуют на сегодняшний день.

Агрессия – это поведение, причиняющее ущерб.  

Агрессия может быть  физической (избиение, ранение) и словесной (оскорбление, клевета, отказ от общения).

Ребенок, находясь в детском саду, может проявлять агрессию по отношению к детям, воспитателям, родителям, к себе, ко внешним объектам (разрушение предметов, порча имущества).

Адаптация к режиму в детском саду может сопровождается драками, порчей игрушек, швырянием предметов, плачем, криком (открытым проявлением агрессии), неуступчивостью, упрямством, отказом от еды и игр, кусанием ногтей (пассивное проявление). 

Пики агрессии соответствуют возрастным кризисам в 3–4 года, 6–7 лет и 14–15 лет.
Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то  в подростковом возрасте скорректировать их сложнее.

Что же делать?

Психологи и педагоги разработали специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.
1. Игнорирование незначительной агрессии.
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка так:

  • просто "не замечайте" агрессию ребёнка (подростка);
  • выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, тебе обидно";
  • переключайте внимание ребёнка на что-то, например, можно предложить поиграть;
  • позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

Внимание взрослого – необходимость для ребёнка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – хороший способ изменения такого поведения.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.
В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

  • "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатируем факт);
    "Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
  • "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
  • "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам);
  • "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора).

Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

  • 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
    Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

    Постарайтесь:
  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
  • не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
  • не оценивать личность ребёнка или его друзей;
  • не использовать физическую силу, не угрожать;
  • не читать нотации, проповеди;
  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;
  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.
  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
  • тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
  • внушайте спокойствие жестами, мимикой;
  • шутите;
  • не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";

Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.
Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

  • позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
  • предложите ребёнку договор со взаимными уступками;
  • "Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка).

Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.


Игры и упражнения для детей, склонных к агрессивному поведению

ИГРА "КЛЯКСЫ"

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.
Оборудование: чистые листы бумаги, краска.

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".
Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.
Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)

ИГРА "ПОВТОРИ ЗА МНОЙ"

Цель: снять у детей усталость, агрессию.
Оборудование: карандаши.


Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.

ИГРА "РУБКА ДРОВ"

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2–3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.
Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.

ИГРА "ТУХ-ТИБИ-ДУХ"

Цель: снять у детей негативные эмоции.

Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: "Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует".


ИГРА "РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ"

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции.
Оборудование: старые газеты.

Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.

Хорошего настроения вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессия Что такое агрессия?

Как агрессивность проявляется у детей?-             Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены ...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Детская агрессияЧто такое агрессия?...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленноена причинение вреда кому-либо....

Детская агрессия Что такое агрессия?

Материал для родителей....

Детская агрессия. Что такое агрессия?

АГРЕССИЯ-это физическое или вербальное(словесное)повединие,направленное на причинение кому-либо вреда.Как агрессивность проявляется удетей?Всегда ли это плохо?Причины детской агрессивности?Когда нужна...