Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста.
проект (средняя группа)

Савина Наталья Анатольевна

Воспитание любви к Родине – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Защитники Отечества"72.42 КБ

Предварительный просмотр:

КУ  ХМАО-Югры

«Урайский специализированный  Дом ребенка»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Защитники Отечества»

для детей среднего дошкольного возраста.

                                                             Савина Н.А.

                                                               Осипова О.Н.

                                                                           Воспитатели гр. №7

Г.Урай   2019г

Воспитание любви к Родине – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

         В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан.

     Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Сейчас работа в данном направление актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в то время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии.

   Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды.

  В нашем учреждении находятся дети без родителей или попавшие в сложную жизненную ситуацию. Проведя первичную диагностику по выявлению знаний детей о Российской Армии и ее защитниках, выявили, что дети имеют очень слабое преставление о нашей Армии.

Именно по этому, работа по патриотическому воспитанию наших детей  проходила с широким использованием педагогических средств: показ и демонстрация иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений,  просмотров презентаций и небольших по объему фильмов, посещений музея, совершая экскурсии, встречаясь  с учащимися кадетского класса МБОУ СОШ  №5,  воинами-пограничниками из  Урайского филиала Общественной Организации «Ветераны пограничники Тюменской области» Михайловским И. В.    При этом  мы стремились  к сочетанию разнообразных методов и интеграции всех видов деятельности детей. При отборе произведений руководствовались  общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

 Задача педагогов в доступной форме донести до наших  детей  знания о Российской Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой. Посещая музей «Поиск», «Мемориал Памяти» г.Урая  и во время   встреч с представителями военных профессий мы повышаем  мотивацию детей, быть сильными, смелыми, честными, храбрыми, дружелюбными, вежливыми, похожими на военных: солдата, моряка, пограничника, танкиста.

  Актуальность данной работы заключается в формировании  у детей  чувства патриотизма, гордости и любви к своей Родине, за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов,  надеясь, что в будущем служба в армии будет считаться для них не наказанием, а почетной обязанностью.

   Предмет исследования: Выявить воздействие разнообразных методов и приемов в формировании  патриотических чувств и интересу к Российской Армии, к профессии военного.

   Цель исследования :  Формирование чувства патриотизма у детей среднего дошкольного возраста.

   Гипотеза: Применяя разнообразные методы и приемы мы формируем  у детей  чувство патриотизма, гордости и любви к своей Родине, за свою армию и вызываем желание быть похожими на сильных российских воинов.
       
Задачи:

  • формировать  знания о Российской Армии, военных профессиях, видах  военной техники;
  • развивать у детей познавательную активность, творческие способности; 
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,
  • обогащать словарь новыми словами;
  • воспитывать  патриотические чувства к Родине, гордость за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов;

Тип проекта: групповой;

Вид деятельности: информационный, практико-ориентированный;
Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц;
Участники проекта: 

  • воспитатели группы №7;
  • дети средней группы №7; 
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физкультуре;
  • педагог по изостудии;
  • Михайловский И. В. председатель Урайского филиала ОО «Ветераны пограничники Тюменской области»;

       Этапы проекта:

  1 этап подготовительный:

  • Диагностика детей по выявлению уровня знаний о Российской Армии;
  • подбор детской художественной литературы для чтения, для заучивания стихотворений наизусть;
  • подбор материалов для презентации и её изготовление;
  • подбор наглядного материала по теме;

   2 этап практический:

  • рассказ воспитателей об истории возникновения праздника, о российской армии;
  • беседы с детьми;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихотворений;
  • проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;
  • выполнение  рисунков, аппликаций;
  • изготовление медалей  для гостей;
  • рассматривание картин, иллюстраций, презентаций, мультфильмов, составление рассказов по ним;
  • взаимодействие педагогов  и детей в подготовке фото выставки;   
  • экскурсия «По дорогам памяти»  к «Мемориалу Памяти» г.Урай;
  • экскурсия в музей «Поиск» МБОУ СОШ  №5   г. Урай;
  •  встреча с представителем Урайского филиала Общественной Организации «Ветераны пограничники Тюменской области» Михайловским Иваном  Витальевичем «Мы пока что дошколята, но мы в будущем солдаты!»;
  • развлечение  «Бравые солдаты»
  1. этап завершающий:
  • Мониторинг  выявления уровня знаний детей о Российской армии;
  • Размещение материалов проекта на сайте Дома ребенка;

     

    Продукт проекта:

  • Выставка детских творческих работ «Наша Армия родная и отважна и сильна!»;
  • Развлечение «Бравые солдаты»;

Предполагаемый результат:

  • дети знают о современных защитниках Российской Армии, военных профессиях,  видах военной техники;
  • желают  подражать солдатам, быть такими же смелыми, отважными, сильными, честными, храбрыми, дружелюбными,  вежливыми.

