Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrov_tehnologii_v_ekologich._vospit.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №81»

ЭМР Саратовская область

Консультация для воспитателей

«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

                                                                                       

    Воспитатель:

Терехова Надежда Алексеевна

      Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Например: дидактические игры  «Найди такую же форму и цвет», «Кто в домике живет?», «Найди отличие?» и другие.

      Предметные игры –  это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку- самый большой, поменьше, маленький»  и  т .д),  которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорике, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с её частью.

       Настольно – печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Круглый год», «Садовод» и т. д.)

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

        Словесные игры – это игры, содержанием которых, являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания детей о природе   обогащаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа: «Кто летает, бегает, прыгает?», «Что это за птица», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – ненужно» и т.д.

           Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животным, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относится например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность   активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. В домашних условиях с дошкольниками   можно поиграть в словесно-дидактические игры.  Они могут   быть самыми различными и вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игр  является возможность  развивать  с их помощью  речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат  детей обобщать явление, классифицировать предметы , относить их к той или иной категории ( «Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Назови одним словом»). Во всех случаях   происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

      Успех в экологическом воспитании детей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, дети легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

      Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного-двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные фрукты, овощи, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они шуршать или скрипят, то есть обследуют их всеми сенсорными   способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.  

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она ещё не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые о хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которое будет выражено экологическое воспитание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

Тему домашних животных легко представить с помощью Деда и Бабы из «Курочки Рябы» у которых кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях – они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

        Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся конкурсы, КВН, экологическая викторина «Поле чудес» и т. д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает», (о приспособлении животных к среде обитания), « У кого какой дом» (об экосистемах), «Живое – неживое», «Птицы, рыбы, звери», »Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов), «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т. д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и её участник.

Игра требует от ребёнка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций  и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

      Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно- печатные и словесные.

      С детьми 3-4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний. Детей заинтересуют игры с природными материалами. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, жёлуди, веточки, семена клёна, репейник. Все это материал для поделок. С помощью фигурок с ребёнком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.). Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.

       Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191123","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191126","...

Презентация «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

В презентации рассматривается классификация игр, особенности игровой деятельности по возрастным группам....

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста".

Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование – является первой ступенью в...

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...