«Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников»
статья (младшая группа)

Заводова Зульфия Рафиковна

Одной из программных задач организации жизни детей трех-четырех лет является развитие навыков совместной игры, то есть формирование умения «играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно играть вместе».
На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой, от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности. Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею.В основе работы по руководству играми детей четвертого года жизни остается идея «обучения игре». Но «обучение игре» должно идти так, чтобы в ней одновременно шло накопление знаний и положительных отношений детей к окружающей действительности.При таком подходе главное внимание в педагогическом процессе уделяется прежде всего обеспечению связей между обучением и игрой.Воспитатель, осуществляя выполнение программного материала по ознакомлению с окружающим, создает благоприятные условия для отражения этих связей в самостоятельной игровой деятельности.
В группах детей четвертого года жизни продолжается развитие сюжетно-ролевых игр, которые уже определились у детей к концу третьего года жизни. Это игры в «семью», «строителей», «шоферов», «врача», «детский сад». Наряду с этим знания детей четвертого года жизни об окружающей действительности дают возможность развивать новые сюжеты, например в «магазин», «моряков». наиболее близкой детям темой является игра в «семью». Дети четвертого года жизни как мальчики, так и девочки постоянно проявляют интерес к этим играм. Они любят переодевать, укладывать кукол в постель, кормить, катать их в коляске, носить на руках. Особенно детям нравится готовить куклам обеды. Они с удовольствием что-то помешивают в кастрюле, наливают в тарелки, чашки, кормят ложечкой своих «деток». Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки).  Заинтересованность воспитателя детскими играми способствует развитию игровых интересов у детей. Детям доставляет большое удовольствие совместная деятельность со взрослыми. Однако участие педагога в игре не должно быть длительным, иначе дети могут терять инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра может потерять большую часть своего воспитательного значения.
Одной из характерных игр для детей четвертого года жизни является игра в «детский сад». Знания детей позволяют развить эту игру на достаточно высоком уровне.
Педагогическое руководство развитием игры в «детский сад» также осуществляется через обыгрывание ряда ролей. В основу развития содержания игры положена система знаний о труде тех, кто воспитывает детей, ухаживает за ними в детском саду: няня, воспитатель, повар, врач, музыкальный работник.
Работу можно начать с повторной экскурсии по детскому саду. Внимание детей обращается на то, что в детском саду много групп и много детей. Всем детям в детском саду живется весело и интересно потому, что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, музыкальный воспитатель проводит с ними музыкальные занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними. Экскурсия может заканчиваться наблюдением за трудом няни или воспитателя первой младшей группы.
В конце года игровая деятельность детей характеризуется тем, что происходит слияние нескольких игровых сюжетов в единую интересную игру. Иногда именно игра «детский сад» становится тем центром, где соприкасаются различные играющие группировки.
Если воспитатель замечает, что у детей отсутствуют какие-то игровые умения, он личным примером влияет на детей. Например, дети кормят кукол, но делают это наспех, кое-как. Педагог берет на руки куклу и садится с «дочкой» - куклой к играющим детям, предварительно спросив разрешения. Он ласково разговаривает с куклой, проявляет заботу о ней. Тем самым показывает детям пример положительных взаимоотношений: «Подай, пожалуйста, хлебницу. Я пододвину к тебе салфетки, так будет тебе удобнее» и др.
Одно из существенных условий развития игр — усвоение правил поведения, среди которых можно выделить следующие:
1) играть дружно 
2) поддерживать в группе порядок 
3) беречь игрушки 

4) помогать товарищам
Педагог должен стремиться, чтобы каждое правило находило путь к сердцу детей, чтобы оно опиралось на естественное стремление ребенка быть хорошим, достойным похвалы и уважения взрослого.
Чтобы дети лучше усвоили правила поведения, целесообразно использовать игровые методы и приемы: игры-занятия, игры-беседы.
Руководить поведением детей в ходе игры нелегко. И если такое руководство исходит извне — «со стороны» или «как бы сверху», то оно не достигает цели. Педагогическое руководство в этот период должно осуществляться «изнутри» самой игры.
Методы и приемы педагогического воздействия должны быть прежде всего направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.
Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребёнка – детский сад №2 ”