План  мероприятий  по реализации  проекта «Защитники Отечества»

по нравственно-патриотическому воспитанию

                                                           группа №7

Цель: Дать детям  общее представление о Российской Армии, в разных видах деятельности.

Задачи:  Познакомить детей с представителями военных профессий ( моряк, летчик, танкист, солдат), с учащимися кадетского класса МБОУ СОШ  №5,  воинами-пограничниками из  Урайского филиала Общественной Организации «Ветераны пограничники Тюменской области» Михайловским И. В.  и  различной военной техникой (самолет, танк, корабль)   Формировать у детей  стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками своей страны.  Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.

1 неделя

Тема. Задачи.

Ответственные за мероприятие

Диагностика детей по выявлению уровня знаний о Российской армии 

Беседа  «Наша Армия»    Дать детям элементарные представлении об армии, расширять и обогащать представления детей о родах войск, обогащать представления о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию. Вызвать желание быть похожим на сильных, смелых российских воинов.

Презентация « Наша Армия сильна»   Познакомить детей с различными представителями родов войск и военной техникой.

Экскурсия в музей «Поиск» МБОУ СОШ  №5    Познакомить детей с героическим прошлым нашей Родины, сформировать чувство патриотизма и любви к своей стране, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Встреча с кадетами МБОУ СОШ  №5   Познакомить детей с кадетами МБОУ СОШ  №5 – будущими воинами нашей страны.

Д/и «Разбери боеприпасы (кубики, шарики)» Закреплять  умение раскладывать предметы на две группы: шарики, кубики.

Лепка «Самолет»  Познакомить детей с различными  самолетами нашей страны. Продолжать учить лепить предметы различных форм, передавая их особенности. Закреплять ранее полученные навыки- раскатывание, скатывание, сплющивание. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания. Развивать мелкую моторику рук, художественные способности у детей. . Воспитывать внимание,  желание детей доводить дело до конца. 

Аппликация. «Медаль» Закреплять технические навыки работы с бумагой и ножницами, умение вырезать предмет по контуру  и наклеивать их на диск. Развивать  умение пользоваться  клеем - карандашом. Воспитывать аккуратность, самостоятельность

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы» Развивать мелкую моторику рук.

П/и «Самолеты» Учить детей действовать по сигналу.  Закрепить умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носками. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать желание участвовать в подвижных играх.

П/и «Кто быстрее возьмет флажок» Учить детей действовать по сигналу.  Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать желание участвовать в подвижных играх.

Разучивание песни «Наша Армия сильна» Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь подвижно, согласованно, естественным звуком.

Консультация для родителей  «Наша Армия родная» Изготовить для родителей папку передвижку «Наша Армия родная», используя иллюстрации, стихи, текстовый материал о Российской Армии.

Савина Н. А.

Педагоги группы №7

Осипова О.Н., Савина Н. А.,

Чубарова Г. И. педагог МБОУ СОШ  №5    

Осипова О.Н., Савина Н.А.,  

Чубарова Г. И. педагог МБОУ СОШ  №5    

Педагоги группы №7

Педагоги группы №7

Осипова О.Н., Савина Н.А. ,

Орлова А. И. педагог по изостудии

Педагоги группы №7

Самусева Т.В. инструктор по физкультуре

Педагоги группы №7

Балакина Р. А. музруководитель

Савина Н. А.

2  неделя

Тема. Задачи.

Ответственные за мероприятие

Рассматривание альбома «Военная техника»  Познакомить детей с различной военной техникой.

Просмотр мультфильма «Идет солдат по улице» Учить просматривать мультфильм и понимать его содержание. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма. Воспитывать интерес к мультфильмам

Встреча с представителем Урайского филиала Общественной Организации «Ветераны пограничники Тюменской области» Михайловским Иваном  Витальевичем  Познакомить детей с воинами –пограничниками, которые служа в Российской Армии, защищали границы нашей Родины.

Мастер класс «Подарочная открытка»  Учить детей оформлять подарочную открытку на военную тему для призывников Российской Армии, используя различные атрибуты из цветной бумаги. Закреплять технические навыки работы с бумагой и ножницами. Воспитывать художественный вкус при размещении композиции на листе бумаги.

Д/и «Белый, синий, красный» Закреплять умение детей разбирать предметы на 3 группы в разные коробки, ориентируясь на цвет (белый, синий, красный). Выяснить, на что похожа составленная пирамида из коробок(белая, синяя, красная) – похожа на российский флаг.

П/и «Меткие стрелки»  Развивать у детей глазомер и умение прокатывать мяч в цель:  сбить кегли. 

Музыкальная игра «Барабанщики» Учить детей отбивать ритм при помощи барабанных палочек на барабане, развивать музыкальный слух

Танец «Моряки» Учить детей выполнять  танцевальные  движения: выставление ноги на каблук,  и выразительного исполнения танца.

ИЗО «Корабль»  Закреплять технические навыки работы  с бумагой и ножницами, умение вырезать предмет по контуру, умением закрашивать корабль с помощью гуаши 3 цветов: белый, синий, красный,  в цвет Российского флага, умением наклеивать  на лист бумаги. Развивать  умение пользоваться кистью и клеем. Расширить знания детей  о военной технике – корабль. Формировать старательность, усидчивость и интерес к изобразительному искусству. Воспитывать патриотические чувства.

Аппликация. Коллективная работа «Военные профессии»  Закреплять технические навыки работы с бумагой и ножницами, умение вырезать предметы по контуру (матрос, солдат и т.д.) и наклеивать их на лист бумаги. Развивать  умение пользоваться кистью и клеем. Воспитывать аккуратность, самостоятельность и интерес к военной технике. Учить видеть результаты коллективной работы.

Педагоги группы №7

Педагоги группы №7

Осипова О.Н., Савина Н. А.

Михайловский И. В. председатель Урайского филиала ОО «Ветераны пограничники Тюменской области»

Михайловский И. В. председатель Урайского филиала ОО «Ветераны пограничники Тюменской области»

Педагоги группы №7

Самусева Т.В. инструктор по физкультуре

Балакина Р. А. музруководитель,

Савина Н. А.

Савина Н. А.

Савина Н. А.

3 неделя

Тема. Задачи.

Ответственные за мероприятие

Просмотр военного парада.  Познакомить детей с военным парадом, в котором принимают участие военные солдаты, моряки, их боевой выправкой и умением выполнять различные команды командира.

Физминутка «Парад»  Развивать умение выполнять движения по тексту, укрепляя физическое  здоровье детей. Расширять представления о военном параде.  Вызвать желание быть похожим на сильных, смелых российских воинов.

Экскурсия к «Мемориалу Памяти» г.Урай  Познакомить детей с памятникомпогибшим героям в Великой Отечественной Войне; расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, воспитывать патриотические чувства, почтить память погибших воинов – «Минутой молчания»

ИЗО «Наши танки быстры» Закреплять технические навыки работы с цветным карандашом, изображать на листе бумаги контур овалов разной величины, располагая их друг над другом, использовать навыки закрашивания изображения, не выходя за контур. Расширить знания детей  о военной технике – танк. Формировать старательность, усидчивость и интерес к изобразительному искусству. Воспитывать патриотические чувства.

Изостудия. «Наша армия» Развивать творческие способности у детей.

Аппликация «Солдат»  Учить детей по показу складывать бумагу в определенном порядке, развивать умение пользоваться клеем- карандашом,  и умением оформлять лицо солдата с помощью фломастера.

П\и «Мы пока еще ребята, и шагаем как солдаты» Развивать двигательную активность в игре, умение действовать по сигналу, выполнять правила игры, движения по тексту. Вызвать желание быть похожим на сильных, смелых российских воинов.

П/и «Лошадки» Учить в игре действовать с предметами (лошадка) Развивать двигательную активность в игре и быстроту реакции на указания воспитателя, умение  выполнять правила игры.

Д/и «Сложи картинку» Продолжать совершенствовать навык складывания картинки из разных частей. Закреплять названия военной  техники и военных профессий.

Педагоги группы №7

Педагоги группы №7

Осипова О.Н., Савина Н. А.

Педагоги группы №7

Педагоги группы №7

Орлова А. И. педагог по изостудии

Савина Н. А.

