Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду. Кольца Луллия
проект (младшая группа)
Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду.
Кольца Луллия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_triz.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»
Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду.
Кольца Луллия
Составитель: воспитатель первой
квалификационной категории
Клягина В. П..
Г. Урай
2019 год.
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Актуальность:
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.
Они учат детей:
выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основные функции ТРИЗ
1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
Принципы построения занятий по ТРИЗ.
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
Обязательная активизация творческого воображения.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Что дает творчество ребенку?
Дает возможность проявить себя.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивает потребность в познавательной деятельности.
- Дает возможность созидать, творить.
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.
При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми:
беседу,
сюжетно-ролевые и дидактические игры,
Прослушивание музыки,
инсценирование и моделирование ситуаций,
выполнение практических работ.
Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.
4. Использование метода ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста со сказками.
Основные этапы методики ТРИЗ:
1. Поиск сути.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо.
3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок)
Проблема: низкий уровень развития творческих способностей.
Цель: создание условий для развития умственной активности ребенка через творчество.
Задачи:
- поиск нетривиальных идей,
- выявление и решение многих творческих проблем,
- развитие творческого мышления, формирование творческой личности.
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.
Сроки проекта: 1 год обучения.
Ожидаемые результаты:
Обогащение круга представлений, рост словарного запаса, развитие творческих способностей.
Формирование диалектики и логики, преодоление застенчивости, замкнутости, робости; отстаивание своей точки зрения.
Развитие наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения.
Повышение активности, самостоятельности детей;
Повышение компетентности родителей по данному разделу.
План реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
Постановка цели, задач.
Подбор и изучение методической литературы, систематизация материала.
Подбор игр и материалов для работы с детьми.
Подбор консультаций для родителей.
Подбор материалов для обучения родителей коррекционной работе с детьми.
II. Основной этап:
Реализация основных видов деятельности.
Разработка программно-методического комплекса.
Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми.
Консультация для родителей «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ».
III.Заключительный этап:
Проведение мастер – класса для родителей.
Фотоотчет «Мы играли и ни сколько не устали».
Перспективный план работы кружка на год.
(1 занятие в неделю во второй половине дня)
Месяц | Содержание | Задачи | Материалы |
Октябрь | 1.Игра «Что умеет делать?» | Учить выделять функции объекта. | Карточки с изображением животных. |
2.Игра «Где живет?» | Учить выявлять подсистемные связи. | Карточки с изображение животных. | |
3.Игра «Хорошо – плохо» | Учить объединять надсистему и подсистему объекта. | Карточки с изображение животных. Карточки двух цветов. | |
4. Игры «На что похоже» | Формировать умение сравнивать системы. | Карточки с изображением геометрических фигур. | |
Ноябрь | 1. Игра «Назови часть предмета» | Учить «разбирать» любой объект на составляющие части. | Мяч. |
2. Игра «Паровозик» | Учить определять временную зависимость объекта и его функции. | Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды. | |
3. Игра «Что это такое?» | Развивать ассоциативное мышление. | Лист бумаги, карандаши. | |
4. Игра «Что умеет делать?» | Учить выделять функции объекта. | Карточки с изображением неодушевленных предметов. | |
Декабрь | 1. Игра «Где живет?» | Учить выявлять подсистемные связи. | Карточки с изображением животных. |
3.Игра «Хорошо – плохо» | Учить объединять надсистему и подсистему объекта. | Карточки с изображение животных. Карточки двух цветов. | |
3. Игра «На что похоже» | Формировать умение сравнивать системы. | Карточки с изображением фигур. | |
4. Игра «Назови часть предмета» | Учить «разбирать» любой объект на составляющие части. | Мяч. | |
Январь | 1. Игра «Паровозик» | Учить определять временную зависимость объекта и его функции. | Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды. |
2. Игра «Что это такое?» | Развивать ассоциативное мышление. | Лист бумаги, карандаши. | |
3. Игра «Что будет, если…» | Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение, знакомить со свойствами предметов, окружающим миром. | Мяч. | |
4.Игра «Солнышко светит» | Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение. | Мяч. | |
Февраль | 1. Игра «Хорошо – плохо» | Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | Карточки с изображение животных. Карточки двух цветов. |
2. Игра «Раз, два, три… ко мне беги!» | Учить сравнивать системы, уметь выделять главный признак, развивать внимание, мышление. | Карточки с изображением различных объектов. | |
3. Игра «На что похоже» | Развивать ассоциативность мышления, обучать детей сравнениям разнообразных систем. | Карточки с изображением различных объектов. | |
4. Игра «Уменьшаем и увеличиваем» | Обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: – ок, – чик, – чек, -ище. | Карточки с изображением различных объектов. | |
Март | 1. Игра «Назови, одним словом». | Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление. | Мяч. |
2.Игра «Опиши, одним словом». | Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление. | Мяч. | |
3. Игра «Цепочка» | Учить выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей. | Карточки с изображением различных объектов. | |
4. Игра «Один - много». | Учить находить в одном предмете множество его составных частей. | Карточки с предметными картинками | |
Апрель | 1. Игра «Путаница». | Учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. | Мяч. |
2.Игра «Чем был – тем стал» | Учить определять линии развития объекта. | Карточки с предметными картинками. | |
3. Игра "Маша-Растеряша" | Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. | Мяч. | |
4. Игра "Что будет, если.." | Учить определять причинно-следственные связи. | Мяч. | |
Май | 1. Игра «Превращения» | Учить выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей. | Мяч. |
2. Игра «Исправь ошибку» | Учить выделять функции объекта. | Мяч. | |
3.Игра «Хорошо – плохо» | Учить объединять надсистему и подсистему объекта. | Карточки с изображение животных. Карточки двух цветов. | |
4. Игра «Один - много». | Учить находить в одном предмете множество его составных частей. | Карточки с предметными картинками. |
Список использованной литературы.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в детском саду
Использование технологии ТРИЗ в детском саду...
Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"
Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....
Технологии ТРИЗ в детском саду
Презентация предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций...
Технологии ТРИЗ в детском саду. Круги Луллия своими руками очень просто.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера применяется в современных технологиях дошкольного образования. В соответствии с ФГОС, целевые ориентиры развития детей мла...
круглый стол по теме Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду. Кольца Луллия
Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду.Кольца Луллия...
Проект по развитию речи по программе ТРИЗ в детском саду. Кольца Луллия.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на ...
«Педагогическая находка» Технологии ТРИЗ в детском саду Круги Луллия.
Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия"., которая непосредственно относится к технологии ТР...