Конспект НОД по познавательному и речевому развитию ( подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Демидова Ольга Михайловна

Конспект НОД  по познавательному и речевому развитию

( подготовительная группа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательному и речевому развитию

( подготовительная группа)

Тема: «Перелётные птицы»


Цели:

Образовательные:

- Закрепление знаний детей о характерных признаках весны.

-  Расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

- Закрепить представление о перелётных птицах .

Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч.

Предварительная работа.

1. Чтение детям стихотворения З.Александровой «Салют весне»; экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».

2. Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.

4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.

5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.

6. В уголке природы разместить  иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.

7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Прежде чем мы начнём занятие, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.

(протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)

Воспитатель: Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети:  Весна.

Воспитатель: Что происходит весной в природе?

Дети: Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы.

Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети.( Делают предположения)

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц  этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

 

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

 

 Словесная игра:  «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

 Словесная игра: «У кого кто?»

В. Давайте назовём их.

У грача…(грачата)

У скворца….(скворчата)

У ласточки ….(ласточата)

У дрозда…(дроздята)

У стрижа…(стрижата)

У журавля….(журавлята)

У кукушки….(кукушата)

Итог занятия:

Воспитатель: вот и подошло наше занятие к концу, что нового вы узнали о перелётных птицах?

- О каких  птицах мы беседовали?  ( ответы детей)

- Каких птиц называют перелётными?( ответы детей)

- В какие игры играли?  (ответы детей)

- Что понравилось? ( ответы детей)

Воспитатель: Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному и речевому развитию подготовительной группе: «Мой родной поселок Лазаревское»

Занятие по познавательному и речевому  развитию в подготовительной  группе: ...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект по познавательному и речевому развитию «Человек. Части тела» в старшей группе

развивать познавательный интерес ;закрепить представления детей о строении человеческого тела,...

Конспект НОД (досуг) по речевому развитию подготовительная группа

Конспект по развитию речи, для формирования умения описывать предметы...

Конспект НОД (досуг) по речевому развитию подготовительная группа

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» подготовительная группа Тема «Дикие животные»

Программное содержание:         1.  Обучать детей составлению описательных рассказов с помощью мнемотаблицы.2.Развивать связную речь, познавательный и...