Консультация для воспитателей средних групп Организация безопасной и развивающей среды (детей 4-х лет)
консультация (средняя группа)

Васильева Светлана Сергеевна

Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.

В приоритете в дошкольном учреждении должно выступать комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности физического развития воспитанников.

Важно научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_bezopasnoy_i_razvivayushchey_sredy.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей средних групп

Организация безопасной и развивающей среды (детей 4-х лет)

Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.

В приоритете в дошкольном учреждении должно выступать комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности физического развития воспитанников. 

Важно научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера.

Задачи развивающей среды:

       - активизация мыслительной деятельности с помощью спортивного оборудования;

       - использование пространственной терминологии и специальных упражнений с предметами;

       - использование спортивного оборудования для сравнения, анализа, вопросов и создание поисковых ситуаций;

       - создание условий для всестороннего развития личности ребёнка;

      - решение комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

По данным исследований, на пятом году жизни наблюдается наиболее значительный прирост показателей двигательной активности. Ребенок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его еще невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности со стороны педагога. Иначе не миновать ушибов и других травм от ударов и падений. Обратите внимание на размещение мебели и игрушек в игровой комнате. Оно должно соответствовать правилам безопасности. Проанализируйте траекторию наиболее частых передвижений детей и переставьте мебель, освободив проходы.

Безусловно, требованиям здоровьесбережения отвечает мобильная, мебель с закругленными углами, на колесах.

С учетом того, что физкультурные занятия в средней группе проводятся в физкультурном зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате, поэтому рекомендуем оборудовать специальный физкультурный уголок для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

При размещении физкультурного уголка мы должны исходить из правил безопасности. Оптимальное место для занятий с оборудованием - площадка, максимально удаленная от окон, шкафов, уголка живой природы. Расположение ниш, полочек, крючков, ящиков, тележек и другого инвентаря должно отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение на них оборудования - принципу целесообразности. Например, игра «Дартс» должна быть размещена на уровне глаз ребенка, массажеры для стоп — в нише на полу и т.п. Физкультурный уголок должен логично вписаться в интерьер комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю.

При подборе физкультурного оборудования необходимо исходить из логики развития психофизических качеств двигательных способностей: быстроты, ловкости, координации, интересов и предпочтений детей и возможности организации двигательной деятельности на ограниченной площади по одному и небольшими группами.

Теперь поговорим о подборе инвентаря. С одной стороны, целесообразно разместить то оборудование, с которым ребята занимаются на физкультурном занятии с целью закрепления двигательных навыков в самостоятельной деятельности. Однако часть инвентаря слишком громоздка (лестницы, дуги, скамейки и пр.), использование другой его части небезопасно без контроля педагога (гимнастические палки, мячи). Подобный инвентарь лучше применять на участке во время прогулки.

При комплектовании же содержания физкультурного уголка исходите из конкретных условий (площади, количества имеющегося оборудования и пр.). Универсальным является физкультурно-игровое оборудование, специально предназначенное для размещения в групповой комнате: малогабаритное, легкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью.

Перечислим его:

 - кегли (1- 2 набора),

- игра «Дартс» (с шариками на липучках),

 - ракетки с мячиками на липучках,

- напольные и подвесные кольцебросы,

- набор пластмассовых городков,

- поролоновые и матерчатые мячи,

- скакалки (2-3 шт.), шнур,

- султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантельки (два-три набора);

 - мешочки 200 г (2-3 шт.),

- обручи (2-3 шт.),

 - бубен, музыкальный молоточек,

 - оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.).

Если в младших группах ребенок постигал «азы азбуки движений» и исследовал возможности каждого предмета, то теперь малыш стремится к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Стараясь проникнуть в суть явлений и предметов, улавливая отдельные закономерности и взаимосвязи, ребенок начинает постигать азы правильной техники движений. Не случайно этот период назван возрастом почемучек.

Удовлетворяя детскую любознательность, мы можем стимулировать развитие детского творчества, самостоятельности, инициативы. С этой целью варьируйте местоположение оборудования, периодически на 2- 3 недели убирайте то, которое наскучило детям. Оживляйте уголок яркими иллюстрациями, тематическими картинками.