"Нестандартное оборудование для физического развития детей 2-3 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Фокина Наталия Геннадьевна

Нестандартное оборудование для физического развития детей 2-3 лет

Актуальность

Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т.д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Они позволяют повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.

Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Создание интереса к физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Как заинтересовать малышей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных  возможностях,  посильности и дозволенности упражнений для данного возраста. Малышам недостаточно просто обеспечить определенный набор движений, в данном возрасте ребенку необходимы развивающие движения, которые возможны в условиях разнородной предметной среды. Поэтому наряду с традиционными физкультурными пособиями, внимание педагогов направлено на изготовление нетрадиционных. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать оснащение, которое им наиболее близко и знакомо, а нетрадиционное оборудование наиболее эффективно, так как возможности малышей еще невелики.

Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;

  1. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
  2. чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
  3. повысить моторную плотность физкультурных занятий;
  4. уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
  5. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

В связи с поставленными задачами представляются весьма актуальными вопросы, связанные с поиском оригинальных форм, средств и методов, направленных на всестороннее развитие дошкольников. Опыт работы с детьми показывает, что интегрированные занятия  являются эффективными в работе с младшими дошкольниками. Использование данной формы работы дает возможность объединить  нескольких направлений обучения, например, двигательную деятельность и сенсорное развитие. Так как ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие, активизация которого возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности,  следовательно, использование нетрадиционного оборудования для развития сенсорных и сенсомоторных представлений младших дошкольников в двигательной деятельности является наиболее результативным.

Создавая нестандартное оборудование, придерживались следующих правил.

  1. Соответствие гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, заовалены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала.
  2. Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.
  3. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.
  4. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале.  Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

  • обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
  • приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
  • создать условия для проявления максимума самостоятельности,    инициативы, волевых усилий;
  • приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного    оборудования в самостоятельной деятельности;
  • пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг    представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их    оздоровительном значении.

Опыт работы  позволил подтвердить мнение  о том, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии – важный  показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.

 

Название оборудования: «Моталочки»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

Задачи:- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

              -  развивать  общую двигательную активность;

              -  содействовать нормализации речевой функции;

              - развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Эффективность: они направлены на тренировку мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием умственных способностей и речевых навыков.

Применение: "Игры - моталочки" - эти полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений. Игры - моталочки используются как в соревнованиях, так и в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности детей. Пособие может использоваться детьми в самостоятельных играх.

Что может улучшиться: у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;  – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

 

Название оборудования: «Гантели»

Цель: развитие силовых качеств, ловкости, быстроты, двигательных реакций, равновесия, выносливости. 

Задачи: - способствовать развитию силовых качеств, ловкости, выносливости;

               - укреплять мышцы брюшного пресса, спины, передней поверхности бедра, верхних и нижних конечностей;

               - формировать умение выполнять ОРУ с предметом для развития силы рук;

               - воспитывать любовь к спорту.

Эффективность: направлена на формирование интереса к физической культуре, развитие скоростно – силовых  качеств, воспитывает волю, настойчивость, выносливость.

Применение: упражнения с физкультурным пособием «Гантели» способствуют выработке координации движений, активизирует деятельность анализаторных систем и влияет на речевое и умственное развитие.

Что может улучшиться: выполнение упражнений с гантелями отлично укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, способствуют контролю веса, развивают у детей выносливость.

 

 

 

Название оборудования: «Чудо-трубочки»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

Задачи:- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

              -  развивать  общую двигательную активность;

              -  содействовать нормализации речевой функции;

              - развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Эффективность: они направлены на тренировку мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием умственных способностей и речевых навыков.

Применение: игры"Чудо-трубочки" - эти полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений. Игры –«Чудо-трубочки» используются как в соревнованиях, так и в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности детей. Пособие может использоваться детьми в самостоятельных играх.

Что может улучшиться: у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;  – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

 

 

Название оборудования:«Ветерок»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Задачи: -  улучшить функцию внешнего дыхания;

               - увеличить силу дыхательных мышц;

               - выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;

               - формировать сильный направленный ротовой выдох.

Эффективность: дыхательные упражнения эффективны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи, развитие длительности воздушной струи. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких.

Применение: речевое дыхание - является основным источником энергии при образовании звуков речи. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Что может улучшиться: развитие речевого дыхания является основой для тренировки длинного выдоха, тренировки и умения рационально расходовать запас воздуха во время речи, и как итог, является хорошей базой для постановки звуков.

 

 

 

 

Название оборудования: «Кольцеброс»

 

Цель: развитие глазомера, меткости, координации движений, активизации двигательной активности детей

Задачи: - развитие мелкой моторики

 - развитие глазомера

- развитие координации движений

Эффективность: игра развивает  глазомер, меткость, координацию движений при выполнении упражнение,  активизацию двигательной активности детей.

