Консультация для педагогов: «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»
консультация

Кушматова Лолита Александровна

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_izobraz_deyat.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 55 «ПОЛЯНКА» ГОРОДА НЕРЮНГРИ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ:

«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

Составила:

Воспитатель Кушматова Л.А.

Консультация для воспитателей ДОУ

«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас, взрослых.

Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка, поведения, опыта. Ведь всё чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике. В этом могут помочь занятия по изобразительной деятельности.

Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой, Р. И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра – рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, видят себя пожарными. От того как, ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета расположение предметов на листе, их взаимосвязь.

Знания по ОБЖ можно получить также  при ознакомлении с произведениями живописи.

Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры…)

Во время  знакомства с репродукциями  картин  художников  И. Хруцкого «Натюрморт с грибами» и  Е. Зуева  «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные.  Дать им практические советы -  как нужно собирать грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус).

Поскольку в лесу и на участке детского сада дошкольники встречаются с различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира насекомых, дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)

Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина  к рассказам о животных необходимо научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить их…)

Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка:

- знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;

- во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

- не гуляй до темноты;

- не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

- никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

- избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

- не дразни на улице собак;

- не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

- никогда не садись в чужие машины;

- на все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;

- не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;

- в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.

Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизни является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, в том числе и любовь к изобразительной деятельности. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встречее с возможными трудностями, формировать...

«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

laquo;Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности» Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитан...

Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Знакомство дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»...

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОсНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная задача цивилизованного общества.  Консультация для педагогов....

«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формир...