Программа "Юный пловец" (6-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)

Орлова Юлия Викторовна

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_plovets.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

МБДОУ детского сада

Протокол от 28.08.2017 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБДОУ

детского сада

от 28.08.2017 г. № 168

Дополнительная общеобразовательная программа -

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный пловец»

для детей 6 – 7 лет

на 2017 - 2018 учебный год

 Составитель: Орлова Ю.В.

Старший воспитатель
                                                                       


2017

Содержание

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………3
1.2. Цель и задачи реализации Программы………………………………… 4
1.3. Возраст детей, участвующих в реализации Программы. Сроки реализации Программы. Формы и режим занятий…………………………..5
1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками Программы……………………………………………………………………  5
1.5. Формы подведения итогов и способы определения их

результативности………………………………………………………………6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание изучаемого курса………………………………………… 7
2.2. Учебный план …………………………………………………………... 7

2.3. Календарно-тематическое планирование……………………………   8

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Методическое обеспечение и условия реализации Программы……..15
3.2. Литература……………………………………………………………….16

3.3 Приложение 1……………………………………………………………..17


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

                        1.1. Пояснительная записка

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой  одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию особенно актуален для детей дошкольного возраста, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.

Актуальность программы заключается в том, что  плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Новизна. В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются занятия аквааэробикой.

Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.

Данная программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, разработана на основе программы Арзамасцевой Л. С., Морозовой Л.Д., Миклевой Н. В. «Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ».

Педагогическая целесообразность. Настоящая программа не дублирует содержание рабочей программы по плаванию в МБДОУ, а является дополнительной и учитывает специфику работы с детьми дошкольного возраста, возрастные особенности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Ее отличительной особенностью является обучение детей правильному плаванию с включением элементов аквааэробики, в процессе чего происходит развитие физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни.

1.2. Цели и задачи

Цель:  способствовать улучшению всестороннего физического развития и плавательной подготовленности детей средствами музыкально-ритмических движений в воде.

Задачи:

  1. освоение новых и более сложных упражнений и способов плавания;
  2. совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма;
  3. развитие плавательных навыков через разучивание согласованных упражнений и композиций;
  4. формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде.

1.3. Возрастные особенности

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-7 лет.
Дети 6-7 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка. Данный возраст является оптимальным для занятий в воде. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому педагог должен быть очень внимателен и не допускать перегрузки.

Срок реализации программы:1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю в течение 9 месяцев.
Продолжительность занятий 30 минут.
Форма проведения: групповые занятия по 10 чел.

1.4. Ожидаемые результаты

  •  Оздоровление, укрепление мышц сердца, улучшение кровообращения в сосудах, развитие дыхательного аппарата, профилактика нарушений осанки, сутулости, плоскостопия.
  • Умение скользить на груди и на спине с задержкой дыхания и с выдохом в воду.
  • Освоение техники работы ног как при способе кроль на груди и на спине.
  • Умение проплывать облегченным способом на груди и или на спине 6-7 метров.
  •  Расширение спектра двигательных умений и навыков в горизонтальном и вертикальном положениях тела в воде.
  • Приобретение грации, пластичности, выразительности движений.

1.5. Формы подведения итогов и способы определения их результативности.

Оценка качества обучения детей старшего дошкольного возраста в данной программе оценивается по 4-балльной системе.

3,5 балла и выше - высокий уровень,

2,5- 3,4 балла - средний уровень,

2,4 балла и ниже - низкий уровень.

Оценочные тесты

Ф.И. ребёнка

Скольжение на груди

Скольжение на спине

Специальные

упражнения

Выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела.