Самусева Т.В. инструктор по физкультуре

Педагоги группы №7

Педагоги группы №7

4 неделя

Тема. Задачи.

Ответственные за мероприятие

С/р  игра «Моряки»  Развивать диалогическую речь и игровые действия на основе игры «Моряки» Учить брать на себя роль: капитан, рулевой, юнга. Воспитывать умение взаимодействовать  друг с другом.

Заучивание стихотворений: «Солдат. Из цикла «Кем быть» Татьяна Лаврова, «Матрос» И. Михайлова, «Моряк»В. Степанов. Учить детей слушать и понимать содержание стихотворения. Развивать умение чувствовать рифму в тексте стихотворения, выделяя паузы и логические ударения в словах. Воспитывать внимание, речь и умение читать выразительно.

И\у «В Армии» Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Ручной труд «Самолет» Уточнить и расширить знание детей о военной технике, познакомить с новым способом  изготовления поделки из подручного материала (бельевая деревянная прищепка, деревянные палочки) Воспитывать умение доделывать работу до конца; сравнить свою поделку  с образцом; дать словесный отчет  о проделанной работе.

Аппликация. Коллективная работа «Военная техника»  Закреплять технические навыки работы с бумагой и ножницами, умение вырезать предметы по контуру (танк, самолет, корабль) и наклеивать их на лист бумаги. Развивать  умение пользоваться кистью и клеем. Воспитывать аккуратность, самостоятельность и интерес к военной технике. Учить видеть результаты коллективной работы.

Выставка детских работ.  Учить детей внимательно рассматривать  и оценивать результаты своей работы и своих товарищей. Развивать умение рассказать о своей работе, из каких частей  и каким способом выполнена работа. Воспитывать чувство товарищества и сопереживания за качество детских работ.

Развлечение «Бравые солдаты» создать атмосферу праздника, радостное настроение; закрепить с детьми знания о военных профессиях, их особенностях; развивать интерес к данным видам профессий; развивать такие физические качества, как сила, ловкость, координация движений; реализовать  задачи по патриотическому воспитанию через участие с учащимися  кадетского класса МБОУ СОШ  №5, с  ветераном пограничником председателем   Урайского филиала Общественной Организации «Ветераны пограничники Тюменской области» Михайловским И. В., воспитывать чувства патриотизма, желание стать солдатом, служить в Российской Армии,  защищать и гордиться своей Родиной.

Мониторинг  выявления уровня знаний детей о Российской армии

Педагоги группы №7

Педагоги группы №7

Педагоги группы №7

Савина Н. А

Осипова О. Н.

Савина Н. А., Осипова О. Н.,

Орлова А. И. педагог по изостудии

Савина Н. А., Осипова О. Н., Сагадеева В.Г.

Балакина Р. А. музруководитель,

Дети гр.№7, №1

Михайловский И. В. председатель Урайского филиала ОО «Ветераны пограничники Тюменской области»

Чубарова Г. И. педагог МБОУ СОШ  №5 и кадеты    МБОУ СОШ  №5

Савина Н.А.

Диагностика.

Вопросы к диагностике по теме «Защитники Отечества»

(средний дошкольный возраст)

  1. Кто защищает нашу Родину?
  2. Для чего солдатам нужно оружие?
  3. Какие военные профессии вы знаете?
  4. Кто плавает на кораблях (водит самолёты, управляет танками)?
  5. Какой головной убор носят моряки, летчики, танкисты, солдаты?
  6. Какую военную технику вы знаете?
  7. Что нарисовано на крыльях самолёта, на борту танка, корабля?
  8. Кто самый главный на корабле?
  9. Какой великий праздник о отмечает вся наша страна 9 мая?
  10. Почему в День Победы на улице можно увидеть людей с медалями? Кто это?

Высокий уровень 3: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.

Средний уровень 2: знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.

Низкий уровень 1: ребёнок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.

