"Обеспечение психолого - педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в условиях ФГОС"20.03.2020г
материал (младшая группа)

Карижская Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями и детьми по нравственно – патриотическому воспитанию

Сегодня очень актуально звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по собственному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию веду систематически и последовательно по блокам:

  1. «Моя семья» - учить детей называть имена членов семьи, воспитывать чувство гордости, уважения к старшему поколению.
  2. «Наши мамы и папы» - прививать уважение к родителям, их труду.
  3. «Родной мой дом» - прививать любовь к своему дому, детскому саду, воспитывать желание оказывать помощь своим родным.
  4. «Моё село» - познакомить с названием своего родного села, с растительным и животным миром, воспитывать бережное отношение к природе.

Используем такие формы работы, как занятия, беседы , рассказы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, игры со строительным материалом, наблюдения за живой и неживой природой, за трудом взрослых, чтение художественной литературы.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературы, русским народным играм, устному народному творчеству. Широко используем все виды фольклора( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Провели занятие «День рождения у Кати», где целью было знакомить детей с фольклорными произведениями русского народа. Воспитывать у детей любовь к родному языку. Вызвать у детей интерес и желание поиграть, создать радостное настроение.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Формирование патриотических чувств происходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников дошкольного учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

В работе с родителями используем разнообразные формы: проводим родительские собрания, беседы, индивидуальные беседы, вывешиваем информацию в родительский уголок, подготовили консультации для родителей: «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию», «Как воспитывать маленького патриота», «Культура традиций». Провели анкетирование «Приобщение детей к семейной традиционной культуре», тренинговые игры и упражнения, направленные на улучшение детско-родительских взаимоотношений, фотовыставку «Я и моя семья».

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.  Я буду продолжать начатую работу



Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями

Я работаю в младшей группе детского сада. Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад. В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями.

Я использую разные формы организации работы с родителями: консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», «Упрямство – что же делать?», «Учим ребенка общаться!» и т.д, родительские собрания, анкетирование родителей, опросы, советы, и т. д.

Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.

Я стараюсь оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Самым главным, на мой взгляд, является то, как ребенка встречает воспитатель и дети, атмосфера в группе. Детский сад начинается с групповой раздевалки. Важно чтобы она была уютная и красивая.

Форма работы через родительские уголки является традиционной.

В родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах. Для информаций имеются папки – передвижки; «Адаптационный период», «Закаливание детей младшего возраста», «Правила дорожного движения», «Родной язык – самый красивый язык!» (национально-региональный компонент), «Папка для родителей», где собран материал для родителей и т. д.

В раздевалке важное место отведено периодически меняющейся фотогазете, она содержит всю информацию о жизни нашей группы. Эта форма работы является востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Темы стенгазет:

  1. «Мы совсем уже не плачем, всё у нас в порядке!» (Фотоснимки детей в процессе игр, освоения трудовых, культурно-гигиенических навыков)

Фотографии постоянно обновляются. В газете помещены стишки - уговорушки Нины Пикулевой:

Горошинки-непрошинки

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда Вы взялись?

Трамваем или поездом

До нас Вы добрались?

Не-е-ет,

Портить настроение

Никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

Кто тут плачет?

Кто тут плачет,

Ой-ой-ой!

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже –

посмотрите!

  1. «Мы встречали Новый Год!»,
  2. «А у нас Масленица!»,
  3. «Один день из жизни детского сада»,
  4. «Вот как мы занимаемся!» и др.

Очень хорошо, когда под рукой телефон и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Родители приводят в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей. И задача воспитателя сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках. Мы часто делаем коллективные работы, и я стараюсь запечатлить весь процесс нашей деятельности на снимках, например: коллективная работа: «Веточка мимозы для мамы» и др.

В раздевалке вывешиваю плакаты-поздравления для родителей (8 Марта, День защитников Отечества, День победы).