 

Применение: эта  игра  для развития у детей терпеливости и усидчивости, и была не столько азартной, сколько настойчивой. Данную игру можно использовать в группе, на участке, на веранде, в спортивном зале. Игра  прекрасно разнообразит спортивные состязания или занятия физкультурой в детском саду. В нее можно и просто поиграть во время летней прогулки на свежем воздухе. Дети будут в восторге!

 

Что может улучшиться: помогает улучшить крупную моторику и координацию движений, глазомер и точность, а также оказывает благотворное влияние на внимание и умение сосредоточиться. Кроме того, играя с родителями или друзьями, дети учатся быть частью команды.

 

 

 

Название оборудования: «Попади в корзину»

 

 

Цель: упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, развивать меткость, глазомер. Прививать детям любовь к физкультуре и спорту.

 

Задачи: - закреплять умение у ребенка бросать предметов цель удерживая равновесие;

 

                - укреплять мелкую мускулатуру кистей рук;

 

                - обогащать эмоциональный опыт детей;

 

               - развивать у детей умение действовать по сигналу.

 

Эффективность: игра развивает точность и координацию движений, умение кидать мяч в цель.

 

Применение: пособие для физкультурного уголка. Эта игра отлично подойдет детям в возрасте от двух лет. Игра способствует развитию координации движений.

 

Что может улучшиться: во время игры ребенок начинает управлять своими руками, помогать себе телом, а также его движения становятся более пластичными, скоординированными и гармоничными.

 

 

 

 

 

 

Название оборудования: «Бильбоке»

Цель :развивать ловкость, координацию движений, согласованность в работе зрительного анализатора и движений рук.

Задачи:

- развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания;

- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;

Эффективность: развитие ловкости, мышления, координации движений, согласованности в работе зрительного анализатора и движений рук.

Применение:  пособие для физкультурного уголка,  развлечение,  распространённая игра, в которой надо совершать различные трюки с шариком. Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях.

Что может улучшиться: развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук и синхронизацию движений, а также терпение и аккуратность.

координация, глазомер, ловкость и настойчивость.  «Человек, умеющий выпутаться из любого положения».

 

 

Название оборудования: «Конусы»

Цель: укрепление здоровья детей, развитие различных физических навыков при проведении подвижных игр и эстафет с конусами.

Задачи: - укреплять здоровье детей;

               - развивать ловкость, быстроту, координацию движений;

               - вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;

               - воспитывать любовь к спорту и здоровому образу жизни.

Эффективность: подвижные игры с конусами создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции, укрепляют здоровье детей и развивают их физически.

Применение: данное оборудование имеет широкий спектр применения, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей в группе детского сада или на улице. Подвижные игры с конусами способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.

Что может улучшиться: подвижные игры с конусами способствуют развитию большого количества разнообразных движений, а чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт.

 

 

 

 

Название оборудования: «Дартс»

Цель:  развивать координацию движений, глазомер и точность броска, меткость.

Задачи: формировать умение метать мячик в вертикальную цель; 

                 -развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, пространственное восприятие, память;

               - развивать физические качества у детей, приобщать к здоровому образу жизни.

 

Эффективность: эта игра развивает у детей  силу рук, меткость, координацию движений. Разноцветное игровое поле и безопасные шарики вызывают у малышей положительный эмоциональный отклик.

Применение: Эта игра найдёт применение, как в совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Так же будет эффективно применение данного игрового оборудования при проведении викторин и конкурсов.

Что может улучшиться: Играя в дартс дети  получают положительные эмоции, развивают координацию движений, силу рук, мелкую моторику, глазомер, ловкость.

 

 

 

Название оборудования: «Массажные коврики»

Цель: развитие и укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия,  воздействие на биологически активные точки стопы.

 

Задачи: - развивать координацию движения и равновесия;

 

- стимулировать работу внутренних органов;

- снимать усталость и напряжение.

Эффективность: улучшение кровообращения, укрепление голеностопного сустава, оказывает тонизирующее, успокаивающее и расслабляющее действие, активизирует восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Применение: пособие для физкультурного уголка,   точечный массаж стоп ног после дневного сна для активного пробуждения,   предназначены  для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Что может улучшиться: формируется  правильная осанка, укрепляется мышечный корсет, способствует профилактике плоскостопия, повышает интерес к двигательной активности, улучшает качество их выполнения.

 

Название оборудования: «Ворота для мини-футбола»

Цель: укрепление здоровья детей и повышение двигательной активности посредством игры в мини-футбол.