Выступление на тему:

 «Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников»

(Семинар-практикум №2)

Подготовил:

                                                    Воспитатель

                                                                                 Заводова Зульфия Рафиковна

Саранск 2019

Одной из программных задач организации жизни детей трех-четырех лет является формирование умения «играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно играть вместе», то есть развитие навыков совместной игры.

На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой, от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности. Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею.

В основе работы по руководству играми детей четвертого года жизни остается идея «обучения игре». Но «обучение игре» должно идти так, чтобы в ней одновременно шло накопление знаний и положительных отношений детей к окружающей действительности, обогащение содержания самостоятельной деятельности и формирование детских взаимоотношений более высокого уровня. При таком подходе главное внимание в педагогическом процессе уделяется прежде всего обеспечению связей между обучением и игрой.

Воспитатель, осуществляя выполнение программного материала по ознакомлению с окружающим, создает благоприятные условия для отражения этих связей в самостоятельной игровой деятельности.

Анализируя наблюдения за игрой детей, можно сделать вывод о том, что в различные ее периоды (начало, ход и окончание) создаются различные предпосылки для установления взаимоотношений между ее участниками, а вместе с тем и определенные трудности в руководстве игрой. Так, в начале игры большое значение приобретают личные симпатии детей, опыт предыдущего общения, те положительные эмоции, которые ребенок испытывал от совместной игры, желание играть вместе,. В этот период игры дети устанавливают взаимоотношения по поводу выбора темы, партнера, распределения ролей, материала, составления элементарного плана, выбора действий, места для игры.

Самые большие возможности для установления контактов между детьми несет в себе начало игры. В этот период дети более доброжелательны, охотнее, чем в ходе ее, принимают желающих в ней участвовать. Конфликтные ситуации могут возникать и на этом этапе, причем основным мотивом конфликтов обычно является желание получить более интересную, роль, игрушку. Если количество известных детям ролей достаточно, конфликты между ними возникают значительно реже. Если же запас их ограничен, то это часто ведет к ссорам. Игры младших дошкольников нередко прерываются именно на первом, начальном этапе ее развития, так как дети еще не обладают достаточным социальным опытом, умением договариваться, распределять роли и пр. В связи с этим много времени уходит на подготовку к игре, на «сговор». Если принять во внимание, что в режиме дня очень много непродолжительных моментов игры (до утренней гимнастики 20—25 мин; после завтрака до занятия — 15—20 мин; между занятиями — 10 мин), то становится очевидным, как важно, чтобы дети использовали это время действительно на интересные игры. «

Подготовка к игре начинается с составления воспитателем тематических планов. Характерные игры для каждого возраста определены в «Программе и методических рекомендациях воспитания детей в дошкольном учреждении».

В группах детей четвертого года жизни продолжается развитие сюжетно-ролевых игр, которые уже определились у детей к концу третьего года жизни. Это игры в «семью», «строителей», «шоферов», «врача», «детский сад». Наряду с этим знания детей четвертого года жизни об окружающей действительности дают возможность развивать новые сюжеты, например в «магазин», «моряков». наиболее близкой детям темой является игра в «семью». Дети четвертого года жизни как мальчики, так и девочки постоянно проявляют интерес к этим играм. Они любят переодевать, укладывать кукол в постель, кормить, катать их в коляске, носить на руках. Особенно детям нравится готовить куклам обеды. Они с удовольствием что-то помешивают в кастрюле, наливают в тарелки, чашки, кормят ложечкой своих «деток».