Целесообразно выполнять следующие моменты в работе:

  • создание в группе психически комфортной обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла(использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр);
  • осуществление постепенного приема детей по щадящему графику индивидуальному для каждого ребенка;
  • ежедневное наблюдение за психическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации;
  • создание специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей;
  • организация игр-забав, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком;
  • игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прядки», «Зашагали ножки топ-топ-топ ».

Работа с родителями очень трудна и очень интересна. Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие, которые с недоверием выслушивают требования воспитателя, стараются доказывать своё мнение.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.

Поэтому очень важно оказать необходимую помощь родителям, привлечь их к участию в совместной работе.


 



Предварительный просмотр:

Формирование педагогической компетентности родителей

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В практике работы ДОУ сложились формы работы с родителями по повышению их родительской компетентности, но в большинстве своем направлены на информационную составляющую компетентности, на преобладание монологической ориентации в общении педагогов с родителями. Решение данной проблемы было найдено в использовании нетрадиционных форм, которые способствуют установлению более тесных доверительных контактов между педагогами, детьми и родителями, развитию диалогических отношений «педагог - семья».

На достижение цели - повышения педагогической компетентности родителей путем использования нетрадиционных форм -  направлены следующие задачи:

  • вовлечь семью в образовательный процесс и сплотить коллектив родителей посредством нетрадиционных форм работы.
  • способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребёнком.
  • поддерживать важные социальные функции семьи: воспитательную, досуговую, коммуникативную;
  • содействовать формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.

В основу работы положен авторский алгоритм взаимодействия воспитателя и семьей:

1 этап: ознакомительныйНалаживание контактов с семьями воспитанников осуществляется через индивидуальные беседы. Наблюдения, опросники и тесты Е.П. Арнаутовой, С. В. Глебовой помогают увидеть отношение родителей к своему ребенку, узнать об их педагогических возможностях, выявить мнение родителей по вопросам развития ребенка, их стиле воспитания, уровне педагогических знаний.

2 этап: индивидуальная работа. Осуществляется в виде доверительной беседы, рекомендуемых статей по педагогике и психологии. Стенгазеты с материалами о семейных увлечениях («ЗОЖ моей семьи» и др.) направлены на ознакомление с опытом семейного воспитания и традициями семьи.

3 этап: интегративный. Осуществляется через различные формы взаимодействия.

Фотоальбом «Моя дружная семья». В нем есть своя «семейная» страничка у каждого ребенка, она дает детям возможность, находясь в детском саду, быть ближе к своей семье.

Интегрированные праздники и развлечения (роли играют родители), совместные походы на природу направлены на развитие умений у родителей общаться не только со своим ребенком, но и с его сверстниками, правильной организации детских праздников, семейного досуга, помогают сплотить детско-родительский коллектив группы.

Индивидуальный семейный досуг с выходом в семью ребенка проводится по приглашению родителей, направлен на выявление социальных условий жизни, особенностей и решения проблем конкретной семьи. Продуман алгоритм подготовки и проведения семейного досуга.

«Музей одной семьи» представлен в виде стенгазет «Мир наших увлечений», различных выставок, родословных, фоторепортажей семьи «Как строили дом» и др.

Выставка «Очень умелые ручки», ее участниками является одна конкретная семья и представляет свои увлечения: изготовление игрушек и др.

4 этап: рефлексивный. Родители самостоятельно составляют сценарии, организуют праздники, снимают фильмы и делают презентации о жизни группы, о прошедших мероприятиях, проводят мастер-классы (изделия из соленого теста и др.).

5 этап – перспективный. Совместное планирование мероприятий.

Такая система работы дает возможность повысить педагогическую компетентность родителей. У них формируется понимание того, что для благоприятного развития ребенка надо пробовать, искать, учиться,  меняться самим.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в соответствии с ФГОС ДО. Формы работы МДОУ с родительской общественностью.»

laquo;Обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьив соответствии с ФГОС  ДО.Формы работы МДОУс родительской общественностью.»...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...

«Психолого - педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольной организации.»

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»....

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях ФГОС

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях ФГОС...

«Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей».

Cовместная работа образовательного учреж­дения и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобще­нию его к здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, опреде­ляющих е...