«Кризис детей 3-4 лет»
статья (младшая группа)

Сорокина Наталья Валерьевна

Конец раннего возраста-трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого. Это новый виток развития, который  в научной литературе обозначается специальными терминами: возраст упрямства, кризис самостоятельности, кризис независимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_krizis_3-4_let_2ml.gr_.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Кризис  детей 3-4 лет»

    Сегодня мы поговорим о том, какие изменения произошли с нашими детьми, в период 3-4 лет. Конец раннего возраста-трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого. Это новый виток развития, который  в научной литературе обозначается специальными терминами: возраст упрямства, кризис самостоятельности, кризис независимости.

Посмотрим, что проявляется у ребёнка в кризесный период?

- проявление негативизма.

Проявляется как будто даже против воли самого ребёнка и часто в ущерб его собственным интересам. Суть негативизма заключается в том, что ребёнок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили.

Пр-р: папа просит утром Сашу обуться и заходить в группу. Возникает протест со стороны ребёнка, доходящий до истерики, а папа продолжает настаивать.

ЧЬЯ ЭМОЦИЯ ПОБЕДИТ? После ухода папы ребёнок видит, что взрослые не обращают на него внимание. Слёзы прекращаются, Саша обувается сам и заходит в группу. На следующий день   Всё входит в норму, но через некоторое время может повториться.

Ребёнок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям.

-проявление упрямства, которое отличается от настойчивости: ребёнок

добивается своего только потому, что он так захотел.

Пр-р: Соня долго и упорно отказывается  идти домой с мамой исключительно потому, что она не желает изменить своё решение.

-проявление строптивости  

Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу.

-своеволие: ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

Реже встречаются:

-бунт против окружающих

Ребёнок как будто находится в состоянии  жестокого конфликта со всеми

людьми, постоянно ссориться с ними, ведет  себя очень агрессивно.

-обесценивание ребенком личности близких.

Малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял, Резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, отказывается играть с ними.

А в семьях с единственным ребёнком  встречается:

-стремление к деспотическому подавлению окружающих.

Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики и слёзы.

Если в семье несколько детей, то проявляется в ревности, а иногда и в агрессии к младшему, требовании внимания к себе.

В это же время  мы можем  предсказать его характер со всеми добродетелями и пороками:-когда ребёнок учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла и сравнивать себя с другими, когда он хорошо усвоил, как надо правильно вести себя, и в то же время это не мешает ему хитрить и даже быть двуличным. Он не всегда наивно искренен и знает как надо выглядеть и  перед кем, умея говорить не то, что думает. А в нужных случаях-хранить и тайну, используя её потом в своих же интересах. У наших детей эмоции ярки, но неустойчивы. Все чувства безграничны, и они в нихцеликом. Радость, то обычно с головы до пят, когда печаль, то… безутешно, когда боится так каждой клеточкой своего тела. Детям неведомо понятие золотой середины. Малыш может оценить, кто в доме-главный, кто-второстепенный и кто какую выполняет роль. И если надо, то подыгрывает этой роли. Знает,  кому надо жаловаться на кого, кого третировать, кого игнорировать. Наш малыш уже может мыслить вслух, вступив в период «открытого мышления » о чём-то думая, он сам себе вслух задаёт вопросы и отвечает сам себе на них.Воп-росы: где? когда? откуда?-сменяются почему? День ото дня число вопросов нарастает, но важно не количество, а глубина их. По ней мы судим об уме ребёнка. Слушая меня проанализируйте умения каждый своего ребёнка.

Дети правильно пользуются карандашами и кистью. Начинают резать ножницами. Сами умываются и сухо вытирают руки и  лицо. В нашей группе большая проблема в самостоятельном одевании и складывании вещей в свой шкафчик на место. Обговаривайте и делайте это ежедневно дома. Чтобы стало привычкой. Ребята помогают взрослым в поддержании порядка. Са-

ми убирают книги и игрушки. Продолжайте формирование данной привычки дома Дети едят аккуратно сами и убирают посуду. Добавьте, что ещё могут наши   дети?

Из сказанного становится понятной основная стратегия поведения родителей.

Прежде всего взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребёнка к самому себе. Такие слова, как (неумеха),(растяпа)ранят самолюбие малыша. Скажите ему такую фразу(ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверен, что и этому ты научишься. Смотри как это делается, и попробуй ещё раз. Если хочешь, я тебе помогу. Не следует сравнивать неудачи с успехами других детей.(Эх ты, а вот Саша давно уже умеет это делать)подчёркивание неудачи на фоне достижений другого может вызвать неприязнь к сверстнику.

       При частом упрямстве не затевайте бесконечные споры. Старайтесь не драматизировать и смягчить конфликтные моменты юмором. Чем умнее и гибче взрослые. тем реже они жалуются на детское упрямство

Знайте, что ребёнок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у Вас-действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть можно. И если есть хоть малейшая возможность  «можно», ребенок добивается своего, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь на него за это. Лучше договоритесь о единых требованиях.  В то же время нельзя идти  на поводу любых желаний ребёнка.

Если вы позволите ему при помощи истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь. сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребёнок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймёт, что таким способом он ничего не добьётся. Так же в момент истерики увещевания или наказания ребёнка не дадут положительного результата. Ребёнок,находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание дополнят истерику.