Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду. Кольца Луллия
проект (младшая группа)

Клягина Вера Павловна

Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду.
Кольца Луллия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_triz.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

 К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду.
Кольца Луллия

Составитель: воспитатель первой

квалификационной категории

Клягина В. П..

Г. Урай

2019 год.

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.  

                                                                       Г. С. Альтшуллер

Актуальность:

 

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

 Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.

 

ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

 Они учат детей:

 выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

 Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основные функции ТРИЗ

1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.

Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.    Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми:

беседу,

сюжетно-ролевые и дидактические игры,

Прослушивание музыки,

инсценирование и моделирование ситуаций,

выполнение практических работ.

Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.

В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.

Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.

4. Использование  метода ТРИЗ  в процессе знакомства детей дошкольного возраста со сказками.

         Основные этапы методики ТРИЗ:

1. Поиск сути.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо.

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок)

Проблема: низкий уровень развития творческих способностей.

Цель:  создание условий для развития умственной активности ребенка через творчество.

Задачи: 

- поиск нетривиальных идей,

- выявление и решение многих творческих проблем,

- развитие творческого мышления, формирование творческой личности.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.

Сроки проекта: 1 год обучения.

Ожидаемые результаты:

Обогащение круга представлений, рост словарного запаса, развитие творческих способностей.

Формирование диалектики и логики, преодоление застенчивости, замкнутости, робости; отстаивание своей точки зрения.

Развитие наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения.

Повышение активности, самостоятельности детей;

Повышение компетентности родителей по данному разделу.

План реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

Постановка цели, задач.

Подбор и изучение методической литературы, систематизация материала.

Подбор игр и материалов для работы с детьми.

Подбор консультаций для родителей.

Подбор материалов для обучения родителей коррекционной работе с детьми.

II. Основной этап: 

Реализация основных видов деятельности.

Разработка программно-методического комплекса.    

Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми.

Консультация для родителей «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ».

 III.Заключительный этап:

Проведение мастер – класса для родителей.

Фотоотчет  «Мы играли и ни сколько не устали».

Перспективный план работы кружка на год.

(1 занятие в неделю во второй половине дня)

Месяц

Содержание

Задачи

Материалы

Октябрь

1.Игра «Что умеет делать?»

Учить выделять функции объекта.

Карточки с изображением  животных.

2.Игра «Где живет?»

Учить выявлять подсистемные связи.

Карточки с изображение животных.

3.Игра «Хорошо – плохо»

Учить объединять надсистему и подсистему объекта. 

Карточки с изображение животных.

Карточки двух цветов.

4. Игры

«На что похоже»

Формировать умение  сравнивать системы.

Карточки с изображением геометрических фигур.

Ноябрь

1. Игра «Назови часть предмета»

Учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Мяч.

2. Игра «Паровозик»

Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды.

3. Игра «Что это такое?»

Развивать ассоциативное мышление.

Лист бумаги, карандаши.

4. Игра «Что умеет делать?»

Учить выделять функции объекта.

Карточки с изображением неодушевленных предметов.

Декабрь

1. Игра «Где живет?»

Учить выявлять подсистемные связи.

Карточки с изображением  животных.

3.Игра «Хорошо – плохо»

Учить объединять надсистему и подсистему объекта. 

Карточки с изображение животных.

Карточки двух цветов.

3. Игра

«На что похоже»

Формировать умение  сравнивать системы.

Карточки с изображением фигур.

4. Игра «Назови часть предмета»

Учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Мяч.

Январь

1. Игра «Паровозик»

Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды.

2. Игра «Что это такое?»

Развивать ассоциативное мышление.

Лист бумаги, карандаши.

3. Игра «Что будет, если…»

Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение, знакомить со свойствами предметов, окружающим миром.

Мяч.

4.Игра «Солнышко светит»

Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение.

Мяч.

Февраль

1. Игра «Хорошо – плохо»

Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 

Карточки с изображение животных.

Карточки двух цветов.

2. Игра «Раз, два, три… ко мне беги!»

Учить сравнивать системы, уметь выделять главный признак, развивать внимание, мышление.

Карточки с изображением различных объектов.

3. Игра «На что похоже»

 Развивать ассоциативность мышления, обучать детей сравнениям разнообразных систем.

Карточки с изображением различных объектов.

4. Игра «Уменьшаем и увеличиваем»

 Обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: – ок, – чик, – чек, -ище.

Карточки с изображением различных объектов.

Март

1. Игра «Назови, одним словом».

Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

Мяч.

2.Игра «Опиши, одним словом».

Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.

Мяч.

3. Игра «Цепочка»

Учить выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Карточки с изображением различных объектов.

4. Игра «Один - много».

Учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Карточки с предметными картинками

Апрель

1. Игра «Путаница».

Учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Мяч.

2.Игра «Чем был – тем стал»

Учить определять линии развития объекта.

Карточки с предметными картинками.

3. Игра "Маша-Растеряша"

Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Мяч.

4. Игра "Что будет, если.."

Учить определять  причинно-следственные связи.

Мяч.

Май

1. Игра «Превращения»

Учить выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Мяч.

2. Игра «Исправь ошибку»

Учить выделять функции объекта.

Мяч.

3.Игра «Хорошо – плохо»

Учить объединять надсистему и подсистему объекта. 

Карточки с изображение животных.

Карточки двух цветов.

4. Игра «Один - много».

Учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Карточки с предметными картинками.

Список использованной литературы.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008  

Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в детском саду

Использование технологии ТРИЗ в детском саду...

Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"

Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....

Технологии ТРИЗ в детском саду

Презентация предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций...

Технологии ТРИЗ в детском саду. Круги Луллия своими руками очень просто.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера применяется в современных технологиях дошкольного образования. В соответствии с ФГОС, целевые ориентиры развития  детей мла...

круглый стол по теме Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду. Кольца Луллия

Проект Игровая технология «ТРИЗ» в детском саду.Кольца Луллия...

Проект по развитию речи по программе ТРИЗ в детском саду. Кольца Луллия.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на ...

«Педагогическая находка» Технологии ТРИЗ в детском саду Круги Луллия.

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия"., которая непосредственно относится к технологии ТР...