Консультация для воспитателей «Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Вдовкина Мария Федоровна

«Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, который ночью разговаривает со звездами,  коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. В детских руках деревянные кубики играют марш, а цветные карандаши – польку» - пишет в своей книге «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_aprel_2018_-moya.docx155.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №10 "Родничок"

Подготовила музыкальный руководитель

 МБДОУ ДС № 10,

Лермонтова,29

Вдовкина Мария Федоровна

Апрель, 2018 г.

Элементарное музицирование  как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста

                Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов.

Детские музыкальные инструменты сегодня обязательно должны быть в музыкальном зале и в группе любого детского сада и школы. Это – ничем не заменимое оборудование, без него невозможно работать в соответствии с современными требованиями ФГОС. Именно инструменты создают ту невозможно-притягательную,  музыкально-творческую среду, которая обещает детям стать  музыкантами и позволяет изучать музыку на собственном опыте. Здесь они могут проявлять свою инициативу, быть «открывателями» новых возможностей.

Существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще инструмент ему нужен.

«Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, который ночью разговаривает со звездами,  коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. В детских руках деревянные кубики играют марш, а цветные карандаши – польку» - пишет в своей книге «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности ритм выступает как ее фундаментальная основа, то и первыми инструментами детей раннего дошкольного возраста и младших дошкольников  становятся шумовые  инструменты во всем их богатстве и разнообразии!

С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительная иллюстрация стихов и сказок).  При этом происходит закрепление за звучаниями определенной семантики (дождь, часы, гром, жуки, ручей, снежная буря и т.д.). Позже дети способны устанавливать и опосредованную, более сложную ассоциативную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (музыка звездочки, песенка светлячка и т. п.)

Игры звуками – как простейшая импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов –  дает детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки.

Однако самым первым музицированием, которое станет одновременно и первым знакомством с музыкой, должно быть исполнение ее со звучащими жестами, которые являются незаменимым средством сразу, одномоментно вовлечь всех детей в переживание и активное участие в восприятии музыки.

Пусть они хлопают по коленям или в ладоши, а затем, во второй части, делают «фонарики», таким образом,  идет  подготовка  детей к действиям с инструментами. Каким бы педагогу ни казался простейшим инструментом такой маленький маракас или погремушка, для  двух - трехлетнего ребенка правильное музыкальное обращение с ним представляет сложность. Он должен уметь легко делать руками те движения, которые необходимы для игры на инструменте.

Практическая часть.

  1. Предлагаю вам вместе со мной попробовать озвучить простейшие стихи или игры с помощью рук и шумовых инструментов.

Для занятий с детьми часто используют музыкальные деревянные палочки -  клавесы. Сегодня я вам предлагаю использовать обычные карандаши.

Андрейка

Вот Андрейка идёт,                         стучать поочерёдно карандашами  по полу                                                    

Никогда не упадёт.                          стучать карандашами в воздухе

Топ – топ,                                        стучать попеременно карандашами по полу.

Топ .                                          

Строю дом – бум, бум!

Я стучу - бум, бум                      стучать попеременно карандашами по 2 раза

Колочу – бум, бум                      по полу и в воздухе на «бум – бум»

Строю дом – бум, бум-              

Буду жить я в нём!

  1. А сейчас вспомним стихотворение Агнии Барто про Таню.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч!

Предлагаю всем вместе поиграть, используя это стихотворение:

  1. Прохлопать ритм руками и по коленочкам
  2. Прохлопать ритм, используя  музыкальные палочки (карандаши) или ложки
  3. Усложнение: Прохлопать ритм  по – разному: 1, 2 строчки  (раз и)

3.4 строчки – (раз и - два и) с паузой между строчками

  1. Усложнение: пауза в конце первой и второй строчки стиха, а две последние строчки – звенят маракасом.
  2. Усложнение: в конце первой и второй строчки – педагог ударяет в бубен
  3. Усложнение: маракас дается ребенку, и он сам играет и повторяет последнюю строчку: Не утонет в речке мяч.

