Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?»
план-конспект занятия (младшая группа)

Грубова Наталья Владимировна

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?»

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы очень рады приветствовать Вас сегодня на нашей встрече.

 

Уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушку.

Вот такие "пять" да "пять",

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой (мелкой)  моторики.Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

Развитие мелкой моторики очень важно для малышей еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.

Сегодня на нашем собрании мы с вами поиграем. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно, только в игровой форме. И не забывайте хвалить ребенка, создавая ситуацию успеха.

Способы развития мелкой моторики

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Предлагаю выполнить их все вместе.Дети лучше запоминают стихотворные тексты и речь их делается более выразительной.

«Солнышко» (можно видео со старшими детьми)

Солнышко, солнышко, в небе свети! (Потянуться руками вверх)

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои, (Похлопать в ладоши над головой)

Нас покружи, оторви от земли.(Покружиться, подняв руки вверх)

Солнечный лучик быстро скакал, (Вытянуть вперед правую руку, медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу.Проследить глазами.)

И на плечо он к ребятам упал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый себе на плечо посмотрел. (Повторить то же самое с левой рукой)

Солнечный лучик быстро скакал, (Вытянуть руку вперед и коснуться пальцем кончика носа.Проследить глазами)

И на маленький носик к ребятам попал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый на носик себе посмотрел.

Хлопают радостно наши ладошки, (Похлопать в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки. (Ходьба на месте)

Солнышко скрылось, ушло на покой, (Закрыть глаза и положить руки под щеку)

Мы же на место сядем с тобой. (Сесть на стульчики)

 

Зайка

 

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

 

2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, предлагаю в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Реклама игр-шнуровок).

Комментарий:  Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки  - из плотного цветного картона, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое.

 

3. Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами  -    пересыпание между  ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. 

Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 - 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

 

4.Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

Игры с шишками.

С древних времен на русской земле забавлялись шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камнями и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекатывали друг другу и т.д.

 

Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев свои ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение.

 

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнить четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

 

Упражнения с сосновыми шишками:

 

Как ежик колется сосна,

Ее мне шишка не страшна

Сосновую шишку в ладонях катаю

С сосновою шишкой сейчас я играю

 

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут.

Шишки лапы им щекочут.

 

Колются не больно,

Малыши довольны. (А. Орлова)

 

Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого надо положить сосновую шишку и взять еловую.

 

Раз, два, три, четыре, пять

Шишку будем мы катать

Шишку будем мы катать

Раз, два, три, четыре, пять

 

Еловая шишка нам колет ладошки

Мы покатаем шишку немножко.

 

Или

 

Шишки словно ежики

Колются чуть-чуть

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

 

Следующее упражнение – сжимание или разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

 

Шишку я в руке держу

То сожму, то разожму

Поиграю с нею –

Ладошки разогрею.

 

Вот сжимаю правою

Вот сжимаю левою.

Буду шишки я сжимать,

Буду ручки укреплять.

 

•        Игры с тестом.

Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

•        Рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

•        Мозаика, пазлы– развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

•        Сматывание цветных ниток в клубочки

•        Игры-инсценировки с пальчиковым театром

 

 

 

И напоследок, хочу заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.  Желаю Вам успехов и приятных минут общения с ребёнком!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Тема:Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Цели:показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. Задачи:• обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и разв...

Родительское собрание "Развитие мелкой моторики рук у детей"

Родительское собрание«Развитие мелкой моторики рук у детей»Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой     моторики рук у детей.  Задачи: 1. Пок...

Родительское собрание: "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста" 2014 год

Цель: Формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей....

Родительское собрание "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"

На собрание познакомила родителей с развитием мелкой моторики у малышей.Так же провила анкетирование по теме"Что такое мелкая моторика?Как её развивать"...