  1. Первичная  диагностика детей по выявлению уровня знаний о Российской Армии,  в реализации  проекта «Защитники Отечества» 01.02.2019г

  №

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

  %

Уровень развития

1

Алиев Ислам

1

2

1

1

1

1

1

1

1

  1

    11

36

никий

2

Ахмирова  Камила

2

2

2

2

1

1

2

1

1

  2

    16

53

средний

3

Быку Искандер

2

1

1

2

1

1

2

1

1

  1

     13

43

низкий

4

Быку Теймур

2

1

2

2

1

2

1

1

1

  2

     13

43

 низкий 

5

Зольников Степан

1

2

2

1

1

1

2

2

1

  2

    15

50

средний

6

Киселев Даниил

2

1

2

1

1

1

2

1

1

  1

     13

43

 низкий 

7

 Скоробогатова Ира

2

1

1

2

1

2

1

2

1

  1

     14

46

 низкий  

Баллы

12

10

11

11

7

9

11

9

7

  10

%

57

47

52

52

33

42

52

42

33

  47

ВЫВОД: После проведения первичной диагностики у детей нашей группы по выявлению уровня знаний о Российской Армии, было выявлено, что дети очень мало знают об этой теме. Из  7 детей, 2 ребенка имеют средний уровень знаний, у 5 детей - низкий уровень знаний.

  1. Итоговая диагностика детей по выявлению уровня знаний о Российской Армии, в реализации  проекта «Защитники Отечества» 28.02.2019г.

  №

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

 %   

Уровень      

  развития

1

Алиев Ислам

2

3

2

2

3

3

2

2

2

  3

   24

  80

средний

2

Ахмирова  Камила

3

3

2

3

2

3

3

2

3

  3

   27

  90

высокий

3

Быку Искандер

3

2

3

3

2

3

3

2

2

  3

   27

  90

высокий

4

Быку Теймур

3

3

2

3

3

2

3

2

3

  3

   27

  90

высокий

5

Зольников Степан

2

3

3

3

2

3

3

2

2

  3

   26

  86

высокий

6

Киселев Даниил

2

2

2

3

2

2

2

3

2

  2

   22

  73

средний

7

 Скоробогатова Ира

2

2

3

2

3

3

2

2

2

  2

   23

  76

средний

Баллы

17

19

17

19

17

19

18

15

16

  19

%

56

63

56

63

56

63

60

50

53

63

ВЫВОД:  После проведенной работы с детьми была проведена итоговая диагностика, которая выявила, что знания детей существенно пополнились.

Низкий уровень знаний не показал ни один ребенок, 3 детей выявили средний уровень, а 4 ребенка показали высокий уровень знаний о Российской Армии.

      3.Сравнительная таблица   знаний детей.

Заключение. Таким образом, на основании таблиц диагностики прослеживается качество знаний детей по каждому вопросу темы  проекта «Защитники Отечества». Результаты: Низкий уровень знаний не показал ни один ребенок, 3 детей выявили средний уровень, а 4 ребенка показали высокий уровень знаний о Российской Армии и  Защитниках Отечества.

После проведенного анализа усвоения материала по вопросам диагностики, пришли к выводу, что детям было особенно интересно узнать об военном вооружении, видах боевой техники, военных профессия. У ребят повысилась мотивация:  желают  быть похожими на военных солдат. Хотят  быть такими же смелыми, отважными, сильными, честными, храбрыми, дружелюбными,  вежливыми.  У детей активизировалась речь и обогатился словарный запас. Проявилась  гордость за свою страну и Армию. Работа по патриотическому воспитанию наших детей  будет продолжена.

Литература:

  1. Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» 2008г.
  2. Александрова Е. Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. –Волгоград, 2007.
  3. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2014г.
  4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней  группе детского сада. —М.; Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду»  Средняя группа 2014г.
  6. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» 2003г.
  7. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Защитниках Отечества. – М., 2005
  8. Комарова Т.С. «Художественное эстетическое развитие» 2016г.
  9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  10.  Малова В. В.. Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. М Владос 2010.
  11. . Новицкая М. Ю., С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. Издательство: Дрофа, 2010 г
  12. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» Вторая младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. ФГОС 2014г.
  13. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» Игры, упражнения, конспекты занятий. 2005г.
  14. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День Защитника Отечества" для детей среднего дошкольного возраста

Сценарий праздничного развлечения, посвященного 23 февраля для детей среднего дошкольного возраста....

Спортивно-развлекательное мероприятие «23 февраля – день защитника отечества» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: расширять у детей знания о празднике «День защитника Отечества».Задачи:Образовательные- знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества;- закреплять знания о во...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста....

Сценарий праздника ко Дню защитника Отечества для детей среднего дошкольного возраста Тема: «День защитника Отечества» 2019 - 2020 учебный год.

Материал предназначен для проведения мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества с детьми среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества» для детей среднего дошкольного возраста.

Методическая разработка «Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества» для детей среднего дошкольного возраста. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Отечества, чувство гордости за...