Исходя из требований программы и учитывая интересы детей к играм с куклами, воспитатели в сентябре—октябре при планировании работы могут уделить внимание развитию игр в «семью “Перспективный план реализуется не сразу, а постепенно, на протяжении всего учебного года, с промежутками иногда в два-три месяца. Однако, чтобы пробудить интерес к данной игре и обеспечить более высокий уровень ее содержания, значительная часть программного материала может быть выполнена в относительно короткий отрезок времени, на протяжении 8—10 дней. Разработав тематический план, воспитатели комплектуют игровой уголок соответствующими игрушками. В начале года их не должно быть много: несколько наборов строительного материала, игрушки, отображающие транспорт, игрушки-животные. Минимум игрушек позволит воспитателю сконцентрировать внимание детей на игре, руководимой педагогом, в данном случае на игре в «семью».

Постепенно, по мере обогащения детей знаниями, вносятся новые игрушки, изготавливаются атрибуты. Воспитатель должен стремиться сделать каждый день для ребенка радостным. А радость эта у малышей связана с появлением и обыгрыванием новых игрушек.

Особенно важное место среди всех игрушек занимает кукла. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно, все время поучая куклу. Это, в свою очередь, обучает и его самого.

Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки). Но в реальной жизни часто отсутствуют условия, позволяющие упражняться в проявлении чувств к малышам. И это, как показывает опыт, до некоторой степени компенсируется в играх с куклами.

Игра может начаться с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксанка. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать, играть».

Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату. Затем воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, нежно разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. После этого дети играют с куклой. Особое значение в этот период придается играм-занятиям. Многие из игр-занятий уже знакомы детям, они проводились с ними на третьем году жизни. Но в данный период внимание педагога должно быть направлено на воспитание нравственных чувств, положительных взаимоотношений. С этой целью проводятся игры-занятия: «Оксана проснулась», «День рождения Оксаны», «Купание куклы» и др. Эти игры могут быть организованы как во время занятий, так и вне занятий. Нередко детям трех-четырех лет принято рекомендовать поиграть вместе. Опыт показывает, что сначала надо научить ребенка играть самостоятельно, не мешая сверстнику, а потом переходить к совместной игре.

При организации игр должны быть также учтены взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с воспитателем строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами. На третий-четвертый день целенаправленного руководства этой игрой воспитатель может внести еще одну куклу — подружку Оксаны, куклу Катю. Она знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить. Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. Но и в эти дни близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. В последующие дни бывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?» Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности. «Мамы» поднимают «дочек» с постели, причесывают, умывают, ведут их в детский сад. В это время «воспитатель» готовится к приему детей: убирает в групповой комнате, накрывает на стол и т. д.

Чтобы углубить и развить интерес детей к этим играм, воспитатель организует дополнительное чтение художественной литературы вне занятий, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Педагог может предложить детям сюжет для игры: покормить куклу, уложить ее в постель. Желательно это сделать вечером, перед уходом детей домой. Если в это время дети начинают шумные игры, то воспитатель обращает их внимание на спящую куклу и говорит: «Дети, тише играйте, не разбудите Оксану. Пойдем пока рыбок покормим». Утром предлагает детям разбудить куклу, умыть, одеть, покормить ее. Такая логичность в организации игровой деятельности способствует становлению устойчивого интереса детей к продолжению игр, начатых накануне.

В этот период воспитатель помогает детям распределять роли, подсказывает ход игры, последовательность игровых действий. Все это повышает уровень игры. Когда воспитатель принимает непосредственное участие в детских играх, у него есть возможность общаться с каждым ребенком в отдельности, применять тот прием, который больше соответствует уровню его развития и индивидуальным особенностям.

Обычно, после двух-трех недель целенаправленного руководства играми в «семью», можно констатировать положительные изменения: игры становятся более содержательными, длительными (до 20 мин), нравственно направленными, дети выделяют больше ролей в них (мама, папа, бабушка, дедушка, дети, гости). Повышается культура игры: дети пытаются элементарно планировать ход игры, определяют место для игры, подбирают игрушки, оборудование.

