Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи .
статья

В соответствии с федеральным  государственным образовательным  стандартом дошкольного образования одной из задач стоящей перед ДОУ, является взаимодействие семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Сложившаяся практика показывает, что включение родителей  в совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – это самое эффективное средство правильного развития малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Что такое детство для каждого из нас? Весёлая, беззаботная пора, новые открытия, победы, первые разочарования. Именно в это время происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители.

Когда малыш переступает порог детского сада, то именно это детское учреждение становится для него вторым домом. И задача педагогов сделать все для того, чтобы в детском саду было так же тепло и уютно, как дома.

Одним из важнейших направлений государственной политики  Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В соответствии с федеральным  государственным образовательным  стандартом дошкольного образования одной из задач стоящей перед ДОУ, является взаимодействие семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Сложившаяся практика показывает, что включение родителей  в совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – это самое эффективное средство правильного развития малыша.

Традиционная форма взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными  инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ  с родителями воспитанников. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (законных представителей)

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  •  единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  •  открытость дошкольного учреждения для родителей;
  •  взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  •  уважение и доброжелательность друг к другу;
  •  дифференцированный подход к каждой семье;
  •  равная ответственность родителей и педагогов.

  Цель: создание необходимых условий для  формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные виды социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада; обучение конкретным приемам и методам оздоровлении, закаливания, развития ребенка в разных видах деятельности.

Задачи:

  1. формирование психолого-педагогических знаний родителей;
  2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
  3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

           Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и прочие.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Анализ организации работы с родителями выявил ряд актуальных проблем:

  • педагоги придумывают разные формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, стенды…., но откликаются на них только малая часть.
  • традиционные формы работы с родителями  (беседы, собрания, уголки) дают малый результат.  
  • педагогическая пассивность родителей,   родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду.
  • педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду.
  • незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду.

Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и детского сада, надо  воспитывать не только детей, но и их родителей. Причем не столько  воспитывать, сколько общаться, сотрудничать,  обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы    их  решения.

Совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также  обеспечить высокое качество дошкольного образования. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм общения педагога с родителями. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Этот метод актуален и очень эффективен, он дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения окружающего мира.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

  • становясь активными участниками  процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
  • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
  • возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?

  • участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
  • расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
  • дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.

Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Цель  проекта:

  • Внедрение  новых нетрадиционных форм работы с семьей в соответствии с ФГОС ДОУ.
  • Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
  • Устранение существующих проблем (противоречие, непонимание).

Задачи:        

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.      
  •  Апробировать   нетрадиционные  формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях.
  • Создать атмосферу взаимопонимания и  общности интересов.
  • Вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество.
  • Повышение педагогических умений педагогов: (планирование работы с родителями, самообразование педагогов, консультации, педагогический опыт).

Структура взаимодействия педагогов с родителями:

  • изучение социального статуса семьи,
  • беседы,
  • анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют,
  • консультации, каких специалистов ДОУ они хотели бы получить.  
  • письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,
  • оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества,
  • индивидуальные беседы,
  • организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
  • проведение групповых праздников, развлечений,
  • проведение родительских собраний.

Проект может быть: долгосрочный, открытый, коллективный, социальный, творческий.  

Для того чтобы работа по проекту была эффективна, необходимо организовать ее в определенной последовательности:

  1. Ставим цель проекта, исходя из интересов и потребностей детей и родителей (проводим  экспресс-опрос)
  2. Устанавливаем между воспитателями и родителями

доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Обсуждаем тему и план работы, рисуем план-схему проведения проекта.

  1. Привлекаем к совместной деятельности специалистов детского сада.
  2. Собираем информацию, материал, предлагаем родителям и детям выполнить некоторые задания дома.
  3. Проводим беседы, консультации, игры (квесты и т.п.), наблюдения, поездки, мастер-классы и т.д.
  4. Организуем итоговое мероприятие проекта.

Мы добавили такие новые формы взаимодействия, для привлечения родителей:  

  • Деловая игра - способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления родителей, поиску новых путей сложных задач, формируют  их практические умения и навыки.
  • Метод инсценировки - он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью. Например: родители выступают в роли детей и воспитателя, обыгрывая проблемные ситуации.
  • Игра КВН - чаще всего используется для уточнения и закрепления знаний. Содержание вопросов и заданий посвящается одной теме, что позволяет более полно охватить разные  аспекты проблемы.
  • Мозговая атака (мозговой штурм) - это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы.
  • Древо мудрости - родителям предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим родителям, педагогам или к Мудрецу (ведущему игры).
  • Кейс – технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
  • Квест (от англ. «Quest – поиск») - это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий. Сейчас все больший интерес вызывают так называемые живые квесты в реальности. Именно здесь пригодится не только смекалка ребенка, но и опыт родителей, а совместное приключение сплотит все семейство.

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:

  •  повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
  •  формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также  участию в образовательном процессе ДОУ;
  •  установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом и  семьей.

И так, готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования инновационных форм в работе с родителями.        

Еще А. С. Макаренко говорил о том, воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

Эти слова говорят о том, что взаимосвязь родителей и педагогов формирует гармоничное развитие личности ребенка.

Список используемой литературы:

1. Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой  Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах.- СПб.: КАРО, 2014

2.Давыдова О. И., Майер А. А./ Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями//ДЕТСТВО-ПРЕСС. –2012.

3.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4.

4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

5. Электронный ресурс:  https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4894


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка

žРассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....

"«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

     Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если ч...

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей "Родительский час"

Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей...

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.Осудим это......

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом ...