Возрастные особенности
консультация

ВОЛКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_krizisy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как пережить возрастной кризис ребенка?


Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.),что часто беспокоит родителей. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов). Так когда же наступает кризис и как  пережить этот сложный период? Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу). На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).
 

Кризис трех лет

Еще вчера ваш  малыш был послушным и спокойным, а сегодня  вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис трех лет 

Признаки кризиса: упрямство, негативизм (ответ на любую просьбу – «нет», любое требуемое действие – «с точностью до «наоборот»), самостоятельность,  обесценивание старых правил и норм поведения.

Советы родителям:

  • Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
  • Позвольте малышу быть самостоятельным.
  • Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
  • Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, , то дочь, скорее всего, будет повторять ее тип поведения).
  • При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит.
  • Соблюдайте распорядок дня. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть.
  • Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка.                                                                                       Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
    Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
    Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
    Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
    Своеволие. Стремится все делать сам.
    Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
    Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
    Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
     
    Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам" . Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".
     
    Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
     
    Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.
     
    Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность.
     

Кризис семи лет

 
Ребенок прощается с детским садом и должен быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
 

Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

 

1.Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.
 

2.Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение.
 

3.Мотивационная готовность.
Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.
 

Возможные неблагоприятные последствия: нежелание учиться, посещать школу; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой.
 

Советы родителям

  • Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье.
  • Заранее проконсультируйтесь с психологом образовательного учреждения, которое посещает Ваш ребенок по поводу психологической готовности к школьному обучению.
  • Создайте условия для познавательного развития (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  • Больше общайтесь с ребенком: расскажите, что ему предстоит идти в школу (как там интересно, сколько нового он узнает, избегайте негативных высказываний), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...