Хотя игры данной темы бытуют у детей в течение всего четвертого года жизни и воспитатель продолжает работу по обогащению содержания их, тем не менее в октябре-ноябре больше внимания в педагогическом процессе уделяется развитию новой игры, например в «шоферов».

Программа воспитания ориентирует педагога на то, что детей этого возраста следует познакомить с характерными для данной местности средствами передвижения, видами машин, их назначением; с правилами поведения на участке и улице; в сюжетно-ролевых играх научить воспроизводить труд шофера.

Игры с машинами возникают по несколько раз в день. Как правило, это бывают индивидуальные игры, а совместные отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Дети катают машины, иногда перевозят в них что-то, ремонтируют их. Строят чаще всего гаражи для индивидуальных машин. В играх избирают только одну роль — шофера. Совершенно очевидно, что работу следует начинать с обогащения детского опыта, расширения кругозора, развития игровых интересов, формирования нравственных чувств и навыков самостоятельной деятельности. Для этого воспитателем составляется тематический план учебно-воспитательной работы, обуславливающий развитие игры в «шоферов».

Примерный план отражает связь игры в «шоферов» с различными занятиями, художественной деятельностью, строительными и подвижными играми. В плане предусматривается работа не только по обогащению детей знаниями для развития сюжета игры, но и их нравственному воспитанию, формированию взаимоотношений. Кроме того, знания, приобретаемые в системе, обеспечивают длительность игр, а следовательно, и длительность детских взаимоотношений.

Педагогическое руководство данной игрой можно начать с наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей обращается на разнообразие машин, на то, что перевозят машины, и т. д. После прогулки в беседе с детьми воспитатель может задать им следующие вопросы: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?

Сразу же после беседы воспитатель может предложить поиграть в «шоферов», взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками, тротуарами и проезжей частью. Мальчики-«шоферы» с различными машинами «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки-«мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках. Переходить улицу надо спокойно, не бежать и обязательно вместе со взрослыми.

В последующей работе следует познакомить детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним. Однако знаний, полученных на прогулках и экскурсиях, совершенно недостаточно для развития интересных и длительных игр. С этой целью в утренние и вечерние часы воспитатель может пополнить знания детей, читая им художественную литературу, организуя занятия по конструированию из строительного материала (гараж для машин, грузовой автомобиль) с последующим обыгрыванием построек.

Неотъемлемой частью сюжетно-ролевых игр с машинами являются элементы строительства. Дети строят дороги, большой автопарк с различными постройками: подставкой для мойки машин, мастерской для ремонта, кабинетом врача, бензозаправочной колонкой, диспетчерской.

В период ознакомления детей с трудом взрослых, работающих в автопарке, в группу вносятся новые игрушки: различные автомашины, светофор, рули и др. Воспитатели принимают непосредственное участие в игре: обсуждают план действий, распределяют роли, сооружают постройки.

Вся эта целенаправленная подготовительная работа способствует не только обогащению содержания игры, ню и повышает уровень детских взаимоотношений.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры. В этих играх значительно реже наблюдаются конфликтные ситуация: нежелание принять в игру, уступить роль, игрушку товарищу.

Кроме того, опыт показывает, что повышение уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

По такому же принципу осуществляется развитие других характерных игр. Так, например, появившийся у детей интерес к играм во «врача» (иногда ее называют игрой в «больницу»), в «магазин», воспитатель может поддержать, обогащая прежде всего знания детей.

Заинтересованность воспитателя детскими играми способствует развитию игровых интересов у детей. Детям доставляет большое удовольствие совместная деятельность со взрослыми. Однако участие педагога в игре не должно быть длительным, иначе дети могут терять инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра может потерять большую часть своего воспитательного значения.

Дети четвертого года жизни очень любят сооружать различные постройки из мелкого и крупного строительного материала. Строительство является элементом почти всех игр.. Правда, уровень этих игр невысок: дети выделяют в них только одну роль — строителя, сооружают очень примитивные постройки и почти не обыгрывают их. Закончив постройку, дети ее разрушают и начинают строить вновь. Низкий уровень игр в «строителей» обязывает воспитателя знакомить детей с этим видом труда, учить их создавать постройку по собственному замыслу, использовать при этом приемы, усвоенные на занятиях по конструированию.

Очень тактично воспитатель может подвести детей к пониманию необходимости элементарного планирования своей деятельности, распределения обязанностей, материалов, организации рабочего места. Эти умения помогут им лучше организовать свои игры. В свободное от занятий время (утром, вечером) дети могут рассматривать альбомы, фотографии, иллюстрации из журналов .

С целью уточнения знаний детей о строителях организуются занятия, на которых они рассматривают картины «Строим дом» и «Дети играют в кубики», знакомятся со стихотворением «Плотник».

Игра-занятие «У кукол новоселье» дает возможность сформировать у детей некоторые навыки в развитии сюжета игры, выделении и распределении ролей.

Последовательно проводимая работа с детьми обеспечивает достаточно высокий уровень игр в «строителей». Прежде всего игры становятся длительными и интересными по содержанию. Дети избирают в них несколько ролей: шоферов, строителей, новоселов. Элементы строительства включаются почти во все сюжетно-ролевые игры детей и тем самым обогащают их сюжет. Дети строят дома и мебель для кукол, гаражи и мастерские для ремонта машин, пароходы и трамваи и многое другое.

Одной из характерных игр для детей четвертого года жизни является игра в «детский сад». Знания детей позволяют развить эту игру на достаточно высоком уровне.

Педагогическое руководство развитием игры в «детский сад» также осуществляется через обыгрывание ряда ролей. В основу развития содержания игры положена система знаний о труде тех, кто воспитывает детей, ухаживает за ними в детском саду: няня, воспитатель, повар, врач, музыкальный работник.

Работу можно начать с повторной экскурсии по детскому саду. Внимание детей обращается на то, что в детском саду много групп и много детей. Всем детям в детском саду живется весело и интересно потому, что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, музыкальный воспитатель проводит с ними музыкальные занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними. Экскурсия может заканчиваться наблюдением за трудом няни или воспитателя первой младшей группы.

В конце года игровая деятельность детей характеризуется тем, что происходит слияние нескольких игровых сюжетов в единую интересную игру. Иногда именно игра «детский сад» становится тем центром, где соприкасаются различные играющие группировки. Вот Оля и Оксана начали игру с куклами. Они поднимают кукол с постели, одевают их, разговаривают между собой. Чуть поодаль от них Света организует «детский сад». Она посадила за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы. В играх детей повторяются одни и те же игровые действия, мало фантазии. Поэтому воспитатель подсказывает Оле и Оксане, что уже пора мамам идти на работу, а детям надо в детский сад, там уже начинается завтрак. Так педагог содействует естественному объединению двух играющих групп детей. Сливаются обе группировки в одну. Игра продолжается на более высоком уровне. А воспитатель тем временем «звонит в автопарк», узнает, почему до сих пор не направили машину в детский сад. Детскому саду нужны продукты.

Большое влияние на уровень самостоятельных игр детей оказывают игры-занятия (например, «Как будто повар детского сада готовит детям обед», «Праздник детском саду»). Такие игры помогают формировании: важных нравственных качеств — готовности считаться с интересами близких, чутко относиться к ним.

Важное значение имеет подготовка к игре. Так, готовясь к игре «Праздник в детском саду», дети лепят из глины различные угощения, раскрашивают их, конструируют из бумаги, природного и бросового материала различные поделки. Под влиянием этой игры может возникнуть еще одна игра в «парикмахерскую». Мамы и папы привели своих детей, чтобы сделать им стрижку, прическу.

Особенно нравится детям накрывать на стол и угощать кукол. В этих играх большое внимание уделяется концертам. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.