  1. А теперь поговорим о весне.

     Я в полдень слушаю капель:

Она журчит, как птичья трель,

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши на крыльцо,

Капель журчит, звенит, поёт,

Она ломает снег и лёд.

- А вы знаете, как они переговариваются между собой, когда к ним прилетает озорной ветер, давайте покажем.

Пальчиковая игра «Капель»

Кап кап кап – капель звенит (хлопки)

Словно с нами говорит (Хлопки по коленям)

Плачут от тепла сосульки (Собирают слёзы в ладошки)

И на крышах талый снег (Гладят себя по голове)

А у всех людей весною (Разводят руки в стороны)

Это вызывает смех (Руки на животе, повороты туловища вправо влево)

- А ещё можно изобразить,  как капель капает на музыкальных инструментах (Дети ритмично хлопают, медленно, быстро, педагог звенит колокольчиком не спеша, потом быстрее)

Ритмическая игра «Капель»  (используя ложки, треугольник, маракасы, погремушки)

Кап – кап – я капель,

Капаю тихонько,

Кап – кап – целый день,

Капли пляшут звонко

Кап – кап побыстрей,

Капли побежали,

Потому что солнышко

Капли увидали

- Пляшут капельки капели,

Целый день они звенят,

Ведь они на самом деле,

Ручейками стать хотят.

- А какими звуками воспроизводится ручеёк? (Колокольчики, бубенчики, металлофон) Покажите, как бегут весной весёлые ручейки, используя имеющиеся у вас инструменты.

С вами мы показали, как звенели капельки, весело бежал ручеёк. Шумели они так, что разбудили подснежники, а вы знаете, сказку про волшебную Снежинку?

Давайте вместе со мной  покажем эту сказку музыкальными  инструментами, которые у нас есть.

Вместе с воспитателями озвучиваем сказку «Волшебная снежинка» В. Хмельницкого.

Волшебная снежинка села на веточку (удар по треугольнику), с которой только что слетел последний листочек.
- Хочешь я стану листочком? 
(металлофон) – спросила Снежинка у веточки (маракасы).

Но веточка уже спала и ничего не ответила.

Тогда снежинка полетела вниз (металлофон или тремоло на треугольнике) и села на стебелек цветка (маракасы), который уже почти завял.
- Хочешь я стану цветком? 
(металлофон или тремоло на треугольнике) – спросила волшебная Снежинка  у стебелька (маракасы).

Но стебелек уже спал и ничего не ответил.
Тогда снежинка полетела
(металлофон или тремоло на треугольнике) к озеру, в котором водились золотые рыбки (маленький бубен)

- Хочешь, я стану  твоей золотой рыбкой? (металлофон или тремоло на треугольнике) - спросила волшебная Снежинка

Но  озеро уже спало, скованное льдом, и ничего не ответило Снежинке.

Так летала (металлофон или  ударять легонько по треугольнику) 

Снежинка всю зиму, спала то в одном сугробе, то в другом и только в начале весны (бубенчики) догадалась стать (металлофон и колокольчик) 

Подснежником  без всякого разрешения.

Шумовые ударные инструменты можно  использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Самое первое представление о выразительности различных тембров они получат, если попробовать озвучить с ними какую-нибудь известную сказку.

Я уже показывала детям  сказки  «Курочка Ряба» и «Колобок»  с музыкальными инструментами. Я думаю, что дети получили удовольствие от самой сказки и от того, что можно поэкспериментировать с музыкальными инструментами самостоятельно.

Сегодня я вам показала варианты работы с детьми, которые вы можете самостоятельно использовать в группе для развития речи детей и  эмоциональной отзывчивости  на музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...

Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».

Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....

Консультация для воспитателей "Бизиборд, как нетрадиционное средство развития детей раннего возраста"

Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников раннего возраста является идея создания бизиборда....

Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Уп...

Консультация для воспитателей "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1»             Консультация для воспитателей &laq...