1

2

3

Ф.И. ребёнка

Развитие творчества в воде

Согласованное выполнение упражнений под музыку

Пластика в движениях

Сумма

баллов

1

2

3

Тестовые задания и критерии (см. Приложение1)

Способы определения результативности

  • показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей;
  • оформление стендов в группах по результатам мониторинга;
  • оформление фотовыставок в течение года.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание изучаемого курса

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. В основе программы лежит овладение детьми различных видов движений в воде: ходьба, бег, прыжки, скольжение, погружение, держание тела на воде, упражнения на дыхание, плавание облегченным способом, игры и игровые упражнения, а также развитие движений по аквааэробике.

 Содержание занятий строится в порядке возрастающей сложности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Структура программы состоит из четырёх последовательных этапов:

2.2. Учебный план

Содержание

Количество занятий

1

Вводное занятие «Здравствуй, бассейн»

2

2

Упражнения, обучающие дыханию

9

3

Обучение плаванию облегчённым способом

17

4

Аквааэробика

42

5

Открытые занятия

2

ИТОГО

72

Структура  занятия.

Занятия по плаванию делятся на три этапа:

Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоения в воде техники плавательных движений.

Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой плавания (аквааэробики), повторяется пройденное, проводится игры на совершенствование усвоенных движений.

Заключительный этап – это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).

2.3. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Темя занятий

Содержание занятий

1

сентябрь

«Здравствуй, бассейн»

Привыкание к воде. Обучение базовым движениям акваэробики, правильному дыханию, приемам безопасного пребывания в воде. Ознакомление с видом аквааэробики и

разнообразным акваоборудованием.

2

«Здравствуй бассейн»

Вдох и выдох в воду.Лежание на груди и на спине.Скольжение на груди и на спине. Скольжение на груди и на спине с движениями ног.Скольжение на груди и на спине с помощью движений ног и рук с выдохом в воду.

3,4

«Волшебные пузыри»

Выдохи в воду, погружение в воду на задержку дыхания. Развитие координации и самостоятельности действий в воде. Привитие личной гигиены

5,6

«Вода мой лучший друг»

Закрепление навыка вдоха и выдоха в воду. Погружение под воду, задержка дыхания и открывание глаз в воде. Лежание на воде. Упражнение «Морская звёздочка» на груди, спине.

7

«Поплавок, медуза,

звёздочка»

Изучение новых упражнений «поплавок», «медуза»,

«звёздочка»

8

«Моторная лодка»

Скольжение кролем на груди и на спине с работой рук , ног (в полной координации).

1,2

октябрь

«Моторная лодка»

Скольжение кролем на груди и на спине с плавательной доской и работой ног с дыханием. Развитие гибкости и формирование правильной осанки.

3,4

«Подводная лодка»

Развитие мышц тела и нижних конечностей с помощью специальных упражнений;

Обучение погружению под воду без чувства страха на задержке дыхания.

5

«Моряки плывут»

Обучение передвижению по дну бассейна различными видами ходьбы, бега и прыжками в сочетании с дыхательными упражнениями.

6

«Найди клад»

Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми.

7,8

«Гимнастический рисунок»

Разучивание и закрепление различных коллективных движений, а также упражнений в воде с гибкими палками под музыку.

1,2

ноябрь

«Водолазы»

Погружение в воду с задержкой дыхания и открыванием глаз под водой. Скольжения на груди и на спине с работой ног с дыханием. Развитие гибкости и формирование правильной осанки.

3

«Ловкие пингвины»

Скольжения кролем на груди и на спине с работой ног с дыханием. Общеразвивающие упражнения.

4

«Мы любим плавать»

Вдохи и выдохи в воду.Задержка дыхания под водой.Скольжение на груди и на спине с работой ног и дыханием (совершенствование).Воспитание устойчивого интереса к процессу выполнения плавательного задания.

5,6

«Музыкальные упражнения в воде»

Переход к упражнениям под музыку, с целью сплачивания детей при помощи специально подобранных игр, проводимых в воде;

Снятие напряжения, тревожности и повышенной агрессивности средствами игр и совместных упражнений.

