Консультация для воспитателей «Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
«Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, который ночью разговаривает со звездами, коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. В детских руках деревянные кубики играют марш, а цветные карандаши – польку» - пишет в своей книге «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №10 "Родничок"
Подготовила музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 10,
Лермонтова,29
Вдовкина Мария Федоровна
Апрель, 2018 г.
Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста
Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов.
Детские музыкальные инструменты сегодня обязательно должны быть в музыкальном зале и в группе любого детского сада и школы. Это – ничем не заменимое оборудование, без него невозможно работать в соответствии с современными требованиями ФГОС. Именно инструменты создают ту невозможно-притягательную, музыкально-творческую среду, которая обещает детям стать музыкантами и позволяет изучать музыку на собственном опыте. Здесь они могут проявлять свою инициативу, быть «открывателями» новых возможностей.
Существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще инструмент ему нужен.
«Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, который ночью разговаривает со звездами, коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. В детских руках деревянные кубики играют марш, а цветные карандаши – польку» - пишет в своей книге «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.
Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности ритм выступает как ее фундаментальная основа, то и первыми инструментами детей раннего дошкольного возраста и младших дошкольников становятся шумовые инструменты во всем их богатстве и разнообразии!
С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительная иллюстрация стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенной семантики (дождь, часы, гром, жуки, ручей, снежная буря и т.д.). Позже дети способны устанавливать и опосредованную, более сложную ассоциативную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (музыка звездочки, песенка светлячка и т. п.)
Игры звуками – как простейшая импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов – дает детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки.
Однако самым первым музицированием, которое станет одновременно и первым знакомством с музыкой, должно быть исполнение ее со звучащими жестами, которые являются незаменимым средством сразу, одномоментно вовлечь всех детей в переживание и активное участие в восприятии музыки.
Пусть они хлопают по коленям или в ладоши, а затем, во второй части, делают «фонарики», таким образом, идет подготовка детей к действиям с инструментами. Каким бы педагогу ни казался простейшим инструментом такой маленький маракас или погремушка, для двух - трехлетнего ребенка правильное музыкальное обращение с ним представляет сложность. Он должен уметь легко делать руками те движения, которые необходимы для игры на инструменте.
Практическая часть.
- Предлагаю вам вместе со мной попробовать озвучить простейшие стихи или игры с помощью рук и шумовых инструментов.
Для занятий с детьми часто используют музыкальные деревянные палочки - клавесы. Сегодня я вам предлагаю использовать обычные карандаши.
Андрейка
Вот Андрейка идёт, стучать поочерёдно карандашами по полу
Никогда не упадёт. стучать карандашами в воздухе
Топ – топ, стучать попеременно карандашами по полу.
Топ .
Строю дом – бум, бум!
Я стучу - бум, бум стучать попеременно карандашами по 2 раза
Колочу – бум, бум по полу и в воздухе на «бум – бум»
Строю дом – бум, бум-
Буду жить я в нём!
- А сейчас вспомним стихотворение Агнии Барто про Таню.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч!
Предлагаю всем вместе поиграть, используя это стихотворение:
- Прохлопать ритм руками и по коленочкам
- Прохлопать ритм, используя музыкальные палочки (карандаши) или ложки
- Усложнение: Прохлопать ритм по – разному: 1, 2 строчки (раз и)
3.4 строчки – (раз и - два и) с паузой между строчками
- Усложнение: пауза в конце первой и второй строчки стиха, а две последние строчки – звенят маракасом.
- Усложнение: в конце первой и второй строчки – педагог ударяет в бубен
- Усложнение: маракас дается ребенку, и он сам играет и повторяет последнюю строчку: Не утонет в речке мяч.
- А теперь поговорим о весне.
Я в полдень слушаю капель:
Она журчит, как птичья трель,
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши на крыльцо,
Капель журчит, звенит, поёт,
Она ломает снег и лёд.
- А вы знаете, как они переговариваются между собой, когда к ним прилетает озорной ветер, давайте покажем.
Пальчиковая игра «Капель»
Кап кап кап – капель звенит (хлопки)
Словно с нами говорит (Хлопки по коленям)
Плачут от тепла сосульки (Собирают слёзы в ладошки)
И на крышах талый снег (Гладят себя по голове)
А у всех людей весною (Разводят руки в стороны)
Это вызывает смех (Руки на животе, повороты туловища вправо влево)
- А ещё можно изобразить, как капель капает на музыкальных инструментах (Дети ритмично хлопают, медленно, быстро, педагог звенит колокольчиком не спеша, потом быстрее)
Ритмическая игра «Капель» (используя ложки, треугольник, маракасы, погремушки)
Кап – кап – я капель,
Капаю тихонько,
Кап – кап – целый день,
Капли пляшут звонко
Кап – кап побыстрей,
Капли побежали,
Потому что солнышко
Капли увидали
- Пляшут капельки капели,
Целый день они звенят,
Ведь они на самом деле,
Ручейками стать хотят.
- А какими звуками воспроизводится ручеёк? (Колокольчики, бубенчики, металлофон) Покажите, как бегут весной весёлые ручейки, используя имеющиеся у вас инструменты.
С вами мы показали, как звенели капельки, весело бежал ручеёк. Шумели они так, что разбудили подснежники, а вы знаете, сказку про волшебную Снежинку?
Давайте вместе со мной покажем эту сказку музыкальными инструментами, которые у нас есть.
Вместе с воспитателями озвучиваем сказку «Волшебная снежинка» В. Хмельницкого.
Волшебная снежинка села на веточку (удар по треугольнику), с которой только что слетел последний листочек.
- Хочешь я стану листочком? (металлофон) – спросила Снежинка у веточки (маракасы).
Но веточка уже спала и ничего не ответила.
Тогда снежинка полетела вниз (металлофон или тремоло на треугольнике) и села на стебелек цветка (маракасы), который уже почти завял.
- Хочешь я стану цветком? (металлофон или тремоло на треугольнике) – спросила волшебная Снежинка у стебелька (маракасы).
Но стебелек уже спал и ничего не ответил.
Тогда снежинка полетела (металлофон или тремоло на треугольнике) к озеру, в котором водились золотые рыбки (маленький бубен)
- Хочешь, я стану твоей золотой рыбкой? (металлофон или тремоло на треугольнике) - спросила волшебная Снежинка
Но озеро уже спало, скованное льдом, и ничего не ответило Снежинке.
Так летала (металлофон или ударять легонько по треугольнику)
Снежинка всю зиму, спала то в одном сугробе, то в другом и только в начале весны (бубенчики) догадалась стать (металлофон и колокольчик)
Подснежником без всякого разрешения.
Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Самое первое представление о выразительности различных тембров они получат, если попробовать озвучить с ними какую-нибудь известную сказку.
Я уже показывала детям сказки «Курочка Ряба» и «Колобок» с музыкальными инструментами. Я думаю, что дети получили удовольствие от самой сказки и от того, что можно поэкспериментировать с музыкальными инструментами самостоятельно.
Сегодня я вам показала варианты работы с детьми, которые вы можете самостоятельно использовать в группе для развития речи детей и эмоциональной отзывчивости на музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-650726-1447936443.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-442013-1398504320.jpg)
Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».
Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-108330-1479724028.jpg)
Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...
консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-767265-1457800357.jpg)
Консультация для воспитателей "Бизиборд, как нетрадиционное средство развития детей раннего возраста"
Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников раннего возраста является идея создания бизиборда....
Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»
Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Уп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1365045-1637296597.jpg)
Консультация для воспитателей "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1» Консультация для воспитателей &laq...
- Мне нравится (1)