Многие сюжеты самостоятельных игр детей в «детский сад» повторяют игры-занятия, организуемые воспитателем, но в них всегда есть простор для самостоятельного творчества, отражения личного опыта.

Мы рассмотрели особенности руководства игрой и роль воспитателя в начале ее развития. Не менее ответственен и сложен следующий этап — начавшаяся игра (ход игры).

. Однако именно в ходе игры у них возникают определенные трудности в установлении и поддержании контактов, особенно в начале года. С одной стороны, это обусловлено недостаточным запасом знаний, ограниченностью личного опыта, низким уровнем воображения, активности и самостоятельности, а с другой — это связано с межличностными отношениями. Часто дети не хотят принимать в игру нового партнера. От воспитателя требуется проявление особого такта, умения, не нарушая сюжета, войти в игровую ситуацию, помочь детям обогатить содержание игры за счет введения новой роли, нового партнера.

В процессе развития (в ходе) игры педагогическое руководство заключается в соединении знаний детей о правилах поведения с действительными поступками.

Например, воспитатель видит, что интерес детей к игре в «шоферов» угасает: в начале игры в ней участвовало четверо детей, а теперь осталось двое. Воспитатель умело включается в игру, обращаясь к детям с просьбой помочь перевезти мелкий строительный материал, из которого другие дети будут делать постройки. Вместе с детьми он планирует постройку улицы, а «шоферам» советует построить гаражи для своих машин. Игра еще длилась 10 минут.

Если воспитатель замечает, что у детей отсутствуют какие-то игровые умения, он личным примером влияет на детей. Например, дети кормят кукол, но делают это наспех, кое-как. Педагог берет на руки куклу и садится с «дочкой» - куклой к играющим детям, предварительно спросив разрешения. Он ласково разговаривает с куклой, проявляет заботу о ней. Тем самым показывает детям пример положительных взаимоотношений: «Подай, пожалуйста, хлебницу. Я пододвину к тебе салфетки, так будет тебе удобнее» и др.

Одно из существенных условий развития игр — усвоение правил поведения, среди которых можно выделить следующие:

1) играть дружно (не мешать товарищу, не отнимать игрушки, принимать в игру любого желающего в ней участвовать);

2) поддерживать в группе порядок (не разговаривать громко, чтобы не мешать другим детям, не разбрасывать игрушки);

3) беречь игрушки (не ломать, не рвать, убирать на место);

4) помогать товарищам (делиться игрушками, подавать материал, научился чему-то сам — научи другого).

Эти правила усваиваются детьми постепенно, осознанно, прочно и становятся регулятором их взаимоотношений. А это ведет к более высокому уровню самой игровой деятельности, так как усвоение и осознание детьми правил поведения обеспечивает самостоятельное разрешение споров, конфликтных ситуаций.

Педагог должен стремиться, чтобы каждое правило находило путь к сердцу детей, чтобы оно опиралось на естественное стремление ребенка быть хорошим, достойным похвалы и уважения взрослого.

Детям четвертого года жизни важно изложить в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации. Так, если дети громко разговаривают, воспитатель указывает им на это и формулирует свое требование в виде лаконичного правила: в группе нужно разговаривать тихо, чтобы не мешать другим детям.

Чтобы дети лучше усвоили правила поведения, целесообразно использовать игровые методы и приемы: игры-занятия, игры-беседы с применением элементов кукольного театра. Все это способствует созданию положительного эмоционального настроения детей, вызывает большую активность у них, оставляя более глубокий след в их знаниях, желание подражать героям.

Усвоение детьми правил и использование их в качестве одного из эффективных средств управления поведением детей в ходе развития игры ведет к значительному повышению уровня самой игровой деятельности.

Руководить поведением детей в ходе игры нелегко. И если такое руководство исходит извне — «со стороны» или «как бы сверху», то оно не достигает цели. Педагогическое руководство в этот период должно осуществляться «изнутри» самой игры.