7,8

«Музыкальные упражнения в воде»

Выполнение упражнений, направленных на укрепление сердечно-сосудистой системы с постепенным увеличением интенсивности тренировок при помощи ножных манжет;

Обучение способам самоконтроля и саморегуляции, снятию стресса при помощи специальных приёмов и упражнений в воде.

1

декабрь

«Моторная лодка»

Гребковые движения рук при плавании кролем на груди. Скольжение на груди с одновременным вдохом и работой ног.

Воспитание волевых качеств.

2

«Винт»

Скольжение кролем на груди и на спине. Скольжение на груди с выполнением выдохов в воду с плавательной доской. Воспитание волевых качеств.

3,4

«Догони игрушку»

Выполнение упражнений, направленных на укрепление сердечно-сосудистой системы с постепенным увеличением интенсивности тренировок при помощи ножных манжет;

Обучение способам самоконтроля и саморегуляции, снятию стресса при помощи специальных приёмов и упражнений в воде.

5,6

Повторение пройденных элементов

Повторение разученных на предыдущих занятиях комплексов упражнений для укрепления различных мышц организма.

7

Открытое занятие «Капельки» по аквааэробике

Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению совместной согласованности;

Формирование чувства радости и удовольствия от движений в воде под музыку

8

«Раз,два,три – повтори»

Закрепление полученных умений по плаванию;

выполнение специальных упражнений для расслабления, снятия напряженности, тревожности.

январь

1,2

«Ловкие пингвины»

Разучивание коррекционных движений для профилактики плоскостопия и сколиоза; приучение детей к самостоятельному и каждодневному выполнению

3,4

«Равновесие»

Обучение попеременным движениям ног вверх-вниз; руки –поочередные круговые движения);

постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног при плавании данными способами;

Способствование эмоциональному раскрепощению детей при помощи игр в воде.

5,6

«Поплаваем, поиграем»

Обучение попеременным движениям ног вверх-вниз; руки – поочередные круговые движения);

Выполнение комплексов групповых упражнений под музыку с предметами и без.

7,8

«Поплаваем, поиграем»20

Постепенное усложнение упражнений, для координации рук и ног;

Эмоциональное раскрепощение детей при помощи игр в воде

1

февраль

«Моряки плывут»

Плавание кролем на груди в полную координацию без дыхания. Скольжение кролем на спине с работой ног.

2

«Мы пловцы»

Скольжение кролем на груди, спине с работой ног. Скольжение кролем на груди с выполнением выдоха и вдоха с работой ног. Воспитание устойчивого интереса к процессу занятия.

3,4

«Ручеек»

Формирование умения совместного выполнения движений;

Совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу;

Приучать детей  следить  за своей осанкой;

Формирование чувства радости и удовольствия от движений вводе под музыку.

5,6

«Цветные поплавки»

Формирование согласованности движений рук и дыхания в наклоне (на суше);

Разучивание движений под счет инструктора и его сигнал;

Воспитание взаимопомощи, посредством игровых упражнений.

7,8

«Парные движения»

Способствование качественному выполнению упражнений и соблюдению совместной согласованности движений;

корректирование  попеременной работы ног вверх-вниз;

формирование умения согласованно выполнять движения в паре;

возбуждение желания заниматься в воде под музыку.

март

1

«Ловкие пингвины»

Плавание кролем на груди в полной координации (гребковые движения руками, дыхание). Скольжение кролем на спине в полной координации.

2,3

«Игры на воде»

Эстафеты. Игры. Воспитание умения доводить начатое дело до конца , чувства товарищества.

5.6

«Озорные лягушата»

Учить детей выполнять движения согласованно, не только в своей тройке, но и взаимосвязано с остальными тройками;

выполнение простейших переворотов;

способствование возникновению мотивации к творческой деятельности.

7,8

«Озорные лягушата»

Учить детей выполнять движения в разных перестроениях.

Формирование умения выполнять перевороты на 180-360 градусов;

Обучение согласованному  выполнению движений под музыку;

способствование созданию новых движений, основанных на использовании личного опыта.

