Мастер-класс для педагогов: « Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Казакова Анна Юрьевна

Цель:   создание условий для повышения  компетентности  педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение педагогами знаний и практических навыков  по  формированию толерантности  через игровую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Сказка» п.Магдагачи

Мастер-класс

для педагогов:

« Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста»

                                 Составил: педагог-психолог

                                                                           I квалификационной категории

                                                Казакова А.Ю.

2019г.

Цель:   создание условий для повышения  компетентности  педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение педагогами знаний и практических навыков  по  формированию толерантности  через игровую деятельность.

Задачи: 

  • ознакомление с основой понятия  «толерантность»;
  • Повышать теоретический опыт педагогов;
  • Систематизировать знания педагогов о современных требованиях по формированию толерантности  с дошкольниками в рамках ФГОС ДО;
  • Обменяться имеющимся опытом;

Оборудование и материалы:  чудесный мешочек, игрушки с киндер -сюрпризов, ствол дерева, осенние листочки в сундучке, шарик- сердце, музыка.

Участники:  педагоги.

Ход мастер-класса:

     Здравствуйте, уважаемые  педагоги  мастер- класса « Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста». Само  название определяет тему нашего сегодняшнего мероприятия. Детский сад – это одна большая семья со своими законами, обычаями, проблемами и неповторимой индивидуальностью. Поэтому я хочу начать наш мастер – класс с китайской притчи «Ладная семья» (фон спокойной музыки):

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже…

    Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…)

     Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…

    Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста целью, которых является повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

1.Организационный момент:

Здравствуй правая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй друг – беремся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг – беремся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.

2.Игра  называется «Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу.

Ход: будем передавать сердечко волшебное друг другу и нужно представить себя, назвав своё имя так, как вам  больше всего нравится,  и положительно себя охарактеризовать  словом на первую букву вашего имени, и не забудьте улыбнуться друг другу.

-Вот мы с вами и познакомились.

3.Педагог: А сейчас мы поиграем в игру «Мы – разные»

-А насколько мы разные, сейчас узнаем.

-Давайте поприветствуем аплодисментами тех, кто живёт в Магдагачи;

- Давайте  поприветствуем тех, у кого светлые волосы;        

- поприветствуем тех, кто воспитывает сына;

- поприветствуем тех, у кого темные волосы;

- поприветствуем тех, кто любит конфеты;

- поприветствуем тех, кто любит арбуз;

-поприветствуем тех,  кто смотрит мелодраммы;

- поприветствуем тех, кто воспитывает дочь;

-Ну а теперь хорошенько подумайте и скажите: какие мы все? (разные).

        Да, мы все разные, но  мы – вместе. И это очень здорово!!! Но мы с вами чем-то и схожи, потому что все собрались на это мероприятие – испытать себя и узнать что-то новое и поделиться опытом.

- Человек приходит в эту жизнь, для того, чтобы после себя что-то оставить: построить дом, вырастить сына, посадить сад.

- У вас уже есть свои дома, дети, внуки,  я предлагаю вырастить в нашем саду необычное, а может даже и волшебное Дерево доброты, уважения, понимания, дерево толерантности.

- Семечко мы с вами уже посадили: мы с вами собрались все вместе, узнали насколько мы разные.

-А вырастет ли дерево, узнаем позже.

4.Игра “Это здорово! ”

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас каждый из  нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово! ” и одновременно поднять вверх большой палец.

5.Следующий методический прием, который можно использовать на занятии это художественное слово (стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы зарубежных авторов и сказки народов мира).

Огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, несомненно, оказывают  положительное влияние на формирование личности ребенка.

1. - В какой сказке А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.) …   «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. - В какой сказке хрупкая девочка ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву? Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»).

3. - В какой сказке главный герой был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой? (Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми,  кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь.) … И. Гауф «Карлик Нос»

4. - Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»

     Таким образом, любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.

6.Игра     “Волшебный мешочек”.

Цель:

  • продолжать закреплять понятие «толерантность
  • работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;
  • развитие фантазии, творческого мышления, развивать память педагогов, умение вспомнить пословицы и поговорки о толерантности

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения:

Не заглядывая в мешочек, берете один предмет. Вам нужно найти связь между этим предметом и понятием толерантности. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

 Вот мы с вами и закрепили   понятие толерантности. И наше семечко проросло и превратилось в могучий ствол с ветками, это основа нашего дерева.

-А чтобы распустились   листочки, для этого  мы скажем друг другу комплименты.

  7.«Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива

   Будем говорить друг другу комплименты, и дарить листочки с волшебного сундучка.

Ой,  какие молодцы!!! А теперь листочки прикрепите к нашему дереву.

Пока участники прикрепляют листочки,  звучит песня  «Мы вместе».

Заключительная часть.

     Посмотрите, какое прекрасное дерево толерантности получилось у нас! Если по всей земле расцветут такие деревья, то за свое будущее мы сможем не волноваться. Не забывайте: все мы – разные, но мы – ВМЕСТЕ!!! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Любовь П рощение Т ерпение

Слайд 3

Толерантность – это милосердие; Толерантность - это сострадание; Толерантность - это уважение; Толерантность - это доброта души; Толерантность - это дружба.

Слайд 5

Толерантность – значит это, Если дружно все живут. И теплом сердец согреты, детский сад наш, быт, уют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантное воспитание детей дошкольного возраста

Наши детские коллективы многонациональны. Воспитателю необходимо знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от этнической принадлежности....

Консультация для педагогов по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим сред...

Консультация для педагогов «Формы и методы формирования толерантности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обраща...

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»

Понятие толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разносторонние значения, это понятие наполнятся новыми смыслами в соотве...

"Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...