Занятия в детском саду: серьезная работа или увлекательная игра
статья

Егорова Таисия Олеговна

 

В данной статье отражена роль раннего детского опыта в развитии успешной личности.

Показана значимость игры как главного инструмента образования в дошкольном детстве.

Представлены психолого-педагогические возможности детской игровой деятельности в системе современного дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_eto.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА ИЛИ УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

Т.О. Егорова

Россия, Санкт-Петербург, ГБДОУ Детский сад № 145

Аннотация: в данной статье отражена роль раннего детского опыта в развитии успешной личности. Показана значимость игры как главного инструмента образования в дошкольном детстве. Представлены психолого-педагогические возможности детской игровой деятельности в системе современного дошкольного образования.  

Abstract: this article reflects the role of early childhood experience in the development of a successful personality. The importance of the game as the main tool of education in preschool childhood is shown. The article presents psychological and pedagogical possibilities of children's play activity in the system of modern preschool education.

Ключевые слова: раннее развитие, игра, социокультурные навыки.

Keywords: early development, game, socio- cultural skills.

Исследование Нобелевского лауреата, американского экономиста Джеймса Хекмана о роли раннего детского опыта в буквальном смысле перевернуло взгляд на дошкольное образование во всем мире. Профессор Чикагского университета экспериментальным путем показал, что воспитание и образование в возрасте от 0 до 6 лет оказывают мощное влияние на развитие познавательных, социальных и эмоциональных способностей, являющихся предпосылками высокой экономической эффективности человека. При этом именно в дошкольном детстве закладываются предпосылки успешности личности в зрелом возрасте. Следовательно, инвестиции в дошкольное образование - это уже не расходная часть государственного бюджета, а вложение в будущий экономический рост. 

И пока экономисты, политики и ученые рассматривают вопросы целесообразности инвестиций в дошкольное образование на государственном уровне, многие современные родители увлечены процессом раннего развития своих детей. «Научим читать за 8 занятий», «Введение в математику для детей с 2 до 3 лет», «Школа креативного мышления для детей с 3 лет» - вот такие «образовательные» услуги все чаще появляются в сети Интернет. А родители записывают своих малышей во всевозможные центры раннего развития чуть ли не с ясельного возраста, в полной уверенности, что это станет залогом успешности в будущем и даст детям массу преимуществ перед сверстниками. Большинство родителей в погоне за желанием насытить будни ребенка разнообразными многочисленными «занятиями» тем самым ограничивают его в общении, лишают самой важной составляющей успешного детского развития  - игры.

В своей лекции «Как научить мозг учиться» знаменитый российский психолингвист и нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Черниговская раскрывает, что важно не столько пичкать ребёнка знаниями, сколько учить его правильно пользоваться мозгом, «научить ребенка учиться». В дошкольном детстве важно не столько дать ребенку знания, сколько развить необходимые в современном обществе навыки – как когнитивные (способность воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира), так и некогнитивные (стиль поведения, черты характера, особенности коммуникации).

Для здорового дошкольного детства игра - это важнейший вид деятельности, отображающий весь калейдоскоп впечатлений, которые ребенок получает в повседневной жизни. От игр в дочки-матери, в войну, в разбойников до разнообразных игр в путешествие, в больницу, в цирк, в театр, в пожарных, строителей и т.п., - это особая условная форма отображения детьми событий реальности, так называемый образ мира глазами ребенка. Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра - это всегда мир иллюзий. И в этом мире ребенок никогда не теряет своего реального «Я»». Именно в процессе игрового взаимодействия развиваются  такие важные социокультурные навыки как настойчивость, мотивация и уверенность в себе, умение выстроить конструктивное взаимодействие. 

Занятия в детском саду - это обучение, которое идет не всегда за письменным столом. Это игры-экспериментирования, сюжетные игры, дидактические игры, игры-забавы, интеллектуальные и подвижные игры, которые до страсти захватывают ребенка в этом возрасте и развивают важнейшие функции мозга для дальнейшего обучения в школе. Если рассматривать стратегии по развитию дошкольного образования в России, то планируется видоизменение предметно-пространственной среды именно для создания условий развития детской творческой игры. Это и создание игротеки в детских садах для погружения детей в мир профессий с обучением элементарным навыкам,  и выстраивание вертикалей образования с раннего детства (например, освоение инженерных специальностей через конструирование, моделирование и макетирование). Таким образом, занятия в детском саду - это не только увлекательная игра для самого ребенка, но и серьезная работа мозга с прицелом на будущее.

Литература:

  1. Хекман Дж. Дж., Мун С. Х., Пинто Р., Савельев П. А., Явиц А. Экономическая отдача от дошкольного образования детей из неблагополучных семей: уроки программы «Хайскоуп Перри» // Финансы и бизнес. — 2010. № 3. — С. 39-51
  2. Видео-лекция профессора СПБГУ Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться» на интернет-канале YouTube
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, г. Москва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида Увлекательные игры Воскобовича

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.Самые известные из них – «Геоконт»...

Занятие в детском саду. Тема «Кто работает в детском саду».

Данное занятие помогает формировать эмоционально-положительное отношение к работникам детского сада.Способствует обогащению первоначальных представлений детей о назначении, помещениях, деятельнос...

Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки Игровое занятие в детском саду для детей 2-3 лет

Организационный моментЗдесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей.Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте к...

Публикация статьи в педагогический колледж (2022) 1. Тема: Методы проведения физкультурного занятия в детском саду (опыт работы)

В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.Моя позиция в работе инструктора по физической культуре:&laqu...