1

апрель

«Моторная лодка»

Гребковые движения рук при плавании кролем на груди. Скольжение на груди с одновременным вдохом и работой ног.

Воспитание волевых качеств.

2

«Винт»

Скольжение кролем на груди и на спине. Скольжение на груди с выполнением выдохов в воду с плавательной доской. Воспитание волевых качеств.

3,4

«Коллективная аквааэробика»

Координирование согласованного выполнения движений в различных упражнениях;

формирование умения выполнять переворот у края бассейна, продолжая движение в обратном направлении отталкиваясь от борта ногами;

выполнение разных движений под музыку с согласовыванием их друг с другом;

способствование творческой деятельности детей при выполнении упражнений под музыку.

5,6

«Коллективная аквааэробика»

Совершенствование переворотов на 180 градусов с последующим скольжением;

формирование интереса к плаванию между предметами с изменением направления;

разучивание движений под музыку, с ориентацией на её темп;

учить имитировать  движения животных, основываясь на использовании личного двигательного опыта.

7

«Коллективная аквааэробика»

Обучение согласованным, скоординированным движениям не только в своей тройке и в общей композиции;

выполнение простейших переворотов;

создание мотивации к творческой деятельности.

8

«Мой веселый мяч»

Закрепление умений выполнения различных упражнений с мячами в паре.

1

май

«Веселые ребята»

Вдох и выдох в воду.Лежание на груди и на спине.Скольжение на груди и на спине. Скольжение на груди и на спине с движениями ног.Скольжение на груди и на спине с помощью движений ног и рук с выдохом в воду.

2

«Веселые ребята»

Совершенствование отталкивания ногами от борта с продвижением вперед с мячом в руках;

выполнение задания самостоятельно считая про себя, согласовывать движения с музыкой

3

«Водные приключения»

Совершенствование выполнения переворота у края бассейна с продолжением движения в обратном направлении;

выполнение разнообразных согласованных движений под музыку;

вовлечение в творческую деятельность детей посредством выполнения упражнений под музыку.

4

«Водные приключения»

Выполнение движений в перестроениях;

совершенствования техники переворотов на 180-360 градусов ;

обучение согласованному выполнению движений под музыку.

5

Репетиции к открытому занятию

Совершенствование навыка переворота на 180 градусов с последующим скольжением и отталкиванием ногами от борта;способствование творческой деятельности детей, при выполнении упражнений под музыку.

6

Репетиции к открытому занятию

Координирование синхронности движений выполнении различных упражнений;

совершенствование согласованной работы рук и ног;

формирование чувства радости и удовольствия от движений в воде.

7

Открытое занятие «Вальс цветов»

Закрепление умения контролировать свое дыхание во время выполнения упражнений;

способствование оздоровлению посредством создания хорошего настроение, положительных эмоций.

8

Итоговое занятие

Повторение разученных на предыдущих занятиях комплексов упражнений для укрепления различных мышц организма.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1. Методическое обеспечение и условия реализации программы

1. Информационно-методические:

Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
2. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
3. Картинки с изображением морских животных.
4. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
5. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
6. Комплексы дыхательных упражнений.
7. Комплексы упражнений с элементами аквааэробики.
8. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

  1. Материально-технические условия:

1. Плавательные доски.
2. Колобашки.
3. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
4. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
5. Надувные круги разных размеров.
6. Нарукавники.
7. Гимнастические палки.

8. Пластмассовые кубики

9. Султанчики

10. Поролоновые палки (нудлсы).

11.Мячи разных размеров.


Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в

дошкольном образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 год.

  1. Арзамасцева Л. С., Морозова Л.Д., Миклева Н. В. «Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ».
  2. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и

спорт, 2000 год.

  1. Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. - Детство - Пресс, 2005 год.
  2. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов на Дону: Феникс,2001 год.
  3. Кашапов А.Н. Начальное обучение плаванию. - Ч.П., 2006 год.
  4. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском

саду и начальной школе: метод. Пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1980  год.