Естественно, что с повышением уровня игровой деятельности все большее значение приобретают игровые зависимости и отношения, складывающиеся в самой деятельности. Поведение ребенка все больше подчиняется логике сюжета, содержанию игры. Содержание, как правило, определяет характер окончания игры. Одно дело, когда ребенок выходит из игры, поссорившись с партнерами, другое - когда он, оставляя игру, передает другому свою роль. Но это возможно только тогда, когда у детей достаточно знаний, когда они видят «перспективу» в игре.

На взаимоотношения детей в период окончания игры оказывают влияние интерес ребенка к новой игре, к новой роли, а часто неудовлетворенность ролью, недостаточность знаний, непонимание друг друга, что ведет к переключению внимания на другую деятельность, к конфликту между детьми, включению ребенка в новую игровую группировку.

Руководство игрой в этот период имеет свои особенности. Прежде всего оно заключается в умении воспитателя подсказать детям логическое завершение игры: корабль стал на ремонт, магазин закрылся на перерыв и т. п. Положительно следует оценить и стремление опытных воспитателей анализировать хорошие игры с детьми после их окончания. Главное, чтобы это было не формальным, а естественным и целесообразным методическим приемом в педагогическом процессе. При анализе следует обращать внимание детей на нравственный аспект игры. Педагог, например, отмечает, что детям было интересно играть потому, что Таня была хорошей воспитательницей. Она заботливо относилась к своим детям, была с ними ласковой, доброй. Или Саша оказался настоящим другом. Он был капитаном, но уступил Косте штурвал, когда тот попросил, и т. п.

Одной из особенностей в руководстве самостоятельными играми является и то, что на протяжении дня в соответствии с режимом воспитателю часто приходится переключать детей с одного вида деятельности на другой. При этом совершенно нежелательно разрушать игру, игровые группировки. С этой целью следует учить детей сохранять постройки, игровые ситуации в течение более или менее длительного времени. Смена детской деятельности в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы не должна прерывать игровую ситуацию, а детям надо подсказать дальнейший план деятельности, оказать влияние на ее мотив, отношение к игре.

В конце года можно наблюдать значительные положительные сдвиги в характеристике совместной игровой деятельности детей четвертого года жизни. Все свободное от занятий и режимных процессов время дети играют. Сюжеты игр заимствуются из занятий, но в них, как правило, всегда есть элементы собственного опыта. Благодаря сочетанию личного, житейского опыта с опытом, полученным в педагогическом процессе, игра становится более содержательной. Совместные игры воспитателя с детьми вне занятий и регулярное проведение обучающих игр на занятиях, которые широко используются в этой возрастной группе, способствуют обогащению содержания самостоятельных игр детей. Наблюдаются положительные изменения и в характере игр, которые по содержанию не связаны с занятиями.

Методы и приемы педагогического воздействия должны быть прежде всего направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.

Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а следовательно, добиться гораздо более высокого уровня нравственно-волевой воспитанности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:«Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр на развитие социальной компетентности у детей младшего дошкольного возраста»

Что подразумевает понятие "социальная компетентность"?Вообще компетентность - это одна из базисных характеристик личности. А социальная компетентность позволяет ребенку понимать разный характер отноше...

Доклад на тему: "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может. Сюжетно – ролевая и...

Доклад на тему: "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может. Сюжетно – ролевая и...

Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете на тему: «Роль воспитателя в развитии сюжетно – ролевой игры детей младшего дошкольного возраста».Дошкольное детство - это отрезок  жизни  реб...

Консультация для воспитателей "Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ"

Игра - основной и ведущий вид детской деятельности. Чтобы она имела воспитательное значение и развивающий эффект,  педагогу необходимо осуществлять грамотное руководство этим процессом. В данной ...

Статья "Роль воспитателя при руководстве сюжетно-ролевыми играми"

Сюжетно-ролевая игра это основной вид игры дошкольника. Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры....

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры"

Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают ...