Консультация для воспитателей "Как подготовить занятие?".
консультация

Ворогушина Алёна Александровна

Воспитатели должны организовывать непрерывную образовательную деятельность (НОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО – в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Как это сделать мы попробуем разобраться.

Как это сделать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по …….

Выступление перед коллегами (для воспитателей).

Воспитатели должны организовывать непрерывную образовательную деятельность (НОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО – в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Как это сделать мы попробуем разобраться.

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:

  • Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Трудовым Кодексом РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;
  • федеральными и региональными программами образования;
  • типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.
  • законом Краснодарского края «Об образовании» от 22.12.2004 г. № 122. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края,
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
  • региональными нормативно-правовыми документами;
  • нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
  • локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).

Цель:

Задачи:

Обучающая

 Развивать умение,

 закрепить знания,

 совершенствовать навыки

 актуализировать представления 

Развивающая - развивать умение

 создать условия для развития коммуникативных навыков через решение проблемных ситуаций 

Воспитательная

-  Воспитывать интерес

 -содействовать воспитанию 

Образовательная среда:

-характер взаимодействия субъектов деятельности: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый.

-средства обучения и воспитания: 

-предметно-практическая среда

Ведущая образовательная область: 

 Планируемые результаты:

Примерный ход:

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

1.Мотивационно побудительный

2.Основной

3.Рефлексивный

ПАМЯТКА

для воспитателей ДОУ

 При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните:

  • Цель всегда одна.
  • Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать 

Образовательную,

 развивающую

воспитательную направленность.

 При этом самих задач может быть более трех.

Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

  • Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о …»

«Создать условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о …»

«Расширить знания детей о … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

  • Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

  • - если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.

если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор, будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …»  и т.д.

  • Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

-  если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …»  и т.д.

- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола, будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …»   и т.д.

При планировании хода непосредственно образовательной деятельности помните:

  • НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

- организационный момент;

- актуализацию имеющихся знаний;

- сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;

- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);

- итог НОД.

  • Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.

В ходе НОД помните:

  • В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
  • Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
  • Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
  • Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – ни будь») Спросите меня!»

При подведении итога НОД помните:

  • Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?»  и т.д.
  • Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»  и т.д.
  • Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.

Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно получится!!!

Формы образовательной деятельности

(Примеры форм работы)

Двигательная детская деятельность

☺ Подвижные игры с правилами

☺ Подвижные дидактические игры

☺ Игровые упражнения, игровые ситуации

☺ Соревнования, досуги

☺ Ритмика, аэробика, детский фитнес

☺ Спортивные игры и упражнения.

☺ Аттракционы

☺ Спортивные праздники

☺ Гимнастика (утренняя и пробуждения)

☺ Организация плавания

Игровая детская деятельность

☺ Сюжетные игры, игры с правилами

☺ Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)

☺ Игры с речевым сопровождением

☺ Пальчиковые игры

☺ Театрализованные игры

Продуктивная детская деятельность

☺ Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

☺ Реализация проектов

☺ Детский дизайн

☺ Опытно-экспериментальная деятельность

☺ Выставки, мини музеи

Чтение детской художественной литературы

☺ Чтение, обсуждение

☺ Заучивание, рассказывание

☺ Беседа

☺ Театрализованная деятельность

☺ Самостоятельная художественная речевая деятельность

☺ Викторина, КВН

☺ Вопросы и ответы

☺ Презентации книжки

☺ Выставки в книжном уголке

☺ Литературные праздники, досуги.

Познавательно – исследовательская деятельность

☺ Наблюдение, экскурсия

☺ Решение проблемных ситуаций

☺ Экспериментирование, исследование

☺ Коллекционирование

☺ Моделирование

☺ Реализация проекта

☺ Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)

☺ Конструирование

☺ Увлечения

Коммуникативная детская деятельность

☺ Беседа, ситуативный разговор

☺ Речевая ситуация

☺ Составление и отгадывание загадок

☺ Игры  и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)

☺ Этюды и постановки

☺ Логоритмика

Трудовая детская деятельность

☺ Дежурство, поручения, задания

☺ Самообслуживание

☺ Совместные действия

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

  1. Классическое занятие

(постепенно от него нужно отходить)

По старой классической форме, но по новой структуре: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие), интегрированное

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

 

3.Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Результаты усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

 

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9. Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

 

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Например, всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

И многие другие, которые вы можете придумать сами…

Приложение 2.

Полный разбор НОД.

НОД строится с учетом деятельностного подхода, а единой технологией построения занятий является проблемный диалог.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент). 
2. Мотивация. 

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого. 
3. Постановка проблемы. 

Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.

Поиск выхода из затруднительной ситуации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4. Актуализация знаний.

Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешения проблемной ситуации, либо усвоению нового.     

5.  «Открытие» детьми новых знаний, способа действий. 

На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи. 

6. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы). 

Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата. 
         Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ76. Итог занятия. Систематизация знаний.

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...». 


7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Залогом успешности являются следующие ЗОЛОТЫЕ ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  • Предъявляя требования к ребенку, ясно их себе представляйте, объясните их ребенку, узнайте его мнение.
  • Не контролируйте каждый шаг ребенка, предоставляйте ему самостоятельность.
  • Не подсказывайте готового решения, покажите ребенку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.
  • Не пропустите момента, когда у ребенка достигнут первый успех.
  • Если ребенок ошибся, укажите ему на это и дайте возможность осознать причину.
  • Оценивайте поступок, а не личность, дайте ребенку возможность ощутить ваше участие.
  • Не делите детей на хороших и плохих, помните правило «золотой середины.
  • Повышайте престиж профессии воспитателя.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Подготовьте ребенка к сказке

Подготовьте ребенка к сказке Близится Новый год и каждый ребенок ждет праздника и Чуда. Сейчас, когда у нас более чем развита сфера услуг, не обязательно отправлять папу в коридор в спешке ...

Консультация: "Как правильно подготовиться к началу посещения детского сада вашим ребенком".

Данный материал адресован молодым родителям, чьи дети готовятся к началу посещения дошкольного учреждения, а также может быть интересен воспитателям детских садов....

Консультация «Как правильно подготовиться к началу посещения детского сада вашим ребенком»

«Готовимся в детский сад». Советы родителям.Описание: данный материал адресован молодым родителям, чьи дети готовятся к началу посещения дошкольного учреждения, а также может быть интересен воспи...

Музыка в повседневной жизни детского сада Консультация для воспитателей Подготовила:

Музыка в повседневной жизни детского садаКонсультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей Подготовила воспитатель 1 категории Лукьяненко Любовь Петровна МБДОУ д/с№18 «Колобок» Роль патриот

Роль патриотического воспитания  на современном этапе                   За последнее время впоследствии п...

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника - консультация для воспитателей Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, д...

Консультация для родителей. Подготовила – воспитатель МБДОУ № 54Франзузова Е.М. « Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

                              Консультация для родителей.Подготовила –  воспитатель  МБДОУ  № 54Франзуз...