  1. Осокина Т.И. Как научить детей плавать - М. 1985 год.
  2. Осокина Т.И. Тимофеева Е.А. Богина Т.Л.Обучение плаванию в детском саду. - М.; Просвещение, 1991 год.
  3. Рыбак М.В. Плавай как мы! – М.:Обруч,2014 год.
  4. Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. – М.:ТЦ Сфера, 2012 год.
  5. Сидорова И.В. Как научить ребёнка плавать.- Айрис - Пресс, 2011год.
  6. Семёнов Ю.А. Навык плавания каждому. – М.: Физкультура и спорт.

1983 год.

  1. 13.Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д./с. М. - 2001 год.
  2. Чеменева А.А. Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей

дошкольного возраста. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2011 год.

Приложение 1

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

Тестовые задания и критерии:

1. Скольжения на груди: 4 б - ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б - 3 м; 2 б - 2 м; 1 б - 1 м.

2. Скольжение на спине: 4 б - ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б - 3 м; 2 б - 2 м; 1 б - 1 м.

3. Специальные упражнения: 4 б - правильно; 3 б - имеется неточность ; 2 удовлетворительно; 1 б - не справился

4. Согласованное выполнение движений: 4 б - правильно; 3 б - имеется неточность ; 2 б - удовлетворительно; 1 б - не справился

5. Развитие творчества в воде: 4 б - выполняет самостоятельно; 3 б - выполняет по образцу; 2 б - выполняет повторяя движения детей; 1б - не выполняет.

6. Пластика в движениях: 4 б - присутствует; 1 б - отсутствует.

Методика проведения диагностики.

1. Скольжение на груди: стоя у бортика, руки впереди, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрела» на груди. Тело ребёнка должно быть у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.

2. Скольжение на спине: Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться назад, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна бассейна и выполнить упражнение «Стрела» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо - на поверхности воды.

3. Специальные упражнения.

Глубина воды - по пояс:

1. Подъем колена. Из исходного положения, стоя на одной ноге (прямой), другую ногу, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. При подъеме колена может быть использован любой вариант (стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, в шагах, беге, подскоках).

2. Мах выполняется стоя на одной ноге, в горизонтальном положении. Прямая маховая нога поднимается точно вперед-горизонтально, разрешено небольшое «выворотное» положение стопы. Разрешается использовать любое сочетание маха ногой с движениями на месте, шагами, бегом, подскоками. Возможна также разная плоскость движения:

1) мах вперед;

2) вперед - в сторону (по диагонали) или в сторону.

Выполняется на 2 счета:

1- сгибая колено, поднять правую ногу вперед - вниз (мах может быть выполнен в любом направлении - вперед, по диагонали, назад);

2 - вернуться в исходное положение.

3. Прыжок - ноги - вместе, ноги – врозь выполняется из исходного положения: пятки вместе, носки слегка врозь (на ширину стопы). Отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении опуститься на всю стопу, вернуться в и.п.

4  Выпад может быть выполнен любым способом (шагом, скачком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону). Основным вариантом этого «аэробного шага» является положение «выпад вперед».

5. Шаг напоминает естественную ходьбу, но отличается большей четкостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую ногу сгибая поднять точно вперед. «Marching» - ходьба на месте, «Walking» - ходьба в различных направлениях, вперед-назад, по кругу, по диагонали.

6. Бег - переход с одной ноги на другую как при ходьбе, но с фазой полета. «Joging» - вариант бега, типа «трусцой».

7. Подскоки выполняются в ритме «И - РАЗ» или «РАЗ - ДВА».

4. Согласованное выполнение упражнений. Технике исполнения оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, согласованность, сложность. Дети находятся на небольшой глубине, их движения должны быть четкими и уверенными от начала и до конца выступления. Все члены команды должны одновременно менять положение тела, производить толчки и перемещения.