Задачи: - формировать умение организовывать самостоятельную двигательную  деятельность посредством игры в мини-футбол;

              -  развивать основные физические качества;

              - совершенствовать навыки основных видов движений, двигательную реакцию детей, точность воспроизведения;

              - укреплять здоровье и воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Эффективность: спортивные игры  позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечнососудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект,  удовлетворяют биологическую потребность в движениях, воспитывает любовь к спорту.

Применение: на занятиях, на свежем воздухе, в играх, игровых упражнениях, эстафетах, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности. Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличение объема двигательной активности,  эмоциональный настрой!

Что может улучшиться: развитие общей выносливости и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция, ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей. Повысится  двигательная активность, формируются  такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность. Воспитание  положительных морально-волевых черт характера, воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

 

Название оборудования: «Снежки»

Цель: укреплять физическое и эмоциональное здоровье детей по средствам игр со снежками.

Задачи: - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;

               - вызвать положительный эмоциональный отклик и радость у детей;

               - формировать представления детей о здоровом образе жизни.

Эффективность: игры со снежками  позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечнососудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект,  удовлетворяют биологическую потребность в движениях

Применение: дети с большим удовольствием вовлекаются в игры со снежками, как в самостоятельной игровой деятельности, так и при проведении различных игр, эстафет, викторин, спортивных праздников.

Что может улучшиться: во время игр со снежками оказывается всестороннее воздействие на физические возможности детей, развивается ловкость, быстрота реакции, меткость, улучшается общее эмоциональное состояние.

 

 

 

Название пособия: «Мешочки с песком»

Цель: способствовать общему физическому развитию детей через разнообразные игры с мешочками.

Задачи: - развивать мышцы рук;

               - использовать также и для разминки перед занятием;

               - развивать глазомер, координацию, смекалку.

Эффективность: Данное пособие развивает  у ребёнка способность соразмерять свои движения с движением предмета разной формы и веса, совершенствуются зрительно-двигательная координация, развивается сноровка и, в частности, «ручная ловкость».

Применение: Данное пособие имеет широкий спектр применения, как в самостоятельной, так и в совместной игровой деятельности, при проведении эстафет, конкурсов, квестов, на занятиях по общему физическому развитию, при проведению утренней зарядки.

Что может улучшиться: занятия с данным пособием развивает координацию движений, чувство равновесия, ловкость, меткость, глазомер, а также способствует развитию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

Название оборудования: «Дорожка из палочек»

 

Цель: развитие и укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия,  воздействие на биологически активные точки стопы.

 

Задачи: - развивать координацию движения и равновесия

 

- стимулировать работу внутренних органов

                - снимать усталость и напряжение

Эффективность: улучшение кровообращения, укрепление голеностопного сустава, оказывает тонизирующее, успокаивающее и расслабляющее действие, активизирует восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Применение: пособие для физкультурного уголка,   точечный массаж стоп ног после дневного сна для активного пробуждения,   предназначены  для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Что может улучшиться: формируется  правильная осанка, укрепляется мышечный корсет, способствует профилактике плоскостопия, повышает интерес к двигательной активности, улучшает качество их выполнения.

 

 

 

 

 

 

Название оборудования: «Дорожка здоровья»

 

Цель: развитие и укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия,  воздействие на биологически активные точки стопы.

 

Задачи: - развивать координацию движения и равновесия

 

- стимулировать работу внутренних органов

                - снимать усталость и напряжение

Эффективность: улучшение кровообращения, укрепление голеностопного сустава, оказывает тонизирующее, успокаивающее и расслабляющее действие, активизирует восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Применение: пособие для физкультурного уголка,   точечный массаж стоп ног после дневного сна для активного пробуждения,   предназначены  для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Что может улучшиться: формируется  правильная осанка, укрепляется мышечный корсет, способствует профилактике плоскостопия, повышает интерес к двигательной активности, улучшает качество их выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnoe_oorudovanie_dlya_fizicheskogo_razvitiya.docx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"

Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.   Можно без особых затрат обновить игровой инвен...

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы " Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей".

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы: "Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей"....

" Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей".

Предложенное Вашему вниманию оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды.  Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и э...

Нестандартное оборудование для физического развития детей в домашних условиях.

Систематические физкультурные упражнения направлены на то, чтобы научить ребёнка управлять своим телом, помочь ему своевременно жизненно важными видами движениями – ходьбой, бегом, прыжками, мет...

Нестандартное оборудование для физического развития детей.

Мячики для самомассажа.Цель – развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.Задачи:. Способствовать закаливаниюорганизма ребёнка.. Воздействовать на биологически активные т...

Нестандартное оборудование для физического развития детей «Летающие птички»

Данное оборудование по физическому развитию предназначено для детей дошкольного возраста(4 – 7 лет)....